Юных актеров все больше норовят приглашать на роли злобных призраков или, как вариант, их потенциальных жертв. В России, где когда-то сняли самые лучшие фильмы для детей всех времен, этот жанр вообще вычеркнут из списка, в котором уверенно лидируют темы войны, бандитских разборок и романтической чуши. Голливуд, в свою очередь, тоже особо не радует - стремительно взрослеющий дежурный по классу Гарри Поттер и «Хроники Нарнии» - этого, мягко говоря, маловато. Время недетского кино На унылом фоне сложившейся ситуации (и мы еще смеем удивленно разводить руками, мол, дети играют либо в Человека-паука, либо в Сашу Белого) фильм Габора Чупо «Мост в Терабитию» служит этаким напоминанием, что кино можно делать не только для взрослых, желающих впасть в детство или, наоборот, задуматься о чем-то несвойственном обыденной жизни. Как бы ни менялся мир, в нем все еще существуют дети, которым, должно быть, грустно оттого, что о них забывают. Вышеупомянутая советская киноиндустрия съела всех мыслимых и немыслимых собак в отношении детского кино, выдала внушительную обойму настоящих шедевров и огромное количество средних фильмов, после чего канула в Лету вместе с нерушимым Союзом. Новый свет не может похвастаться таким же солидным опытом - львиная доля детского кино в США была произведена компанией Уолта Диснея, и «Мост», кстати, не исключение. Именно диснеевским фильмам удавалось удержаться в рамках жанра. Другие попытки в результате выливались во что-нибудь вроде «Моей ужасной няни» или «Затуры» - красивые, но достаточно истеричные истории с сомнительной моралью. Тот же «Гарри Поттер» при всех своих несомненных достоинствах слишком уж эффектная сказка. Расчет на то, что на фильм придут не только семьи, но и просто любопытные дяди и тети, очевиден. «Мост в Терабитию» при всей своей кажущейся «взрослости» - это в первую очередь фильм про и для детей. За невеликой сказочностью сюжета скрываются очень и очень важные проблемы, и в первую очередь проблема одиночества, когда реальный мир чересчур занят либо собственными делами, либо собственным превосходством. Пытаться привлечь его внимание не только затруднительно, но и чревато шишками и синяками. Лучше придумать себе свой собственный мир. В предваряющей премьеру рекламе фильма упор опрометчиво был сделан именно на фэнтезийную сторону сюжета, которая занимает в картине далеко не первое место. Фильм пиарился, как очередные «Хроники Нарнии» - тем сильнее было удивление зрителей, пришедших на сеанс. Удивление, а не разочарование - потому что там, где должны были быть захватывающие приключения подростков в параллельном мире, оказалась необычайно правдивая и грустная история, которая вряд ли оставит равнодушным зрителя любого возраста. Куда бежать от реального мира Джесс - пятиклассник, у которого нет друзей. Единственными приятелями он может назвать принадлежности для рисования, которое является еще одним поводом для насмешек одноклассников. Есть еще младшая сестренка, которая слишком уж часто становится досадной обузой, и не очень внимательные родители, увлеченные оплатой каких-то сверхважных счетов и скучным садоводством. Попытка повысить свой статус в классе победой в забеге оборачивается провалом - только что пришедшая в школу девчонка по имени Лесли играючи лишает Джесса долго-жданного первого места. Впрочем, сама Лесли тоже не пользуется особой любовью у школьников. Юные американцы поднимают ее на смех, стоит ей наивно признаться, что у нее дома нет телевизора. По всей видимости, это гораздо хуже, чем носить очки в российской школе: Лесли прочно занимает одно из лидирующих мест в списке изгоев, что в конечном итоге и заставит Джесса присмотреться к ней получше. Подружившись, подростки понимают, что бороться со сложившейся в классе системой - пустая трата времени и сил. Постепенно они выстраивают свой собственный мир, где одну из главных ролей играет свобода воображения, а тролли, Черные властелины и цивилизованные стрекозы прилагаются заслуженным бонусом. Теперь каждый их день начинается с окончанием учебного. Предоставленные самим себе, дети втягиваются в собственную игру настолько, что реальный мир постепенно начинает сдавать позиции, теряя былую значимость в их жизни. Дом на дереве в лесу, о котором даже не подозревают родители Джесса и Лесли, заменяет им родительские дома, выгодно отличаясь от них как местоположением, так и удивительными событиями, которые творятся вокруг. Жаль только, что у этой сказки очень грустный конец, продиктованный вмешательством повседневной жизни с ее ловушками и опасностями, которые и не снились выдуманным злым персонажам. «Мост в Терабитию» - это, пожалуй, один из самых сильных по воздействию на зрителя американских фильмов последних лет. Отзывы в Интернете практически копируют друг друга - взрослые, которым пришло в голову сводить на сказку собственных детей, честно признаются, что не смогли сдержать слез. Эффект неожиданности в России набрал еще большую силу - повесть Кэтрин Паттерсон была опубликована на русском языке в 2003 году под изуродованным названием и не дошла до большинства своих читателей в нашей стране. Спасибо режиссеру - он вполне мог взять за основу именно воображаемую часть этой истории и слепить очередную красивую сказку в духе какого-нибудь «Эрагона». Выбрав другой путь, Чупо создал беспрецедентный фильм о дружбе, свободном полете мысли и счастье, за которое часто приходится платить чувством утраты и необратимости поступков. Джесс справится с горечью и чувством вины, доказав, что жизнь продолжается, значит, у этого тихого парня есть чему поучиться и сверстникам, и их родителям. Стань творцом после уроков Исполнители главных ролей Джош Хатчерсон и Анна-София Робб в кино уже не новички. Джош успел отметиться в ряде фильмов, в число которых входит и «Затура» - нечто вроде вариации на тему «Джуманджи» с космической подоплекой. В «Мосте в Терабитию» его персонаж гармонично балансирует между чуть ли не аутизмом и потрясающей открытостью. Джесс готов подпустить человека близко - но далеко не всякого человека. Родной отец вызывает у него смешанное чувство раздражения с удивлением: мол, чего хочет от меня этот непонятный мужчина, по какой-то причине живущий в моем доме? С родителями мальчик не делит решительно ничего - ни горе, ни радость. В основном потому, что прекрасно знает, что получит взамен. Нельзя сказать, что родители абсолютно равнодушны к мальчику. Время покажет, что они, как и любые другие нормальные мать и отец, способны переживать, плакать и пытаться поддержать ребенка. Проблема в том, что рутина повседневной жизни с ее проблемами и неудачами затянула их настолько, что понять сына с его красочками и альбомчиками они просто не в состоянии. Заметить в нем серьезнейшие перемены - тоже. Сам Джесс видит это слишком ясно, чтобы подавать какие-то сигналы. У Лесли (помните зазнавшуюся чемпионку по жеванию жевательной резинке из «Чарли и шоколадной фабрики»? Это была Анна-София Робб) немного другая история. Ее родители смахивают то ли на слегка чокнутых обывателей, то ли на притворившихся людьми инопланетян. Отсутствие в доме телевизора они мотивируют тем, что «проклятый ящик» развращает тех, кто его смотрит. Ремонт превращают в безудержное веселье в духе Карлсона или Мэри Поппинс. Но при этом они тоже основательно удалены от дочери - в противоположном от родителей Джесса направлении, уделяя слишком много внимания самим себе. Предоставленные собственным фантазиям дети - отличная пара. Здесь нет ни лидера, ни пассивного последователя. Научившись понимать друг друга с полуслова, а то и жеста, Джесс и Лесли становятся обладателями удивительного дара - самостоятельно творить мир вокруг себя. Деревья вдруг становятся великанами-троллями, безобидные белки - опасными и агрессивными тварями, а там, где был привычный пустой горизонт, вдруг вырастает огромный замок. Терабития, родившись в воображении главных героев, быстро начинает подкидывать им невиданные сюрпризы. Это сочетание реальности с выдумкой чертовски интересная штука. Зритель сам не замечает, как вместе с Джессом и Лесли начинает ерзать в кресле, мучаясь от нетерпения и любопытства. Многим уже после просмотра видится необычное в обычном. В целом картина, несмотря на изрядную порцию печали, оставляет самые благоприятные впечатления, и большинству явно захочется пересмотреть его в будущем. Итак, мы увидели, каким может быть детское кино сегодняшнего дня. Неглупым и захватывающим, полным оптимизма и забавных моментов. Правда, многие взрослые, разревевшись на второй половине картины, решили, что детям так печалиться нельзя. Не знаю, может, и нельзя. Но печали, говорит нам фильм, подстерегают не только в кино и на книжных страницах. Гораздо больше их в жизни. И если «Мост в Терабитию» наряду с развлекательной функцией станет для детей помощником в затянувшейся ежедневной битве с отрицательными сторонами бытия, неужели кто-то выскажется против?

Возрастная категория материалов: 18+