С первых минут зрителя охватывает чувство невообразимого отвращения, которое на протяжении фильма будет сменяться то восхищением, то ужасом, то любовью, но уж никак не безразличием. Потому что невозможно остаться индифферентным, когда пространство вокруг заполняется не только звуками и образами, но и всевозможными запахами. В кадре Родившись под прилавком на рыбном рынке, некто Жан-Батист Гренуй не должен был стать чудовищным триумфатором, управляющим людьми с помощью запахов. Мать его, рожавшая до этого четырежды, и с очередным отпрыском собиралась поступить так, как со всеми предыдущими - бросить подыхать с голоду. Но тяга к жизни с самых первых минут стала неотъемлемой частью сущности маленького Гренуя. Это и спасло ему жизнь. И тогда первый крик дал новорожденному путевку в будущее, а мать отправил на виселицу. С детства Гренуй «смотрел» на мир носом, а мир, в свою очередь, почти не замечал его. Но мальчик с самого раннего возраста верил: ему на роду написано высокое предназначение - совершить революцию в мире запахов. Ведь обоняние его было столь сильным, что он мог вычленить один заинтересовавший его запах из тысячи «благоуханий» парижских улиц и, проследив его, выйти прямиком к источнику. Именно так Гренуй и нашел безупречный в своей красоте аромат, источаемый юной рыжеволосой красавицей. И, как коллекционер, пожелал присвоить его, ради чего хладнокровно, не осознавая своего поступка, убил девушку и буквально собрал запах с ее обнаженного тела. По кожевенным делам он попал в мастерскую одного из известнейших парфюмеров того времени Джузеппе Бальдини, который был занят созданием аромата для одного дорогого клиента. Именно там Гренуй проявил все свое мастерство, не просто скопировав духи другого парфюмера, но и сделав их стократно лучше. Затем Жан-Батист отправляется в Мекку всех парфюмеров - город Грас. Там он овладевает техникой, позволяющей посредством жира сохранять запахи и приступает к реализации своего чудовищного плана - создать совершенные духи, употребив для этого девственные ароматы юных девушек. К тому времени, когда Гренуй выделил большую часть нужных эссенций, город охватила настоящая животная паника - люди не знали, что движет неизвестным маньяком, но число убитых красавиц неуклонно росло. Только Консул Антуан Риши, ведомый страхом за собственную дочь, сохраняет рассудительность и вступает в отчаянную схватку, где интеллект будет бороться с обонянием. Но и его логика вкупе с предчувствием не уберегает главную красавицу Граса. Вскоре после этого знаменитого Грасского «убийцу девушек» все-таки заключают под стражу, чтобы предать казни на городской площади. Однако возмездие оборачивается всеобщей вакханалией, лишь только ветер доносит до людей первые флюиды нового совершеннейшего и самого безупречного аромата в мире, созданного Гренуем и использованного им же одним. Безнаказанно Жан-Батист покидает Грасс. Но смерть ждет его в родном Париже. За кадром В этой картине нет открытого финала. Все предельно ясно: аутичный и жестокий в своей безразличности триумфатор-маньяк погибает, разорванный буквально в клочья разом влюбившимися в него под действием аромата бродягами. Но весь фильм зрителя не оставляет противоречивое чувство необыкновенной реалистичности и в то же время нелогичности повествования. И покидает зал он, оглушенный и одурманенный множеством запахов, льющихся потоками прямо с экрана, в состоянии невозможности понять и осмыслить увиденное. «Парфюмер» красив. «Парфюмер» страшен. Он вызывает отвращение, граничащее с восхищением, он пугает и завораживает. Все в этой ленте моментально вызывает у зрителя самый живой отклик в душе, будь то звук, картинка... или запах. Взявшись за невозможное - визуальными и аудиосредствами передать запахи, - режиссер Том Тыквер блестяще справился с задачей. Почти так же блестяще, как Патрик Зюскинд, смог заставить читателей воспринимать «Парфюмера» носом, читая его. Яркими секундными вспышками он дает представление об атмосфере на рыбном рынке - зловоннейшем месте в зловонном городе Париже, показывает крупные планы рыбных потрохов, червей, копошащихся в останках, и зрители сморщивают носы, на подсознательном уровне осязая мерзкую вонь, царящую на экране. И вместе с Бальдини получасом позже уносятся они на цветущий луг, ведомые благоуханием первого аромата, собственноручно сделанного юным гением запахов Гренуем. Старый парфюмер, безупречно сыгранный 69-летним Дастином Хоффманом, под чутким руководством режиссера снова становится молодым, заново познает откровение первой любви - и все это благодаря одному лишь аромату. А нам, зрителям, остается только внимать его ощущениям в надежде ничего не упустить. Впрочем, чтобы понять это, нужно самому прочитать книгу, морща нос и принюхиваясь на каждой странице, или же посмотреть ленту немецкого режиссера, вызывающую независимо от желания зрителя такую же реакцию. Тыквер в этом фильме выступает не только в роли режиссера, но и как сценарист и композитор. Причем это тот редкий случай, когда, разрываясь между тремя ипостасями, человек находит в себе силы и талант не загубить ничего. Картинка «Парфюмера», на мой взгляд, вызывает у зрителя именно те чувства и эмоции, какие хотел вложить в нее режиссер. Музыка служит прекрасной иллюстрацией к видеоряду. Что же касается сюжета, то с ним трио сценаристов обошлось очень бережно, не изменив никаких существенных деталей и сделав его максимально приближенным к литературному оригиналу. Конечно, вместить в 147 минут экранного видео 350 страниц романа невозможно. Поэтому какие-то моменты были из фильма исключены. Единственное, что по-настоящему жаль, - это потрясающее описание семи лет отшельничества Гренуя в пещере, которое на экране вместилось в семьдесять минут. Но требовать от съемочной группы еще более невозможного, чем сотворили они, как минимум некорректно. Ведь фильм и так стал, наверно, знаковой вехой развития кинематографа. Никогда доселе никому не удавалось современными средствами передать то, что подвластно пятому чувству человека - обонянию. Поражает сцена оргии, где задействовано, наверно, несколько сотен актеров массовки. Сама массовка, впрочем, выглядит не слишком ярко - статичные лица, неестественные позы, но монументальность и фатальная нелогичность и противоестественность происходящего рождает в сознании зрителя состояние, близкое к шоку. В этот момент он смотрит на экран как бы глазами Гренуя, осознавшего масштаб собственного деяния и укоренившегося в своем отвращении к роду людскому. Английский актер, которому на днях исполнилось 26, именно тот Гренуй - чуть-чуть прилизанный для экрана, но такой же диковатый, косноязычный и субтильный, каким представляется он у Зюскинда. Такой же внешне и повадками. Внутренний же мир героя разительно отличается в книге и в фильме. У Зюскинда глаза его герою не нужны, он не видит красоты, он обоняет красоту. У Тыквера иначе. В киноленте Гренуй лишен собственного запаха, как и в романе, но если в романе между понятиями «запах» и «душа» стоит зыбкое равенство, то тыкверовский Гренуй-Уишоу способен любить, следовательно, наделен душой. Пусть душа эта «не от мира сего», пусть не попасть ей в рай после жуткой смерти, но она вызывает в душах зрителей не банальный интерес стороннего наблюдателя, а настоящее чувство сопричастности и сочувствия гению парфюмера, ставшего жестоким, но не бесчеловечным несчастным чудовищем.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии