Кроме того, реализация проекта позволит восстановить платежеспособность коммунальщиков и избежать ухудшения финансового состояния в дальнейшем. Всего отсрочке и списанию подлежит порядка 300 млрд. рублей. Учет и инвентаризация задолженности начнутся уже в этом году, а завершить реструктуризацию планируется в 2018-м. «Законопроект будет рассмотрен Госдумой в сжатые сроки, - обнадежил коммунальщиков всей страны спикер нижней палаты Борис Грызлов. - Мы уже давно говорили о необходимости этого документа. Первоначально планировалось внести законопроект на рассмотрение депутатов до 1 января 2007 года. Однако правительство не уложилось в этот срок. Тем не менее законопроект поступил, и в ближайшее время он будет рассмотрен». «Лечить» российскую коммуналку будут в несколько этапов, которые предусматривают инвентаризацию задолженности, разработку плана и программ финансового оздоровления организаций ЖКХ, а также массу других полезных и нужных мероприятий. Иными словами, российскому ЖКХ разрешили начать жить с «чистого листа». Правда, оговорились в Минрегионразвития, меры по финансовому оздоровлению - не амнистия и не всепрощение. С долгами сомнительного происхождения коммунальщики обязаны рассчитаться самостоятельно либо с помощью правоохранителей. «Утверждать, что ЖКХ сразу выздоровеет, было бы слишком смело, - уточнил суть документа замминистра регионального развития Юрий Тыртышов. - Слишком застарелый кризис. Речь идет пока только об оздоровлении. Сначала дается отсрочка платежей на три года. Затем в течение семи лет шаг за шагом будет проходить реструктуризация и погашение задолженности. Таких шагов, по подсчетам Минрегионразвития, предполагается 12». Проект, призванный облегчить жизнь прежде всего муниципальному ЖКХ, тем не менее вызвал на местах неоднозначную реакцию. - Не думаю, что это выправит ситуацию, - усомнился в оптимизме федеральных властей мэр Завитинска Роман Издебский. - Долги-то нам спишут, а что дальше? Чтобы реанимировать нашу коммунальную инфраструктуру, нужны большие капиталовложения, а где их взять? Собственная доходная база города всего 12 миллионов рублей. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, надо хотя бы 18. Плюс в прошлом году мы приняли в муниципальную собственность жилье от железнодорожников и военных, а это порядка 170 тысяч квадратных метров. Чтобы войти в инвестиционные программы, надо качественно подготовить пакет необходимых документов. То есть мы должны нанять профессионалов со стороны, заплатить им за работу деньги, которых у нас нет. А где гарантия, что мы потом получим инвестиции? Все эти прожекты хороши на бумаге. На деле получается замкнутый круг. - Муниципалитетам давно надо расстаться с привычкой жить по старинке, - не согласен заместитель начальника департамента ЖКХ Владимир Емельяненко. - Пора переходить на современные формы работы: бизнес-планирование, оптимизацию затрат, бюджетирование. В угол местные власти загоняют себя сами. Те же Сковородинский, Тамбовский, Зейский районы ввели экономически необоснованные тарифы. Нормативы потребления ЖКУ, которые утверждаются на местном уровне, здесь никогда не пересматривали. Да, чтобы привести все в соответствие и тем самым оптимизировать расходы, нужно нанять хорошую аудиторскую фирму и заплатить ей за работу миллион. Говорят: «Ах, где его взять?» Но при этом выпадающих доходов за счет необоснованного тарифа у них порядка 10 миллионов. Это грамотный экономический подход? ЖКХ может и должно быть рентабельным. В Белогорске к законопроекту отнеслись двояко. С одной стороны, считают в городской администрации, долговая «индульгенция» позволит ужесточить требования к недобросовестным потребителям, с другой - станет стимулом для населения. «Если государство заявляет о готовности простить долги, значит, тем самым приглашает к конструктивному диалогу», - прокомментировал предстоящую коммунальную «реформу» заместитель мэра по вопросам ЖКХ Владимир Афанасьев. Вместе с тем, считают белогорские коммунальщики, есть большие сомнения, что этот номер у федералов пройдет: слишком уж большие деньги на кону. - Только у нас на 65 тысяч населения 80 миллионов рублей задолженности. Есть такие, кто должен уже по сто тысяч. Это о чем говорит? Люди не платят десятилетиями! Причем подавляющее количество должников - далеко не нищие. К слову, именно большие долги муниципалитетов заставили в свое время Амурские коммунальные системы ограничить свое присутствие Благовещенском. - Хотя изначально нами рассматривались еще и зона БАМа, Тында, Завитинск, Свободный и Белогорск. Однако ни в одной из названных территорий не просматривается возможность работы ЖКХ без убытков, - говорит главный управляющий директор ОАО «АКС» Олег Гурьянов. - Основная причина даже не в изношенности сетей и оборудования -это как раз исправимо, а в том, что муниципалитеты имеют миллионные долги, а потребители привыкли годами не платить за ЖКУ. Затраты коммунальных предприятий этих городов едва покрываются на 40 процентов, остальное - убытки. К законопроекту в АКС относятся с определенной долей скептицизма: «Может быть, с помощью этого закона коммунальщики и расплатятся с налоговиками, но рано или поздно все равно обанкротятся: по причине дороговизны топлива, низких платежей населения и невозможности расплатиться за оборудование. На наш взгляд, правительство таким образом решает проблему не оздоровления ЖКХ, а пополнения госказны. Ведь суть проблемы в другом: несоответствие тарифов реальным затратам, которые несут предприятия ЖКХ. Условно говоря, не коммунальные услуги у нас дорогие, а народ бедный. Если государство действительно заботится о ЖКХ, самой социально-направленной отрасли, то должно, помимо налоговых послаблений, вкладывать в эту отрасль деньги - либо государственные, либо привлекать инвесторов. А пока, увы, все проблемы ЖКХ лежат на муниципалитетах. В этом плане Благовещенску, можно сказать, повезло. Главным инвестором городского ЖКХ выступают Российские коммунальные системы. - Без значительных вливаний с их стороны все планы по оздоровлению городского ЖКХ были бы очередной профанацией, - признают в дочернем предприятии. - Именно инвестиционные программы позволяют решать вопрос реабилитации благовещенской коммуналки комплексно: сокращать издержки и одновременно вкладывать деньги в развитие инженерной инфраструктуры. Кстати, в этом году АКС приступают к реализации проекта расширения городских очистных сооружений: проблемой очистки воды Благовещенск «болеет» уже 15 лет. По предварительным оценкам, на эти цели потребуется порядка 690 млн. рублей. К слову, проект вошел в федеральную целевую программу «Жилище». По этой же программе в Благовещенске будет вестись работа по расширению водозабора «Северный». Напомним: АКС начали работать в Благовещенске как раз в то время, когда муниципальные коммунальные предприятия находились в глубоком кризисе. Долги «Гор-электросетей» были порядка 200 миллионов рублей, «Теплосетей» - 70 миллионов. Но областной центр - скорее приятное исключение из общего правила. Удастся ли за 12 шагов реанимировать всю областную коммуналку - вопрос времени. Во всяком случае, по одной из версий, высказанной с «земли», продекларированный Минрегионразвития «план спасения ЖКХ» не что иное, как очередное лоббирование чьих-то интересов: 300 миллиардов - слишком лакомый кусок, чтобы позволить ему пройти мимо рта.

Возрастная категория материалов: 18+