Спустя 100 лет этот район Амурской области не потерял своей значимости, однако былая слава, как считают местные жители, ушла в прошлое. «АП» продолжает рассказывать о городах и районах нашей области. Сегодня наш гид отправляется в Сковородинский район. Змеиные истории Первые упоминания об этой территории датированы серединой 17-го века. В 1643 году экспедиция Василия Пояркова, а чуть позже и Ерофея Хабарова изучали этот далекий и богатый край. В это же время создается крепость Албазино. Одними из первых жителей здесь были казаки и крестьяне, которые переселялись из Забайкалья и западных губерний России. Они расчищали под пашни и огороды удобные места, корчевали лес, распахивали луга. Со временем стало развиваться золотоискательство. В свободное от землепашества время местные жители уходили на ручьи и реки и тайком друг от друга промышляли благородный металл. В 1868 году на берегу Амура близ хутора Рейновского возрождается пристань Джалинда, с которой в верховья Алдана, Уркана и Зеи доставлялись продукты и другие необходимые товары. Дорог тогда не было, и грузы, завезенные за лето на пристань, только зимой вьючными тропами переправлялись по месту назначения. Основным средством связи был Амур. С весны до поздней осени плыли пароходы с караванами барж, доставляя в низовья Амура товары, скот и новые партии переселенцев из России. В 1907 году началось сооружение Амурской железной дороги. Сначала были проложены ветки от пристаней на Амуре до предполагаемых станций на будущем Транссибе. Дороги строили для доставки на лошадях материалов. Через год после начала строительства железной дороги на реке Большой Невер образовывается поселение - будущий город Сковородино. Сначала поселок назывался Змеиным - из-за того, что здесь было очень много змей и они наводили страх на первых поселенцев. Кстати, сегодня змея изображена на гербе Сковородинского района. Позже Змеиный был переименован в Рухлово в честь тогдашнего министра путей сообщения Рухлова, который посетил поселок и ознакомился с ходом строительства железной дороги. В 1938 году Рухлово опять меняет название и становится Сковородином в честь убитого японцами председателя поселкового совета Афанасия Сковородина. Все эти годы история района неразрывно связана с железной дорогой. Основные поселки здесь построены вдоль Транссиба. Но Сковородинский район знаменит еще и первой мерзлотной станцией на Дальнем Востоке, которая была создана для изучения явлений вечной мерзлоты. На уникальной станции работал Павел Флоренский. В 21-м веке у юго-западной территории Приамурья открылись новые перспективы. Прежде всего они связаны со строительством крупнейшего в России нефтеналивного терминала. Сковородино на замке В Сковородинском районе сегодня проживает 33 тысячи человек, что составляет около 4% от всего населения области. Сейчас здесь, как и практически везде в Приамурье, наблюдается естественная убыль населения, связанная с превышением смертности над рождаемостью. Переломить ситуацию пока не удается. В район не возвращается молодежь, так как в поселках, кроме железной дороги и бюджетной сферы, нет работы. Город Сковородино и наиболее крупные поселки района Ерофей Павлович, Уруша живут в основном только за счет Забайкальской железной дороги. На берегу Амура на границе с Китаем расположены известные в области села Джалинда и Албазино. В первом действуют пограничный переход, таможенный пост, во втором - знаменитый краеведческий музей, хранящий историю освоения Амура русскими первопроходцами с 1650 года до настоящего времени. - Мы делаем ставку на отношения с Китаем и развитие туризма в районе, но, к сожалению, не все здесь зависит от местных властей, - говорит Юрий Малахов, председатель Сковородинского районного Совета народных депутатов. - Те же китайцы готовы вкладывать деньги в создание предприятий на территории района, но из-за особой пограничной зоны все попытки сводятся на нет. По этой же причине трудно развивать туризм: краеведческий музей в Албазине просто так не посетишь, поселок находится на границе с Китаем и туда нужен пропуск. В этом году вообще вышла коллизия. Согласно новому положению, территория от границы с Китаем до Транссибирской магистрали является пограничной зоной, и для посещения населенных пунктов необходимо разрешение. Получается, вышел