Однако, несмотря на то что дорога официально еще не открыта, по ней уже сейчас движутся тысячи машин с востока на запад. Наш корреспондент проехался по строящейся магистрали «Амур», где встретился со строителями и дальнобойщиками. Путин положил глаз на дорогу Строительство автодороги от Читы до Хабаровска было запланировано еще в 1966 году. Тогда было принято постановление Совета Министров СССР о возведении автомобильной трассы «Амур». Перед дорожниками была поставлена сложнейшая задача: проложить 2165 километров полотна в зоне вечной мерзлоты и непроходимой тайги. К середине 90-х годов из запланированного построили всего лишь 605 км, то есть одну треть - это участки вокруг Читы, Благовещенска и Хабаровска. Автомобильный проезд от Читы на восток по-прежнему был крайне затруднен. В 1995 году вышло новое постановление, уже правительства России «Об ускорении строительства федеральной дороги Чита - Хабаровск». В результате появились еще 389 километров. Но даже суммарные 994 километра ситуации не спасали: для обеспечения сквозного проезда требовалось построить еще минимум тысячу километров, половина из них - это территория даже без намека на колею. Каждый год вводилось всего по 20 - 30 км, строительство важнейшей магистрали могло затянуться еще на тридцать лет. Ситуация в корне изменилась в июне 2000 года - когда только что избранный Президентом России Владимир Путин на совещании в Благовещенске потребовал ускорить темпы строительства. После того как глава государства взял под личный контроль сооружение трассы, значительно улучшилось финансирование. Раньше это была главная проблема для строительных организаций. Сложные геологические условия не стали преградой для механизаторов. Большой опыт возведения дорог в зоне вечной мерзлоты был накоплен за годы строительства Байкало-Амурской магистрали. А вот отсутствие денег на выплату заработной платы рабочим много лет было непреодолимым препятствием. - Деньги на дорогу Чита - Хабаровск добывались очень сложно, - вспоминает Василий Тарасенко, генеральный директор ОАО «БАМстроймеханизация». - Федеральный бюджет постоянно задерживал финансирование. Правительство хотело, чтобы дорога строилась за счет оборотных средств предприятия. Много лет так и было. Мы очень долго строили трассу за счет собственных средств, а потом ждали, когда с нами рассчитаются. Незваные гости в сельских дворах Сегодня в Амурской области на сооружении автодороги задействованы три основных подрядчика: «БАМстроймеханизация», «Дальспецстрой» и «Илан-Л». У каждой организации свои участки, они сосредоточены в Шимановском, Магдагачинском и Сковородинском районах. Именно на этих территориях Приамурья в свое время не было сквозной автомобильной дороги, поэтому и основные работы разворачивались именно здесь. Проезд с востока на запад был открыт еще три года назад: строители прорубили просеку и отсыпали первый слой грунта. Но автомобильной дорогой его назвать было трудно - проехать мог только вездеход. - Тогда мы гнали машины до Шимановска, потом их отправляли на железнодорожных платформах до Читы, а затем снова садились за руль - и уже до дома. Барьерным местом была Амурская область, - рассказывает Игорь Маркелов, перегонщик со стажем из Новосибирска. - Некоторые пробовали пробраться на запад по объездным дорогам, но почти все возвращались обратно. Это в лучшем случае. А так дальнобойщики застревали в трясинах, проваливались в болота, уходили под воду. Но, по мнению Игоря Маркелова, и сегодня «федералка» с многочисленными сюрпризами: всевозможные объезды, за которыми никто не следит, искусственные сооружения, которые только строятся. Этим летом из-за ливневых дождей смыло участок уже построенной федеральной дороги возле Большого Невера. Водители несколько дней не могли проехать на запад. Последние три года механизаторы приводят магистраль в соответствие с требованиями: ширина земляного полотна 12 метров, проезжей части - 7 метров. Но пока строители готовят свои участки для сдачи государственным комиссиям, дальнобойщики вынуждены пользоваться местными дорогами. Например, сегодня из-за этого критическая ситуация сложилась в Гонже Магдагачинского района. В этом поселке объездная дорога проходит прямо через центр: здесь повсюду расставлены указатели «На Читу», «На Хабаровск». Машины одна за другой проносятся мимо школы, жилых домов. Ночью в Гонже перегонщики, не знакомые с местными развилками, на большой скорости неоднократно въезжали во дворы, сбивали людей. - Мы не знаем, что нам делать с таким потоком машин. Куда только не обращались! - разводит руками Ольга Савельева, глава администрации Гонжи. - Летом в поселке стоит невыносимая пыль, зимой постоянные аварии. Круглые сутки гул проезжающих машин. Вы представляете наши маленькие дороги и такое количество транспорта! Дороги все разбитые, за ними никто не следит. Местные жители думали даже перекрыть трассу, но ведь это нужно постоянно дежурить и не пропускать машины. Недовольны поселковыми закоулками и сами дальнобойщики. Ведь именно на них зачастую и происходят аварии. - Скажите, кому хочется разбивать автомобиль стоимостью десять тысяч долларов? Неужели мы бы здесь ездили, если бы была открыта федеральная трасса? - возмущается Александр Шевченко, водитель из Иркутска. - Вообще такого безобразия с дорогами, как в Амурской области, нет нигде. Затяжные подъемы никто не подсыпает. После снегопада возле них встают караваны машин. Мы сами стали свидетелями того, как десятки японских «Тойот», «Мазд», «Мицубиси» не могли подняться в гору из-за обледенения дороги. А одну из иномарок, попытавшуюся взобраться на крутой подъем, унесло в сторону. Многие перегонщики стараются за раз перевезти сразу три-четыре машины: покупают японский грузовик, на него ставят еще несколько легковушек. Бизнесмены хотят сэкономить деньги на бензине, но довезти машины таким способом очень трудно. На объездных дорогах техника переворачивается или не может пройти через строящиеся участки пути. Кроме подержанных иномарок, по «федералке» движутся многочисленные фуры и контейнеровозы с продуктами в северные районы области и республику Саха (Якутия). Дело за мотелями Но все же большинство участков федеральной трассы «Амур» сданы в эксплуатацию, и по ним можно проехать с ветерком. Проектировщики говорят о расчетной скорости в 100 километров в час. Сегодня завершены строительные работы в рамках первой очереди (гравийного покрытия) в Архаринском, Бурейском, Октябрьском, Белогорском, Серышевском районах. - Остались недоделанными участки Ледяная - Красноярово, Тыгда - Магдагачи, Большой Невер - Тахтамыгда с обходом Сковородина. Но там строителям осталось выполнить минимальные объемы, - объясняет Николай Пробич, директор Амурского филиала межрегиональной дирекции по дорожному строительству на Дальнем Востоке. - После этого начнется следующий этап строительства - укладка асфальтового покрытия. Эти работы продлятся до 2010 года, и только тогда можно будет сказать, что федеральная дорога Чита - Хабаровск построена согласно проекту. Уже в этом году на некоторых участках в Амурской области началось асфальтирование трассы. Теперь вдоль автомагистрали необходимо развивать инфраструктуру - строить автозаправочные станции, кафе, гостиницы. Это на себя должны взять местные предприниматели. И амурские бизнесмены уже активно начали вкладывать деньги в такие проекты. В поселках стали появляться закусочные, шиномонтажные, мотели. Развитие сервисных услуг даст рабочие места, дополнительные налоги. - Трудно убеждать кого-то в необходимости дорог. Дороги - это жизнь. Это очевидные и бесспорные истины. Я видел поселки, которые не имели никакой перспективы существования, пока возле них не появилась федеральная дорога Чита - Хабаровск. Там моментально стали открывать магазинчики, ателье, кафе, сервис-центры, а теперь жители уже думают о создании небольшого кирпичного завода, - говорит Камиль Искахов, полномочный представитель Президента в ДВФО. - Дорога имеет важное социально-экономическое, стратегическое и оборонное значение, поэтому ее необходимо срочно завершать. По магистрали «Амур» уже прошли несколько автопробегов из Москвы до Владивостока. Проехав через всю Россию, автомобилисты особенно эмоционально рассказывали именно об амурском участке. В Приамурье, по мнению водителей, видна настоящая картина русских дорог. В следующем году такое же путешествие хотят совершить иностранцы и организовать самый длинный в мире автопробег «Париж - Берлин - Москва - Владивосток». Амурские строители надеются, что к этому времени наши дороги станут лучше и вызовут у французов и немцев приятные эмоции.