Фото: Архив АПФото: Архив АП

Большинство же спецпереселенцев имели многодетные семьи и были связаны по рукам и ногам своими близкими, детьми и престарелыми родственниками. Это обстоятельство вынуждало их нести свой тяжкий крест на чужбине, вдали от родного края. Вспоминает Е. Осиповская, привезенная в Амурскую область из Белоруссии, о спецпоселке Бушуйка: «Жилья не хватало. Начальник лагеря заявил: «Хотите жить — стройте землянки». Питание было очень плохое, одежды никакой. Маленькие дети умерли все, выжили только ребятишки 8 лет и старше. Гробов не было, а сбивали в ряд несколько жердей и на них опускали в неглубокую могилку. Земли там не было, одни камни, которыми на 20 — 30 см закрывали похороненных. Весной вокруг стоял страшный трупный запах». В 1932 году из 15 регионов, охваченных «кулацкой ссылкой», Дальневосточный край занимал восьмое место по численности спецпереселенцев, размещенных на его территории, а вскоре переместился на пятое: здесь содержали около 47000 заключенных. Спецпоселки должны были снабжать исправительно-трудовые лагеря сельскохозяйственной продукцией, лесом, пиломатериалами, а также вносить свой вклад в золотодобычу. В конце 1949 г. в спецпоселках Амурской области оставалось 450 семей бывших кулаков, где жили 904 взрослых и 652 ребенка. Престарелые и инвалиды не способны были к физическому труду и жили на иждивении освобожденных из спецпоселков родственников. Тогда облисполком вышел с ходатайством в Совет Министров СССР, чтобы снять ограничения с бывших кулаков, находящихся в спецпоселках Амурской области на положении спецпоселенцев, и выдать им паспорта на общих основаниях.

Один «Прибой» сменял другой

Однако это не означало уничтожение института спецпереселенчества в регионе. Очень скоро появится новая категория ограниченных в свободе людей, так называемые пособники оккупантов — жители оккупированных немцами советских территорий, участники антисоветских националистических и иных вооруженных формирований («оуновцы», «власовцы» и т. д.), освобожденные из немецкого плена советские граждане, вынужденные до начала хрущевской «оттепели» находиться на чужбине и принимать участие в освоении дальневосточной окраины. Только в результате операции МГБ СССР под кодовым названием «Прибой» (депортация из прибалтийских республик) 28 марта 1949 года в Амурскую область было направлено 2028 семей из Литвы, Латвии и Эстонии, общей численностью 5451 человек.

Несколько раньше, в конце 1945-го, с территории Маньчжурии на Дальний Восток было депортировано много бывших жителей России — эмигрантов и их уже взрослых детей. И хотя они гражданами СССР не являлись, все равно были обвинены в шпионаже против Советского Союза или в оказании помощи международной буржуазии. Служивших когда-то в белой армии, невзирая на акты амнистии и ст. 14 УК РСФСР 1926 г. (максимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности 10 лет), направили в спецпоселки и лагеря.

В 1949 — 1950 годы в Сковородине отбывали наказание осужденные к исправительно-трудовым работам за прогулы. Так, в течение 1949-го сюда привезли 323 человека. Задействованы они были на Амурской железной дороге и подсобных работах треста «АЯМзолототранс». Кроме того, на 25 января этого же года в Сковородинском районе с населением 39274 человека проживало 150 семей, родственники которых были «репрессированы органами Советской власти».

После окончания войны в Большом Невере и непродолжительное время в Сковородине располагались спецкомендатуры по учету спецпереселенцев. Во второй половине пятидесятых годов последняя будет перенесена в пос. Джелтулак.

Эпоха лагерей

Во второй половине 1929 года по постановлению Совнаркома об использовании труда заключенных при колонизации отдаленных районов СССР и эксплуатации их природных богатств на территории Дальневосточного края был организован концентрационный лагерь особого назначения, вскоре переименованный в Дальневосточный исправительно-трудовой лагерь ОГПУ (Дальлаг). С него и началась эпоха лагерей на Дальнем Востоке. Первоначально лагерь состоял из четырех отделений, одно из которых базировалось на ст. Ерофей Павлович. Его небольшим подразделением была Рухловская железнодорожная командировка. Кроме того, в Рухлове существовал питательный пункт для заключенных, направляемых в другие лагерные подразделения Дальлага.


Тюремная история Сковородина/Начало

Тюремная история Сковородина/ Продолжение

Возрастная категория материалов: 18+