От биографии до грима
Сергей Иванов оставил Министерство обороны около двух месяцев назад, однако подготовка к встрече проходила в лучших традициях военного ведомства. За несколько дней до чаепития у журналистов потребовали не только данные паспорта и вопрос, предназначенный для Иванова (это традиционная информация для доступа к первым лицам), но также запросили документы на СМИ, включая номер свидетельства о регистрации газеты, а также попросили написать свою биографию. Приглашенных заранее предупредили, что встреча будет неформальной, потому порекомендовали не приходить в строгих костюмах и не делать вечерних причесок. Все так и сделали.
Сюрприз ждал журналистов непосредственно перед началом встречи. Всех без исключения приглашенных направили к гримерам: дамам сделали дополнительный макияж, мужчин припудрили и расчесали.
- Столько суеты, как будто президент приехал, — вздыхала одна из гримерш. — А вдруг он и правда нашим президентом будет, — предположила другая.
В назначенное время напудренных представителей пера и микрофона посадили за круглый стол в одной из студий ВГТРК Хабаровска и налили чаю. С небольшим опозданием улыбающийся первый вице-премьер Сергей Иванов появился в зале, пожал каждому из 12 журналистов руку, отхлебнул кофе и заявил, что готов ответить на любые вопросы.
Надо рожать
Как и ожидалось, вопросы журналистов касались проблем тех регионов, которые они представляют. Приморцев волновала судьба Тихоокеанского флота и громкие заявления по застройке острова Русский к саммиту государств АТЭС, озвученные президентом во время последнего визита во Владивосток. Сахалинцы интересовались перспективами рыбной отрасли и жаловались на не решаемую проблему контрабанды морепродуктов. Конкретные ответы на свои вопросы получили не все. Иванов отлично знал детали тем, которые так или иначе связаны с его работой в Минобороны: строительства новейших вертолетов, госзаказа для предприятий судостроения, ремонта подводных лодок и т. д. Все, что касалось его новой сферы ответственности — промышленности, транспорта, связи, — об этом он говорил общими фразами, за исключением объектов, на которых уже побывал.
Однако о чем бы ни говорил первый вице-премьер, он постоянно подчеркивал свое внимание и уверенность в светлом будущем всего Дальнего Востока. Тем более с принятием федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Одной из главных тем для споров стала проблема транспортного неравенства.
- Вот мы, сидящие рядом с вами, являемся средним классом, — обратилась к Иванову представительница Приморья. — Но мы не можем позволить себе ездить в отпуск в Москву. Вы знаете, сколько у нас билеты на самолет стоят?
- А вы куда в отпуск ездите? — поинтересовался потенциальный преемник президента.
- В Китай! — хором ответили собравшиеся.
- Я не сомневался, — улыбнулся Иванов. — Но мы хотим, чтобы вы все отдыхали в родной стране: на Балтийском море, на Черном. Чтобы снизить стоимость билетов, нужны субсидии авиаперевозчикам. Кроме того, частные авиакомпании, которые зарабатывают огромные деньги на популярных рейсах, например Москва — Лондон, Москва — Париж, должны эти сверхприбыли передавать на свои же маршруты, например Москва — Хабаровск.
- Вы сами в это верите, Сергей Борисович? — усомнился кто-то.
- Именно так делают во всех западных странах, — уверенно заявил Сергей Борисович.
Дебаты развернулись во время обсуждения программы по принятию переселенцев.
- Вот скажите, ну кто сюда поедет жить? — воинственно обратилась к Иванову представительница информационного агентства Хабаровска. — Чем их здесь обеспечивать? Ни жилья, ни работы. Вы лучше нам помогите, дальневосточникам, и мы никуда не уедем — будем здесь рожать детей.
- Конечно, никаким приказом Дальний Восток не населишь, — начал рассуждать первый вице-премьер. — Должны быть преференции, а они были и при царском режиме, и в советское время. Они нужны для того, чтобы человек, особенно молодой специалист, приехал, женился, создал семью. Поскольку у нас населения мало и оно продолжает уменьшаться, мы возвращаемся в группу развитых цивилизованных стран, где уровень рождаемости очень низкий. Ведь чем богаче население, тем ниже рождаемость, но рожать надо, несмотря на мировой опыт.
Космодром закрыли три года назад
Первый вопрос корреспондента «АП» касался пока далекой для Иванова темы экономического развития дотационных регионов.
- Сергей Борисович, вы сейчас, говоря о перспективах Дальнего Востока, называете одни и те же регионы: Хабаровский, Приморский края, Якутию. Туда и инвесторы приходят, и государство рассматривает их как площадки для строительства крупных производств. У нас, в Амурской области, с невыгодным географическим положением, высокими тарифами на электроэнергию и железнодорожные перевозки, соседством с Китаем, который выпускает продукцию намного дешевле, производство практически не развивается. Вам не кажется, что существует некое неравенство по отношению к регионам? С такой политикой мы так и останемся дотационными.
- Ну да! Бурейскую ГЭС себе построили, тариф, наверное, самый дешевый, да вы монополисты всего Дальнего Востока! — попытался отшутиться Иванов.
Но потом согласился, что Бурейская ГЭС — объект федеральный и особых преференций от ее деятельности Приамурье практически не имеет.
- Вы все знаете, как составлялась федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, — продолжил ответ первый заместитель председателя правительства. — Каждый регион спросили, что вы считаете для вас самое важное? Но не просто: хочу купить и построить, а чтобы это влекло дальнейшее развитие. Чтобы вложение государства на 10 рублей влекли частные инвестиции на 100 и так далее. И каждый из губернаторов говорил, проекты обсуждали в Минэкономразвития. Львиная доля инвестиций ФЦП пойдет в транспортную инфраструктуру, потому что все признали: без нормальных дорог, аэропортов все другое становится бессмысленным. Никто сюда никогда не придет. Я завтра буду на дороге Чита — Хабаровск. К концу 2009 года мы ее сдадим, и дело не только в том, что по ней можно будет доехать до Москвы и Калининграда. Дорога сразу рождает жизнь: придет мелкий бизнес, кемпинги, кафешки, ответвления пойдут, и в том числе по Амурской области.
- А я думал, вы у меня про Свободный спросите, — загадочно обратился к корреспонденту «АП» Сергей Иванов.
- Это был второй вопрос: так что будет с космодромом?
С нескрываемым удовольствием и четким знанием темы первый вице-премьер рассказал, что будет с гордостью Приамурья:
- Главная ошибка, которую все делают — говорят: «Космодром Свободный». Я был на Свободном: поверьте мне, он не космодром и никогда им не был. Там стояла дивизия ракетных войск стратегического назначения шахтного базирования. Она давным-давно ушла оттуда, шахты остались, и кому-то пришло в голову сделать два подъемника — легких крана — и запускать оттуда ракетоносители, но только легкого класса. Мысль в принципе и неплохая — географическое место там хорошее. И туда завели военных, которых на сегодняшний день около 1500 человек. За шесть лет состоялось пять, по-моему, запусков, все коммерческие и только легкого класса. Остался один коммерческий запуск, который мы выполним, и контрактов дальнейших нет в природе. Еще три года назад я задал закономерный вопрос: а зачем Министерство обороны за бюджетные средства, за средства налогоплательщиков, держит там полторы тысячи военных? Для чего? Чтобы они смотрели, как раз в год коммерческий запуск осуществляется? — В итоге военные оттуда уходят, но не полностью, — подчеркнул бывший министр обороны. — Там останется 300 человек, это будет контрольно-измерительный пункт, который нам нужен. Мы сейчас стреляем достаточно часто, надо все это отслеживать: зонирование трассы полета и так далее. Поэтому на Свободном останутся 300 военных, которые и будут выполнять эти задачи. Остальные просто переедут в другие части космических войск — нет проблем.
- Многие переживают, что попадут под сокращение.
- Люди предпенсионного возраста могут не переживать — их не уволят, пока не предоставят квартиру. Всем, кому это положено, дадут квартиры, скорее всего во Владивостоке — в бухте Патрокол, где будет построено 6 тысяч квартир для военнослужащих. А вот гражданские — там, я знаю, многие без работы, и полная безнадега. Есть поручение, мы с полпредом обсуждали этот вопрос, есть решение совета безопасности. Оно сводится к тому, чтобы подумать, какое другое гражданское производство можно создать на той инфраструктуре, которая там есть. Там рядом есть железная дорога — то есть транспортное сообщение есть, знаю, что рядом будет разрабатываться крупное месторождение железной руды, поэтому варианты будут.
Встреча с одним из претендентов на пост Президента России вместо отведенных полутора часов затянулась до двух с половиной. В конце разговора журналисты начали просить Сергея Иванова дать гарантии того, что все программы развития Дальнего Востока не будут прикрыты после президентских выборов. Он уверенно опроверг эти предположения.
- Сергей Борисович, раз уж заговорили о выборах, скажите, пожалуйста: вам прочат место Президента России, СМИ пишут о каждом вашем шаге и решении. Вам такое повышенное внимание не мешает работать? — поинтересовался в конце корреспондент «АП».
- Нет, но иногда психологически это очень раздражает, — признался Иванов. — Говорить сейчас можно что угодно — у нас ведь свободная страна. И журналистов я понимаю: это их хлеб насущный. Хотя, если честно, все эти разговоры и моя физиономия по телевизору мне порядком надоели.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии