От оленьих троп до столицы БАМа
В течение нескольких столетий по долине реки Тынды кочевали эвенки. Кроме них, никто не забирался в эти суровые края. Одна из легенд коренных жителей рассказывает о возникновении имени реки, названной Тындой. На берегу реки жила неряшливая и некрасивая княжеская дочь Тындэ. Как-то раз по реке кочевал молодой и красивый парень, в которого влюбилась Тындэ, но парень испугался ее и убежал. Долго ждала его девушка и когда поняла, что он больше не вернется, бросилась в реку и там утонула. С тех пор и назвали реку именем княжеской дочери. С эвенкийского Тында переводится как место, где распрягают оленей. Письменная история Тынды начинается с упоминания в архивных документах зимовья Шкарубы. Появилось оно на берегу Тынды в августе 1918 года. Возле этого жилища проходил путь от Большого Невера к ближайшим золотоносным приискам в Якутии.
Зимой эта дорога представляла собой санно-нартовый путь, а летом пешеходно-конную тропу. У Шкарубы на ночлег останавливались люди, идущие на север и возвращающиеся оттуда. В двадцатых годах началось строительство Амуро-Якутской магистрали, которая по задумке проектировщиков должна была соединить Якутию с Транссибом. В 1928 году в долине реки Тынды на АЯМе возник поселок Тындинский. Через пять лет от Забайкальской железной дороги началось сооружение железной дороги в направлении Тындинского. 7 ноября 1937 года жители поселка впервые услышали паровозный гудок. Однако в годы Великой Отечественной войны стальная магистраль была разобрана, и рельсы со шпалами были отправлены в Сталинград. Вновь железная дорога на север Приамурья пришла в 1973 году, когда по старому маршруту вновь проложили Малый БАМ. В это же время началось строительство Байкало-Амурской магистрали на запад и восток от поселка Тындинский, в который каждый день прибывали сотни комсомольцев со всего Советского Союза. 14 ноября 1975 года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР поселок Тындинский был переименован в город Тынду. Дальнейшая история города неразрывно связана со строителями и железнодорожниками.
- Немного найдется в истории страны населенных пунктов, которые так стремительно, всего за несколько лет, из небольших поселков в глубинке превратились в красивые уютные города, отвечающие всем требованиям современной жизни. Пожалуй, только Тольятти и Набережные Челны росли так быстро. Но они появились в давно обжитых краях, — говорит Марк Шульц, экс-мэр Тынды, почетный житель города. — Наши ближайшие соседи — Нерюнгри и Зея — родственны нам романтикой, способностью жителей-северян преодолевать суровый климат и трудности первопроходцев. Но об этих городах не пели столько песен, не снимали столько фильмов, не гремела о них такая всесоюзная слава. Ни один из молодых городов не получил статуса столицы. У Тынды он есть. Это статус столицы БАМа — территории почти в полтора миллиона квадратных километров.
Крайняя точка Москвы
Как известно, Байкало-Амурскую магистраль строили посланцы со всего Советского Союза, каждую станцию возводили шефы из республик СССР, областей и краев РСФСР. Столица БАМа построена по проекту москвичей, поэтому и архитектура Тынды имеет столичный лоск. В городе есть Арбат, микрорайон «Сокольники», Московский бульвар, а главная улица называется Красной Пресней. За 15 лет московские строители возвели в Тынде десятки девятиэтажных домов, школ, детских садов и до недавнего времени самые высотные здания области — комплекс 16-этажек. Последние построены после Московской олимпиады-1980. Шестнадцатиэтажные дома в Москве были спроектированы специально для спортсменов, в Тынде же они стали главной достопримечательностью города. Как, впрочем, и железнодорожный вокзал в форме взлетающей птицы. Проект тындинского вокзала стал победителем на Международном конкурсе архитектурных ансамблей, проходившем в Софии. Столица БАМа построена на вечной мерзлоте и в сейсмоопасной зоне. Поначалу у проектировщиков были сомнения по поводу сооружения высотных зданий и архитектурных изысков.
Однако ученые нашли выход из этой ситуации и предложили свои разработки, которые впоследствии успешно были использованы строителями. Здания строили на специальных фундаментах, опираясь на скалу. Благодаря этому сегодня все сооружения выдерживают и проявления вечной мерзлоты, и колебания земной коры. По генеральному плану Тында была рассчитана на 120 тысяч человек. С таким расчетом в городе построены железнодорожный вокзал, аэропорт, хлебозавод и ряд других зданий. Были в столице БАМа и такие интересные проекты, как, например, организация троллейбусного движения до аэропорта, строительство подземных переходов через проспекты, крупнейших автомобильных развязок.
- К сожалению, нам не хватило времени реализовать все эти проекты: началась перестройка. Буквально несколько лет — и город выглядел бы совсем по-другому: появились бы новые жилые микрорайоны, парки культуры, спорткомплексы, — говорит Виктор Зубоваткин, мэр Тынды. — Генеральный план развития города за это время несколько изменился, но, очевидно, многое, что было запланировано 30 лет назад, уже построено не будет. Сейчас в этом нет необходимости. Когда была плановая экономика, предполагалось, мужчины будут работать на железной дороге, а их жены трудиться на швейной и обувной фабриках.
О том, нужна ли продукция этих производств, тогда никто не думал. Задача была обеспечить всех работой. В городе уже даже началось строительство фабрик, однако в конце 80-х годов на этой идее поставили точку. Сегодня на фундаменте швейной фабрики проводятся учения спасателей, а место, отведенное под обувное производство, заросло травой. За 15 лет население крайней точки Москвы сократилось с 67 тысяч человек до 40 тысяч. Массовый отток тындинцев связан с ликвидацией в 1997 году управления Байкало-Амурской железной дороги и прекращением строительства БАМа.
Памятник бамовской эпохи
В советские годы Тында была избалована вниманием членов правительства, звезд эстрады, спорта. У артистов считалось за честь приехать в столицу БАМа и дать концерт. Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, «Самоцветы», «Песняры», Дин Рид... Практически каждый день на сценических площадках города выступали звезды советской и мировой эстрады. Смена политического строя резко изменила отношение политиков, артистов к Тынде. По сути, о городе, его развитии и проблемах забыли. Поэтому те вопросы, которые раньше можно было решить за один день, сегодня не могут разрешиться годами. Самая главная проблема Тынды, доставшаяся местным властям с советского времени, это брошенные временные дома. Вокруг Тынды с запада и востока, с севера и юга стоят покосившиеся временные поселки, в которых живут 7000 горожан — это почти каждый шестой тындинец. Среди них есть те, кто 30 лет назад приехал строить Байкало-Амурскую магистраль по комсомольской путевке.
- В 1975 году я приехала в Тынду из Московской области, — рассказывает Тамара Шутова, ветеран БАМа. — Мы тогда были все молодыми, мне было 24 года. Нас привлекала романтика коммунистической стройки. И никто в те годы не сетовал на временные неудобства, жизнь в вагончиках. Наоборот, считали за счастье получить квартиру в деревянном бараке. Так и я с радостью в 76-м году справила новоселье в таком доме. Тогда сказали: поживешь года 3 — 4 и получишь квартиру в девятиэтажке. Время шло, я все надеялась, ждала. Но даже и предположить не могла, что в этой развалюхе буду встречать свою старость. Буржуйка или печка, привозная вода (200-литровая бочка за 25 рублей), разваливающийся туалет за 100 — 200 метров от дома — сегодня это главные атрибуты большинства временных поселков.
Но, как говорят сами жители бараков, страшно вовсе не это. Повергает в ужас мысль в любой момент сгореть заживо. Бамовские времянки горят как карточные домики. За час от 12-квартирного дома остается один пепел. — Сегодня по времянкам практически нет никаких подвижек. И это печально, потому что программа переселения из ветхого аварийного жилья, которая действовала в прошлом году (мы так и предполагали, что она будет работать до 2010 года), свернута и внесена одним из подпунктов в национальную программу «Доступное жилье». На сегодняшний день мы не знаем, будет ли федеральное финансирование для переселения бамовцев, как раньше, или нет, — объясняет глава Тынды. — На уровне местного или областного бюджета эту проблему решить нельзя. Городская администрация подготовила письма Председателю Правительства Михаилу Фрадкову, в Госстрой России с просьбой обратить внимание на переселение тындинцев из времянок. Нам необходимо около 2 миллиардов рублей, чтобы решить эту проблему. Так масштабно этот вопрос сейчас не стоит ни перед одним городом Дальнего Востока.
Городские власти размышляют, как еще убедить федеральных чиновников в необходимости скорейшего решения проблемы тындинской времянки, которая стала уже своеобразным памятником бамовской эпохи.
Впереди планеты всей
Градообразующим предприятием столицы БАМа является Тындинское отделение дороги. Треть горожан работают в железнодорожных подразделениях: дистанциях пути, связи, энергоснабжения, по обслуживанию пассажиров, вагонном и локомотивном депо. От Тынды отходят железнодорожные ветки в четырех направлениях: на север, юг, восток и запад. Каждые сутки через тындинский железнодорожный узел проходят десятки составов с углем, нефтью, лесом, глиноземом, контейнерами. С каждым годом растут перевозки грузов по БАМу, а вместе с этим становится востребованной инфраструктура Тындинского отделения дороги. Сегодня в городе работает самое крупное локомотивное депо на Дальнем Востоке и Сибири, на котором трудятся более двух тысяч горожан. В депо производят ремонт тепловозов из Читы, Комсомольска-на-Амуре, Новой Чары. Постепенно обновляется парк локомотивов. Пассажирские составы сейчас ведут новейшие машины, сравнимые с европейскими экспрессами.
С вокзала Тынды отправляются прямые поезда в Москву, Кисловодск, Новосибирск, Хабаровск, Комсомольск, Нерюнгри, Благовещенск. С областным центром столицу БАМа соединяет единственный фирменный поезд Амурской области «Гилюй». — Железная дорога — основной налогоплательщик в Тынде. 25% доходов городского бюджета составляют платежи железнодорожников, — подчеркивает Людмила Исаева, заместитель мэра по экономике. — Кроме этого, экономика города держится на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и торговли. Крупнейшие организации города — «Тындалес», «Бамстроймеханизация». Тында — одно из немногих муниципальных образований области, которое полностью обеспечивает себя за счет собственных доходов. При этом Тында несет огромные затраты на содержание социальной сферы, в расчете на душу населения они гораздо больше, чем в других городах области. Это связано с тем, что в северной столице Приамурья находится большое количество учреждений образования, культуры, спорта. Драматический театр, бассейн, Ледовый дворец, музей, спортивные комплексы, Дворец культуры требуют многомиллионного финансирования.
- Несмотря на постоянную нехватку денег, мы не закрыли ни одно учреждение и в перспективе этого не сделаем. Наоборот, мы строим новые объекты. В этом году благодаря ОАО «Бамстроймеханизация» будет сдан единственный в области горнолыжный спуск, мы начнем строительство трибун в Ледовом дворце, запланирована реконструкция Дворца культуры, — говорит о планах Виктор Зубоваткин. — Городской бюджет выделил 4 миллиона рублей на ремонт роддома, в 2007 году будет оборудован светофорами очередной перекресток и начнется масштабный ремонт автодорог.
Тында сегодня занимает первое место среди городов и районов области по размеру заработной платы. Средняя зарплата в северной столице Приамурья приближается к 20 тысячам рублей. Высокий уровень жизни тындинцев подтверждается и таким показателем, как товарооборот. По этому показателю Тында конкурирует только с Благовещенском. Как и по ценам на недвижимость. В столице БАМа самый низкий показатель безработицы, а рождаемость всегда превышает смертность. Город высокого полета Перспективы Тынды неразрывно связаны с развитием месторождений вдоль Байкало-Амурской магистрали. В свое время строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля дало мощный импульс экономике города. Балтийская строительная компания не только обеспечивала работой тысячи горожан, перечисляла миллионы рублей в местный бюджет, но и вкладывала значительные средства в социальную сферу. Именно БСК построила в Тынде собор Святой Троицы.
- Будущее города за строительной отраслью, — считает тындинский градоначальник. — Если начнется строительство жилья, то оно автоматически потянет за собой все остальное — это и налоги, и рабочие места. Кроме этого, мы делаем ставку на развитие торговых отношений с китайским городом-побратимом Мохэ. В Тынде можно разместить перевалочные базы для дальнейшей транспортировки товаров в Якутию. И, конечно, нам нужно пользоваться своим географическим положением и развивать туризм вместе с зимними видами спорта.
Первый шаг в этом направлении сделала строительная компания «Бамстроймеханизация». Механизаторы заканчивают сооружение горнолыжного спуска с подъемниками, снежными пушками. Планируется, что в Тынде будет создан целый комплекс спусков разной длины, рядом с базой построены кафе, гостиница и детско-юношеская спортивная школа. Местная власть сегодня делает все для того, чтобы Тында оставалась современным городом и привлекала к себе молодежь. Весной в северной столице Приамурья откроется крупнейший развлекательный комплекс, аналогов которому нет даже в Благовещенске. В этом году планируется оборудовать боулинг-центр. Сегодня уже не стоит вопрос объединения города с районом. Эксперты посчитали, что экономического эффекта от слияния двух муниципальных образований не будет. А это значит, что Тында по-прежнему останется городом высокого полета и будет носить почетные звания северной столицы Приамурья и столицы БАМа, а в будущем, возможно, и трансконтинентальной дороги, которая свяжет Россию с Америкой.
Добавить комментарий
Комментарии