с поезда, переступил порог вокзала - и ты уже в особой зоне. Например, город Сковородино расположен по разные стороны железной дороги, значит, полгорода должны жить по одним законам, а вторая половина - по другим. Пограничники долго вели разъяснительную беседу с местными властями, но в результате согласились, что четкого деления по железной дороге не должно быть, и сегодня хотя бы эта проблема с поселками вдоль Транссиба временно разрешена, но по-прежнему остался пограничный режим в Джалинде и Албазине. Северяне без надбавок Еще сковородинцев беспокоит то, что их территория не приравнена к районам Крайнего Севера, хотя здесь повсюду вечная мерзлота и морозы свирепствует, как в соседнем Тындинском районе, где выплачивают все северные надбавки. - Мы неоднократно обращались с письмами в правительство с просьбой решить эту проблему, но оттуда пришел ответ, что для этого нужно пересматривать законодательство о северных территориях, на этом и была поставлена точка, - объясняет Ольга Пращаева, управляющая делами администрации Сковородинского района. - Из-за этого мы лишены всех северных коэффициентов, а это сказывается на благосостоянии наших жителей. Цены на продукты, услуги у нас такие же, как и на севере, но зарплаты, естественно, меньше. За эту бюрократическую несправедливость обидно вдвойне, говорят местные жители, так как Сковородинский район сыграл особую роль в освоении севера России - в строительстве Амуро-Якутской автомобильной дороги, Байкало-Амурской железной дороги. Удобное географическое положение района и транспортная доступность дали возможность развивать месторождения золота в Алдане, построить поселки вдоль АЯМа. - В 60-годы прошлого века в Большом Невере около железной дороги были построены крупнейшие базы по хранению продуктов питания, строительных грузов и для дальнейшей доставки в Якутию. Каждый день здесь грузились десятки машин с продовольствием. В Большом Невере сохранились остатки зданий складов, ремонтные мастерские. Часть баз сегодня используют нефтяники, - показывает постройки Николай Яковлев, глава Неверского сельсовета. После строительства малого БАМа от станции Бамовской до Тынды роль Сковородинского района как перевалочной базы ушла в прошлое. Теперь все грузы пошли на север по железной дороге. Развитие коммуникаций, конечно, было необходимо, но для того же Большого Невера этот факт оказался не на руку. Поселок потерял сотни рабочих мест, налогов и по сути прекратил развиваться. Когда шло административное деление границ районов Амурской области, сковородинцам вновь не повезло: крупнейшие залежи золота оказались у тындинцев. Например, Березитовое золоторудное месторождение, на которое делает ставку вся область, находится на территории Тындинского района. Конечно, в Сковородинском районе есть залежи полезных ископаемых, но говорить о масштабном освоении здесь не приходится. Есть в районе запасы леса и крупный Талданский леспромхоз, но с каждым годом заготавливать древесину становится сложнее. Лиственница, которую можно было легко доставить к железной дороге, уже давно вырублена, сегодня нужно строить автомобильные дороги и заготавливать лес вдали от Транссиба. Железнодорожников и военных становится меньше Градообразующим предприятием и основным налогоплательщиком для района является Забайкальская железная дорога. До 1997 года в Сковородине работало отделение дороги. В ходе реформирования железных дорог оно было ликвидировано. За 10 лет количество железнодорожников в поселках значительно сократилось. Сегодня здесь продолжают работать дистанции пути, энергоснабжения, гражданских сооружений, подменные пункты локомотивного депо. Наряду с железной дорогой Сковородинский район до недавнего времени славился своими войсковыми частями. В пяти километрах от Сковородина базировалась танковая дивизия со всей инфраструктурой: жилыми домами, школой, детским садом, котельной. В 2003 году Министерство обороны закрыло часть и бросило поселок. Местная администрация взяла на себя содержание бывшего военного городка и переселила в пятиэтажки нуждающихся в жилье сковородинцев. Сейчас в районе остались только пограничники. - Железнодорожники и пограничники - наши давние друзья. Без них немыслима жизнь Сковородина, - делится с корреспондентом «АП» Тамара Конюшихина, глава Сковородина. Железная дорога нам помогает в благоустройстве города: освещении улиц, ремонте дорог, погранотряд дает свой Дом культуры для организации праздников. Здесь мы проводим все мероприятия, потому что собственного Дома культуры в городе нет. Впрочем, в районе сегодня проблемы не только с культурой. В Большом Невере разваливается школа, в Сковородине больница на грани закрытия из-за отсутствия лицензии. Катастрофической остается ситуация с жилищно-коммунальным хозяйством. Котельные, водозаборы, инженерные сети уже давно пришли в негодность и требуют незамедлительного ремонта. В течение нескольких лет жители района из-за популистских действий местных властей практически не оплачивали коммунальные услуги. В результате накопились многомиллионные долги перед железнодорожниками. Решение этих вопросов требует десятки миллионов рублей. Однако денег в дефицитном бюджете района нет. Местные экономисты подсчитали, что в 2007 году территория заработает 392 миллиона рублей, а расходы составят 601 миллион. Прокуратура опротестовала такой вариант бюджета, так как по закону разница между доходами и расходами не должна превышать 10%. Город флоксов и барбарисов Сейчас власти района надеются на увеличение бюджета за счет прихода нефтяников. Строители нефтепровода развернули свои базы в Большом Невере. Здесь же задействовано и местное население. - К нам каждый день приходят устраиваться на работу сковородинцы. Если у человека есть образование и желание работать, мы его берем. Зарабатывают строители неплохо. Водитель трубовоза получает до 40 тысяч рублей в месяц, - рассказывает Юрий Малышев, начальник трубосварочной базы в Большом Невере. - Есть еще один важный момент. Это дисциплина. К сожалению, мужики за годы реформ разучились работать, после первой зарплаты могут запросто уйти в запой. Сегодня мы активно ведем обучение молодежи. Десятки сковородинцев сейчас учатся в Томске и в будущем будут обслуживать нефтепровод. В этом году в Сковородине начнутся работы по строительству нефтеналивного терминала. Уже выбрана площадка, подготовлена проектная документация. Терминал должен стать крупнейшим в России и перерабатывать около 30 миллионов тонн нефти. Уже достигнута договоренность с Китаем о сооружении ответвления от нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий Океан» до границы с соседним государством. Нефтяники обещают построить в Сковородине православный храм, несколько коттеджей. В Большом Невере строители оказывают поддержку местным властям по ремонту дорог. - Мы предполагаем, что в ближайшее время в городе резко возрастет потребность в земле. Нефтяники все равно начнут строительство офиса, коттеджей, без этого им никуда не деться. Поэтому мы начали описывать земли для передачи в муниципальную собственность. Тогда мы сможем получать плату от аренды земли, - делится Тамара Конюшихина. Глава Сковородина смотрит в будущее с оптимизмом. Сейчас, говорит, делается акцент на благоустройство города, облагораживаются площади у памятника скорбящей матери, площади Сурнина. Уже закупили 60 пушкинских фонарей, лавочки, урны, вазоны под цветы в зелено-розовом стиле. Гордость Тамары Конюшихиной - это цветы и деревья, которые она лично стала выращивать в городе. В прошлом году посадили 6000 цветов: ноготки, флоксы, анютины глазки, 250 саженцев калины, 50 лип, 20 барбарисов. - Мы прошли огонь, воду и медные трубы. Сначала вокруг горел лес, потом нас затопило, затем были проблемы с ЖКХ, - продолжает Тамара Федоровна. - Теперь нужно начинать жить по-настоящему. Тем более что в следующем году Сковородину исполняется 100 лет. Юбилей нужно встречать с хорошим настроением и опрятным видом. Думали еще отделиться от района и стать самостоятельным городским округом. Тогда и налогов было бы больше, и жить стало лучше, но пока нам не удается убедить районную администрацию. Над программой празднования дня рождения родного города Тамара Конюшихина думает уже сейчас. Сочиняет стихи, с коллегами разыгрывает инсценировки. Заветная мечта сковородинского главы построить в городе храм. Говорят, мечты имеют свойство сбываться. Тамара Федоровна верит в это изречение и надеется, что в следующем году мечты превратятся в реальность, и в Сковородине появится православный храм.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии