«Сегодня будем работать, пока не закончим, завтра утром - испытания», - фразу эту слышали и от станочников, и от главного инженера, и от директора завода. На предпусковое время спецовки надели ведущие инженерно-технические работники предприятия. Бригады монтажников возглавили главный инженер Леонид Краянов и главный механик Игорь Павлов. Слишком важен этот заказ для завода в будущем, возможно, поэтому в цехе витала некая предпраздничная взволнованность - многомесячная работа подходила к концу. О том, сколь сложной она была, свидетельствовали кипы документации, выложенные на импровизированный стол рядом с платформой. Нет-нет, кто-нибудь да заглядывал в эти чертежи. Ситуацию прояснил генеральный директор ЗАО «Шимановский машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» Павел Березовский: - Это абсолютно новый для нас заказ, такой техники раньше в Амурской области не производили. Машина предназначена для погружения свай в различные грунты. Механизм сложный и дорогостоящий. До недавнего времени его производили только в европейской части страны. Московская фирма-калькодержатель передала нам чертежи и поручила освоить производство. Каждый год ОАО «РЖД» заказывает 6 - 7 таких машин, надеемся, что теперь часть из них, для подразделений дороги, работающих от Урала до Сахалина, будем делать мы. Дальневосточный рынок недостаточно обеспечен техникой для обустройства и ремонта контактной сети железной дороги. Представитель фирмы заказчика из Новосибирска Валерий Киричко, с пристрастием наблюдающий за работой шимановских машиностроителей, охарактеризовал новую технику вполне доступно: - Если раньше, когда столбы устанавливались методом бурения, на каждый из них требовалось по нескольку часов, то такая машина вдавливает опору в землю за полторы минуты. Поэтому ждем ее с нетерпением. Чтобы справиться со сложным заказом, заводу пришлось взять 5-миллионный кредит. Помогла областная администрация - в виде гарантии, а также субсидии на часть процентной ставки, что, по словам гендиректора, является большим подспорьем. Ну а осваивать новое заводчанам приходится почти постоянно, едва ли не с первых лет существования предприятия - рынок требует. В свое время осваивали нестандартное оборудование, подъемники специальной крановой бурильной машины ПСКБМ-1, а также 20- и 16-тонный краны на автомобильном ходу. Они устанавливаются на шасси, или, как здесь говорят, на базы КамАЗа и «Урала», и уже не нуждаются в представлении на дальневосточных территориях. - Это вполне современная продукция, - рассказывает Павел Викторович, - и пользуется спросом у энергетиков, строителей, железнодорожников. Сегодня мы плотно заняты до конца года. И, можно сказать, сбылось мое пожелание, которое частенько говорю своим коллегам-машиностроителям - пусть заказов будет столько, чтобы вы с ними не справлялись. Только на базе КамАЗа за текущий год будет выпущено 30 кранов. В последние месяцы выпускаем по 4 машины. Рост производства за год по сравнению с 2005-м составит 150 процентов. Есть у директора планы и на будущий год - связаны они также с освоением новой продукции, и опять же для железнодорожников. Только на этот раз машина будет не забивать, а вытаскивать отработанные сваи и опоры. Ожидаемый заказ - 40 комплектов такого оборудования, стоимость работ - около 20 миллионов рублей. Продолжится выпуск и основной продукции - кранов и «эскабээмок» - так заводчане ласково называют бурильные установки. Но удастся ли вновь выйти на столь значительный рост, как и в этом году, Павел Березовский сомневается. - Говорят, нет предела для роста. С одной стороны, это так... Но у нас такой предел есть - кадровая проблема, - сетует директор, - отсутствие высококвалифицированных токарей, фрезеровщиков, сварщиков. Не меньше 5-6-го разрядов. А чтобы токарь стал квалифицированным, ему необходимо проработать как минимум пять лет. На заводе, конечно, есть и молодежь, но сегодня средний возраст станочника около 45 лет. И хотя экскурсия на производство нас впечатлила (не часто теперь увидишь 10 - 15 враз работающих станков), Павел Викторович с тревогой думает о том, кто будет выполнять все более напряженные производственные планы завтра. Чтобы не получилось, как в сказке про Мальчиша-Кибальчиша: и пушки есть, и снаряды есть, а подносить их некому. Задача, стоящая перед руководством завода, многокомпонентная - удержать тех, кто сегодня трудится в коллективе из 250 человек. Задача эта непростая - текучка связана с разными причинами. Одна из них - не очень высокая зарплата, средняя по заводу - 7860 рублей. Конечно, у токарей повыше - от 12 до 20 тысяч, у сборщиков до двенадцати, а у сварщиков - до пятнадцати тысяч. Но это у асов. В то время как на окрестных стройках и предприятиях - Бурейской ГЭС, Покровском руднике, дороге «Амур», по рассказам рабочих, - поболее. Вот и тянутся на вахты шимановские специалисты. Кто-то не выдерживает достаточно жесткой производственной дисциплины - к восьми утра через заводскую проходную, а вечером отчитайся о выполненном задании. У предпринимателей график работы порой не такой напряженный, так что молодежь все чаще склоняется в пользу более вольной жизни. Требует иного подхода и подготовка станочников в профессиональных училищах, считает Павел Березовский. Он поднимал этот вопрос и как депутат областного Совета народных депутатов. - Сегодня училища набирают группы по 25 человек. Но нам не надо сразу столько токарей. Давайте менять методику, набирать в группу, так сказать, рабочих широкого профиля, чтобы там были токари, механики, слесари-сборщики... Теорию они будут изучать вместе, а практику проходить на предприятиях по специализации, - предлагает директор. Но пока вопрос не решен, на заводе возрождается небольшой учебный пункт. Правда, чтобы он заработал в полной мере, теперь нужна соответствующая лицензия. Поэтому решили пойти по пути сотрудничества с местным ПУ: теорию станочники будут осваивать за учебными партами, а практику на заводе. С целью решения кадровой проблемы вошел «Кранспецбурмаш» и в программу по приему переселенцев. - Мы готовы принять 74 человека, - рассказывает директор, - но только специалистов высокой квалификации: токарей, фрезеровщиков, сварщиков, конструкторов-машиностроителей. Другие нам не нужны. Но что касается их размещения, то раз это государственная программа, надеемся на выделение средств для строительства жилья... А если только людей переселят, что, опять времянки строить? Мы уже это проходили. времянки, оставшиеся от БАМа, стоят и сегодня. Среди других проблем, которые приходится решать коллективу машиностроительного завода, - повышение конкурентоспособности продукции. Большие затраты по теплу и электричеству, ГСМ, рост транспортных издержек при поставке комплектующих ведут к удорожанию продукции и делают ее менее привлекательной для покупателей. - Точно такой же, как у нас, 20-тонный кран выпускают в Галиче. Наш стоит три миллиона 600 тысяч рублей, а их - два миллиона 700 тысяч, - сравнивает Березовский. - Мы думали, что они шасси получают дешевле, оказалось, нет. И зарплата у нас ниже. Такая разница в цене - за счет наших хозяйственных расходов: уголь, электричество, транспорт. В этом плане нам есть над чем работать, хотя далеко не все зависит от нас. Определенные надежды возлагают на предприятии на Объединение машиностроительных заводов Амурской области, зарегистрированное совсем недавно. Возглавить его коллеги-директора доверили Павлу Березовскому, возможно, с учетом опыта выживания в отдельно взятом Шимановске. Ведь машиностроительный завод «Кранспецбурмаш» - единственный из крупных предприятий города пережил кризис 90-х и постепенно набирает силу. Совместно, считает Павел Викторович, будет легче решать вопросы снабжения и поиска заказов, выходить на международный рынок, выстраивать отношения с руководством крупных строек, разворачивающихся в Приамурье. У наших заводов немалый потенциал, и они должны участвовать в реализации этих проектов. ... Испытания, как и планировалось, состоялись вовремя и прошли успешно. Свайный фундамент вошел в грунт как по маслу. Сейчас новую машину красят и готовят к отправке заказчику.
Аврал на шимановском заводе
ЭкономикаВ день нашего приезда на Шимановском машиностроительном заводе «Кранспецбурмаш» был аврал. Все силы бросили на завершение опытного образца новой машины, которая предназначена для вибропогружения свай железнодорожного пути и устанавливается на железнодорожной платформе.
Фото: Архив
Амурская правда
от 09.11.2006
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии