Вначале новый Жилищный кодекс называл 1 марта 2006 года, потом 1 января 2007-го, сейчас речь идет уже о 1 июле 2008 года. Такую «пробуксовку» закона одни объясняют пассивностью самих владельцев приватизированных квартир, другие - вполне понятной боязнью создавать управляющие компании (УК). Как работать в условиях, когда жилой фонд сильно изношен, а люди не всегда в состоянии даже оплатить в срок жилищно-коммунальные услуги, не говоря о капитальном ремонте крыши? На очередном «круглом столе», состоявшемся в минувший понедельник в пресс-центре «Амурской правды», была обнародована еще одна причина, почему федеральная власть так неожиданно спокойно передвигает эти сроки. - Что-то изменится к выборам в Госдуму. Москва готовит грандиозную пиар-кампанию. Если «Единая Россия» заявит, что на деньги Стабилизационного фонда отремонтируют жилье, то выиграют «единороссы». Если свою выборную кампанию на этом построит «Справедливая Россия», то миллионы избирателей отдадут этой партии свои голоса. - До 1 июля 2008 года должны состояться еще и президентские выборы. Под мощным давлением общественности победивший кандидат может отодвинуть этот срок и провозгласить еще один национальный проект, на сей раз в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Так или иначе, но собственники жилья могут стать важной фишкой в предвыборной борьбе партий и кандидатов. И это не единственное «открытие», которое было озвучено участниками нашего «круглого стола». Новостей, иной раз даже шокирующих, было немало. Ведь, повторюсь, о том, с чем едят новый Жилищный кодекс РФ и как мы будем жить, выбрав прямую форму управления многоквартирным домом, ТСЖ или управляющую компанию, рядовому амурчанину мало что известно. Потому очередной разговор на заданную тему в «Амурской правде» - еще один вспаханный пласт «целины». Сергей Левицкий: - Пятьдесят процентов жилого сектора Благовещенска уже определились с выбором формы управления жильем. Этого мало, но такая ситуация во всех российских городах. Сколько бы Москва ни переносила срок реформирования ЖКХ, это не повлияет на реализацию Жилищного кодекса РФ. Нужны кардинальные меры. И они общеизвестны. Многие муниципальные образования России, и мы в том числе, обратились в Правительство РФ, Госдуму, Совет Федерации о выделении средств на ремонт жилого фонда. Сейчас на эти цели Благовещенску понадобятся примерно три годовых бюджета города - настолько изношено жилье. Не потянем - это бесспорно. Нужна воля Москвы. Сначала ремонт за счет денег Стабилизационного фонда, только потом управляющие компании, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и т. п. Корр. «АП»: - Наши читатели постоянно задают один и тот же тревожащий их вопрос - о компаниях-однодневках. Где гарантия, что такая управляющая компания не соберет квартплату и не исчезнет с «чемоданчиком» денег, причем в разгар зимы? Кто и как будет проверять надежность УК? Должен ли быть у них какойто страховочный капитал? Ведь государство, предлагая нам новые правила, вправе обезопасить своих граждан от разного рода афер. Существует же в финансовых учреждениях страны система страхования вкладов. Сергей Левицкий: - Жилищный кодекс буксует в немалой степени из-за того, что недостаточно проработана его правовая часть. При проведении конкурсов местным властям надо очень серьезно подходить к управляющим компаниям, выработать комплекс требований к ее финансовым, материальным возможностям, кадровому потенциалу. Нужны местные законодательные акты, чтобы не получилось, скажем, такое, когда при тарифе на техобслуживание в 6.34 придет компания со своими, намного низкими расценками, соберет деньги с жильцов и исчезнет в неизвестном направлении. Владимир Афанасьев: - Подзаконных актов нужно будет много. Ведь администрациям городов, поселков, сел надо проводить конкурсы среди УК и в принудительном порядке передавать им в управление жилье тех, кто сам не сделал вовремя такой выбор. Местная власть в собственных интересах должна будет обезопасить себя от фирм-однодневок. Ведь к кому пойдет обманутый житель? К нам! Кому предъявит претензии? К организаторам конкурсов. В нововведении много подводных рифов. Авторы Жилищного кодекса РФ (я слышал выступления некоторых на заседании Ассоциации сибирских и дальневосточных городов в Барнауле) закладывали в понятие «управляющая компания» много мелких предприятий, конкурирующих на рынке жилищно-коммунальных услуг. Идея хорошая, но в жизни все получается с точностью до наоборот. У нас в Белогорске, к примеру, за право быть УК боролись только два крупных предприятия. Ни одна инициативная группа сама не выступила, чтобы создать ТСЖ или УК. Нет желающих. - Почему? - Правительство РФ, Госдума, предложив россиянам новый Жилищный кодекс, решили массу жилищно-коммунальных проблем перекинуть с плеч государства на плечи граждан. А они не стали митинговать, а молча, своим нежеланием принимать нововведения показали: дураков нет! Не хотят создавать УК. Капитальный ремонт крыши сколько стоит? Быстренько посчитали: по 30 тысяч рублей на каждого владельца 100-квартирного дома приходится. И пришли к выводу: идите вы со своим Жилищным кодексом... А неплатежи? В области не собирается 20 - 25 процентов, и весь этот недобор ляжет опять-таки на плечи УК. Как управляющей компании платить поставщикам тепла, воды, других услуг? И на какие шиши заниматься благоустройством, ремонтом мест общего пользования? Жители Белогорска не хотят даже на месте ЖСК создавать товарищества собственников жилья! заберите нас в муниципалитет, просят. Обратный процесс идет, противоположный Жилищному кодексу. А межевание земли? Как минимум, на это нужны два городских бюджета. И тут в кодексе опять недоработки: не прописан механизм. Указано в постановлении правительства, что должно быть страхование рисков между УК и поставщиками ЖКУ. Но как, если нет у той же компании оборотных средств? Вопросов много. Все войны еще впереди Петр Хлестунов: - И главный из них: как сделать, чтобы кодекс работал? Есть две стороны: управляющая компания, предприятия ЖКХ, которые хотят получить побольше денег со своих клиентов. Будем честны, они хотят не предоставить нам дешевые и качественные услуги, а побольше заработать. И есть мы, жители - главная сторона. Потому что от нас в большой степени зависит, какими будут в наших домах крыши, подъезды, подвалы, лифты. Потому что нам предоставляется право выбирать. Но люди пока не понимают того, что государство дало им в руки «инструмент», с помощью которого можно сделать свои жилищно-бытовые условия лучше. Да они не могут пользоваться этим «инструментом»! Нет с их стороны желания, инициативы получить за меньшие деньги лучшую услугу. Не знают, как добиться качества обслуживания - вот где главная проблема. Вторая проблема: им передали жилье, которое годами (десятилетиями!) не ремонтировалось. Приведите в порядок крыши, чердаки, подвалы, подъезды. А еще надо научить людей быть собственником, грамотно пользоваться рынком жилищно-коммунальных услуг. Алексей Коломыцин: - Согласен, сегодня у нас мало инициативных людей, а юридически образованных - считанные единицы. Но при выборе УК или при прямом способе управления жильем очень важна юридическая оценка договора. Это важное условие, чтобы сделать свой дом уютным, сказав «нет» тем УК, которые пришли на рынок ЖКУ заработать побольше, а не качественно и дешево управлять жилым фондом. Пока в нашей практике нет случаев ликвидации ТСЖ или УК, хотя их количество исчисляется не одним десятком, но трения, причем весьма серьезные, уже появились. Пример тому спорная ситуация в городе Зее, о чем писала «Амурская правда». Полагаю, еще будут войны между управляющими компаниями и поставщиками услуг. Корр. «АП»: - Вы говорите о важности правильно составленного договора и в то же время признаете, что обычному собственнику жилья его ни составить, ни оценить. А если там «умно» прописаны условия, которые могут ущемить интересы владельцев приватизированных квартир? Знаю, что областное управление Роспотребнадзора, изучая договоры между застройщиками и дольщиками, нашло массу нарушений. Кто защитит в данном случае собственников жилья? Новая федеральная структура? Петр Хлестунов: - Почему кто-то должен прийти и помочь отстаивать ваши права?! Есть типовые договоры, изучайте их, консультируйтесь со специалистами. Нечего ждать помощи от государства, учитесь, повторяю, быть собственником жилья. Кто станет проверять УК? Чиновник? А его? Это как библейское «сторожить сторожей». Наталья Игнатенко: - Я хотела бы уточнить следующее: новый Жилищный кодекс появился не вдруг и не на пустом месте. Еще в 1995 году Гражданским кодексом РФ было определено, что собственники помещений обязаны нести расходы по содержанию общего имущества. Так что выбор формы управления жильем со всеми вытекающими отсюда последствиями - это развитие идеи реформирования ЖКХ. Муниципалитет отныне будет участвовать в капитальном или текущем ремонте здания в том объеме, в котором ему принадлежат квартиры в данном жилом доме. И не более того. Жилкоммунхоз усохнет? - Если я, к примеру, живу в муниципальной квартире и надо мной течет крыша, кто ее должен починить? - Если у вас ТСЖ, то представитель муниципалитета будет голосовать на общем собрании, как и любой другой собственник жилья. В зависимости от финансовых возможностей УК станет латать крышу или ремонтировать ее основательно. Владимир Афанасьев: - Создается неразбериха. Привожу конкретный пример. В Белогорске сгорела крыша дома, где 90 процентов жилья приватизировано, но там живут в основном малоимущие старики. Самому молодому - 65 лет. По закону они должны сами ремонтировать свой дом, но как? Проблему удалось решить только после того, как глава Белогорска обратился к Короткову, а тот волевым решением выделил требуемую сумму. Хорошо, что пострадавший дом был небольшой, а если на 100 квартир? Любовь Бойко: - Хотя в народе бытует мнение, что жильцы оплачивают все сто процентов стоимости ЖКУ, это не так. Если все затраты по ремонту и содержанию жилого фонда включить в тарифы, то мало кто будет в состоянии их оплачивать. Есть областная программа реформирования и модернизации ЖКХ, есть адресная инвестиционная, ряд наших объектов попал в федеральную инвестиционную программу. В частности, из областного бюджета покрывается разница в стоимости среднеобластного киловатт-часа и электроэнергии, вырабатываемой дизельными станциями. Иначе некоторым амурчанам пришлось бы платить 12 рублей за квт-час. То же самое по электрокотельным. Ежегодно планируется переселение из ветхого и аварийного жилья, но средств на все эти программы выделяется явно недостаточно. Бюджет дефицитный. - Но если управляющие компании возьмут на себя часть забот сегодняшних трестов, МУПов, зачем нужен будет нынешний жилкоммунхоз с его разбухшим управленческим аппаратом, солидной матчастью, штатом слесарей, сантехников? Это же реальная экономия средств, и тогда не надо будет утверждать тарифы, несоизмеримые с жизнью. - Не забывайте, что есть 131-й ФЗ, который именно органы местного самоуправления, а не собственников жилья наделяет полномочиями для организации электро-, газо-, водоснабжения, освещения улиц и т. д. А 250-м ФЗ на те же органы местного самоуправления возложена обязанность регулировать тарифы на ЖКУ. Хотя, может быть, штат сократится. Владимир Афанасьев: - По-моему, сокращение маловероятно. Скорее всего, будет какое-то перераспределение финансов. За взрыв заплатят жильцы? Корр. «АП»: - Представьте себе форс-мажорные ситуации: взрыв бытового газа, отказ УК выполнять свои обязательства, теракт в доме наконец. Что тогда? Сергей Левицкий: - Муниципальное жилье будет восстанавливать муниципалитет, частное - УК за счет собственников квартиры. Наталья Игнатенко: - Есть правила содержания общего имущества, где записано, что для достижения максимально предельных характеристик надежности и безопасности жилья его собственники обязаны принять меры к устранению нарушений. Владимир Афанасьев: - Перевести на русский язык? Это означает, что на владельцев приватизированных квартир, которые нередко должны от 10 до 150 тысяч рублей (а таких только в нашем Белогорске две тысячи человек), ложатся все эти расходы. Даже если есть в доме конструктивные, угрожающие безопасности и жизни нарушения. Они сами за свои деньги должны будут все отремонтировать. На случай теракта или стихийного бедствия есть, конечно, соответствующие областные законы, но помощь властей будет мизерной. А ЧП уже были, правда не в Амурской области. Взяла одна УК девять восьмиэтажных домов, работала несколько месяцев, а в январе говорит: не могу - невыгодно. Риск большой, а элемента страховочного в кодексе не заложено. Петр Хлестунов: - Властям в подобном случае ничего не остается делать, как спешно организовывать все заново, чтобы люди не замерзли. А с собственниками жилья надо постоянно вести разъяснительную работу. Им надо в голову вбить главную мысль: сейчас надеяться не на кого - только на себя. Думайте сто раз, прежде чем подписывать договор, выбирать УК. Владимир Афанасьев: - Да я десять раз выступал на местном телевидении, в газеты писал. И хоть бы один вопрос поступил. Никто ничем не заинтересовался. Сергей Левицкий: - Все закрылись в своих ячейках. Я, мол, сделал ремонт в своей квартире, остальное меня не касается. Но закон рано или поздно вступит в силу. Нет ни денег, ни толковых людей - Итак, что будет летом 2008 года? Сергей Левицкий: - Если не будет государственного финансирования на ремонт жилого фонда, то ничего хорошего не будет. Ни для чиновников, ни для депутатов, ни для людей - сплошная конфронтация. На конкурсы управляющих компаний предприниматели не выходят. Значит, придется создавать ГУПы, а без конкуренции все будет по-старому. Владимир Афанасьев: - Придется принудительно создавать УК, проводить конкурсы за конкурсами. А это совсем не то, что задумывали авторы Жилищного кодекса РФ. В Белогорске по нормативам должно быть 12 управляющих компаний. Мама дорогая, где в нашем городке я найду толковых людей с «маслом» в голове? ЖКХ, что футбол, каждый вроде бы соображает как, а коснись конкретного дела... Наталья Игнатенко: - Наверняка будут внесены поправки в кодекс. Но конкурсы администрация не успеет организовать - это однозначно. Ведь в извещении о проведении конкурсов надо указать кадастровый номер, значит, нужно провести межевание земель, технические паспорта восстанавливать. А это весьма объемная по времени работа и очень большие деньги. Сергей Левицкий: - Несколько годовых бюджетов Благовещенска. Причем это проблема всероссий-ского масштаба, ведь субъекты Федерации отказываются финансировать муниципалитеты по этой статье расходов. Мы внесли в городской бюджет изменения, но что такое два миллиона рублей на проведение кадастра? Копейки! Надо у Москвы требовать денег. Вопить надо! Петр Хлестунов: - Требуем, а что толку? Одна надежда на пиар-шаг во время предвыборных кампаний. Дров придется наломать много, пока наконец появится в области рынок жилищно-коммунальных услуг, возникнет конкуренция среди управляющих компаний, чтобы у собственников жилья был выбор. Но кто гарантирует, что не будет сговора между УК? Жилищно-коммунальные услуги нельзя сравнивать с покупкой бензина, который можно купить, а можно воспользоваться общественным транспортом или просто пройтись. Есть квартира, ее надо содержать - значит платить обяжут. Причем с каждым годом все больше и больше, потому что до настоящих рыночных отношений в сфере ЖКХ нам еще очень далеко. ...Как-то Маргарет Тэтчер сказали, что в России есть Явлинский, который придумал программу «500 дней - и рынок». - Да? А мы 200 лет к этому шли.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии