Как тебе служится сегодня, наша дальняя авиация? С кем тебе дружится, «Украинка»? Эти и другие вопросы интересовали корреспондентов «Амурской правды». Когда небо - боль Базирующиеся здесь ТУ-95МС могут обогнуть Землю столько раз, сколько выдержит экипаж, периодически дозаправляясь в воздухе. На самом деле все гораздо проще. Нынешний лозунг летного состава все тот же, что и пять - десять лет назад: «Как тоскуют руки по штурвалу...» Об этом на авиабазе говорили чуть ли не хором. И те, кто здесь служит по 20 - 30 лет, и молодые перспективные летчики. - Последние десять лет ВВС испытывают хронический голод на полеты, - говорит начальник службы безопасности полетов подполковник Владимир Киреев. - Проблема стоит очень остро, поднимается на уровне главкомата ВВС, Министерства обороны. Но кардинальных изменений пока нет. По-прежнему не все летчики выполняют нормы налетов. Гвардии майору командиру отряда Александру Кокареву в этом смысле повезло. В свои 34 года он считается перспективным командиром, летает и в районе аэродрома, и на маршрутах. Много времени уходит на подготовку, разбор полетов, осмотр авиатехники. Дело нужное, но гвардии майор до сих пор с удовольствием вспоминает семичасовой полет из Анадыря и учения, в которых принимала участие их эскадрилья. - Будешь хорошо летать - тебя больше будут планировать. Для молодого летчика это замкнутый круг: где же ему научиться хорошо летать, как не в полете? Но топлива на всех не хватает. Когда же в стране будут созданы условия, чтобы молодежь стремилась в армию, в ВВС? Александр Кокарев в небе с 1996 года, но о том, как служилось при Советах, знает не только по книгам, но и по воспоминаниям старших - тех, кого он считает своими учителями. Например, заместителя командира полка гвардии подполковника Юрия Пелина. А его «образец» - подполковник Киреев - ничуть не скрывает своей ностальгии по тем временам: - Самые яркие годы - лейтенантские. Начало летной карьеры и такая насыщенность полетов, причем достаточно интересных полетов. Летали над нейтральными водами, на поиск авианосцев, в радиотехническую разведку! Сейчас такое пока единично. Отрадно, что в прошлом году наиболее подготовленных молодых летчиков нам удалось обкатать в нейтральных водах северных широт. Но чувство удовлетворения станет сильней, когда полеты станут массовыми. Так что небо для меня - это не мечта, а боль. Государевы люди Нехватка авиатоплива из разряда экстренных случаев стала для дальней авиации хронической болезнью. Но нельзя не замечать в ВВС и явных перемен: улучшилось денежное довольствие, меньше проблем с жильем в военных городках. Однако «государевы люди» опять недовольны: почему их инженерно-технический состав по-прежнему на грани выживания? Почему Москва обошла их вниманием? Техника старая, программа модернизации не спасает ситуацию в ВВС. И только опыт таких «спецов», как майоры Банько, Игнатьев, Ахраменко и других, позволяет безопасно эксплуатировать самолеты-старожилы. - С каждым месяцем содержать их таковыми все сложнее, - убежден подполковник Киреев, отвечающий «за строгое, неукоснительное исполнение законов летной жизни всем персоналом авиабазы «Украинки». - Давно не получали мы новых самолетов. Хорошо, что на этот год для дальней авиации запланирована эскадрилья новых либо модернизированных «тушек». - Но телевидение без устали твердит о реформировании армии, новинках самолетостроения... - Слухи - не та категория, которой пользуется дальняя авиация. Приказы нужны и новые самолеты. - По материалам центральной прессы знаем, что впервые за историю РФ армия получила столько денег, что их хватит всем родам войск, в том числе и дальней авиации. Очень надеемся на их рациональное использование. На этот год выделен дополнительный лимит топлива, значит, интенсивность полетов и в районе аэродрома, и на дальних многочасовых маршрутах возрастет, - замечает помощник командира дивизии по информационному обеспечению подполковник Юрий Косырев. На авиабазе «Украинка» служат и солдаты-срочники. Круг их обязанностей несложен: охрана, подвоз топлива к самолетам, хозяйственные работы. Зато сколько впечатлений - на всю жизнь хватит рассказывать! Например, о бытующих здесь суевериях. Оказывается, в приметы верят даже те, кто поднимает в воздух почти 200-тонные корабли. Они не фотографируются перед полетом, а кое-кто даже не бреется. Стучат по дереву, когда речь заходит о ЧП в воздухе. Даже на число «13» реагируют, как боязливые студентки. И почему-то не крестятся перед полетом, хотя многие крещеные. Впрочем, все это объяснимо: с риском нельзя сродниться. И хоть они - «государевы люди», ничто человеческое им не чуждо, даже там, на высоте в 10000 метров. А уж тем более при взлете и посадке. Полет длиною в 31 час История, правильнее сказать боевой путь, 326-й тяжелой бомбардировочной авиационной Тарнопольской ордена Кутузова II степени дивизии, достойна уважения. Ее биография началась еще в 1943 году, когда в Подмосковье было сформировано соединение ночных бомбардировщиков ПО-2. Тысячи боевых вылетов, массированные удары по живой силе и технике противника (только на Кенигсберг было сброшено 149200 кг бомб), активное участие в разгроме Квантунской армии Японии, 2502 награжденных орденами и медалями, в том числе и шесть Героев Советского Союза. Не менее славны и послевоенные страницы 326-й дивизии: боевые действия в Афганистане, в районе таджикско-афганской границы и в Чечне. Еще 7750 авиаторов награждены орденами, а 74350 - медалями Советского Союза и России за успешное освоение новой авиационной техники, высокую боевую готовность. Обо всем этом в деталях и поименно рассказывают экспонаты комнаты воинской славы одного из авиационных полков. Тут есть чему удивиться. Например тому, что самый длительный полет не одного, а сразу девяти ночных бомбардировщиков состоялся в 1969 году и превысил 31 (!) час с двумя дозаправками в воздухе. Или тому, что эта «бомбочка», вокруг которой так любят фотографироваться посетители, в случае необходимости (то есть с соответствующей «начинкой») может вмиг стереть с лица земли небольшой провинциальный центр вроде нашего Благовещенска. Достойно уважения и незамалчивание такого факта: в списке командиров авиадивизии значится небезызвестный Джохар Дудаев. Историю, как известно, не перепишешь набело. Старт в жизнь Авиабазу «Украинка» старослужащие называют стартовой площадкой для генералов. И это правильно. Многие их комдивы, отслужив здесь пару-тройку лет, как правило, шли на повышение. Государство по достоинству оценивает их заслуги. «Украинка» помогает также выбрать профессию, а значит, и судьбу. Как это было в свое время с серышевским пареньком Володей Киреевым, чей отец служил штурманом здешнего авиаполка. Кто-то из побывавших на авиабазе мальчишек наверняка повторит путь подполковника Киреева, а такие делегации «Украинка» принимает постоянно. Сюда едут бизнесмены и чиновники, школьники и курсанты, причем едут не только из Амурской области. Ведь на борту этого тяжелого бомбардировщика написано слово «Благовещенск», а у других самолетов тоже есть имена - Смоленск, Иркутск, Моздок. Вскоре, возможно, будет воздушный побратим и у Владивостока. Пока группа специалистов колдовала под правым крылом «Благовещенска», очередная делегация - на этот раз глав сельских администраций Шимановского района - засыпала офицеров вопросами. Зачем ваши бомбардировщики стоят под открытым небом, а не в ангарах? Когда и куда летал в последнее время «Благовещенск»? Для чего сделаны эти огромные земляные валы между самолетами? Свой вопрос задала и я: «Зачем вам нужна вся эта маета? Гости, экскурсии, вопросы-расспросы, курсы молодого бойца?» - Это связь с территориями, преемственность поколений. Но не только, - объясняет гвардии майор Виктор Карабельников. - На авиабазе гражданские реально видят жизнь военных летчиков и не могут не уважать их труд, знания, мужество. Нам это нужно, ведь армию столько лет унижали, не задумываясь об обороноспособности страны. Мы гостям рады - пусть приезжают чаще. Чувство гордости за Россию и армию рождается именно здесь. ...Мой диктофон хранит разные высказывания. Прагматичные и философские, грустные и жизнеутверждающие: «Без веры и надежды как жить? Будет пустая телесная оболочка» (Виктор Карабельников, гвардии майор); «Ночной бомбардировщик как тип существует с конца 40-х. Постоянно модернизируется: размах крыла растет, двигатели тоже более мощные, но коробка та же. Информация на шлем и лобовое стекло не выводится. Обычная рабочая лошадка»; «Всегда найдутся люди, для которых служба в армии - все!» (Владимир Черкашин, зам. командира эскадрильи по воспитательной работе, командир корабля, майор). Но никто ни разу не произнес эти давно забытые, но такие вдохновляющие на подвиги метафоры: «стальная птица», «крылья нашей Родины». Неужели нужен новый виток холодной войны, чтобы о ВВС России в народе заговорили почтительно, поняв наконец, как много значит в жизни каждого из нас дальняя авиация? Чтобы мы ею восторгались так же, как Президент Российской Федерации. «Четко, слаженно, красиво!» - так оценил работу «дальников» Владимир Путин, побывавший на одном из учений. Пока же есть надежда, что этот «холодок» вылечит тяжелые бомбардировщики от хронической керосиновой недостаточности...
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии