Корреспонденту «АП» удалось попасть на этот стратегический объект и выяснить тонкости работы локатора и людей, от которых зависит жизнь пассажиров воздушных кораблей. Воздушный перекресток над Селемджой Трасса для прохождения иностранных самолетов на севере Приамурья была выбрана из-за того, что здесь проходит самый короткий путь из Азии в Европу. Еще одна причина - в этой местности практически нет населенных пунктов, не говоря уже о крупных городах. Однако, несмотря на широкие безлюдные просторы, воздушными судами нужно управлять: держать дистанцию, указывать тот или иной эшелон. Для этих целей был выбран поселок Токур на севере Селемджинского района. В 1970 году на самой высокой сопке на высоте 1039 метров над уровнем моря был построен центр по управлению воздушным движением. Автомобильная дорога, ведущая на гору, проходит по крутым подъемам. Когда заберешься на самую макушку, создается ощущение, что сопка упирается в облака. Здание центра нередко окутывают клубы тумана. На верхушке установлены мощные локаторы, которые видят все, что происходит в северном амурском небе. - Мы принимаем суда у хабаровских диспетчеров, ведем самолеты над нашей территорией и потом передаем коллегам из Якутии, - рассказывает Николай Плотников, начальник подразделения аэронавигации в Токуре. - Зона нашей ответственности - 600 километров. Это очень ответственная работа, ведь над нами проходит довольно оживленная трасса. Посмотрите на монитор, одновременно в небе над севером Приамурья движутся пять бортов. Это утром, а после обеда интенсивность движения возрастает в несколько раз. В это время самолеты один за другим летят в Европу и возвращаются в Азию. Николай Плотников - старожил токурского локатора, так работники центра называют свое подразделение. Николай Николаевич вспоминает, что когда в начале 80-х годов возле Сахалина советские войска ПВО сбили южнокорейский пассажирский самолет, полеты над нашей территорией резко прекратились. Иностранные авиакомпании боялись лететь над СССР. Кстати, до сих пор не ясно, были ли на сбитом борту пассажиры: по одной из версий самолет выполнял функцию разведчика и был просто замаскирован под пассажирский лайнер. Через некоторое время иностранцы вновь стали летать над Советским Союзом, тем самым экономя время и топливо. Местное население считает, что столь частые полеты наносят экологический вред Селемджинскому району. По их мнению, отходы от сгоревшего топлива падают на поселки, в результате чего больше людей стало страдать онкологическими заболеваниями, да и загорать теперь опасно. Специалисты говорят, что пролетающие над северными поселками самолеты никакого влияния на здоровье людей не оказывают. На высоте 10 тысяч метров все отходы растворяются, поэтому на землю ничего не падает. Хозяева неба общаются на английском Специфика работы центра по управлению воздушным движением предполагает, что его диспетчеры должны безукоризненно знать английский язык. В случае сбойной ситуации на помощь диспетчерам приходят переводчики, которые постоянно дежурят в центре. Требования к знанию английского языка возросли после катастрофы над Боденским озером в Германии, когда в небе столкнулись российский самолет с детьми и грузовой «боинг». Тогда пилоты и диспетчеры не поняли друг друга, в результате чего судна сошлись на одном эшелоне. Подобных случаев в небе над Приамурьем не было, но нестандартные ситуации возникают часто. - Бывает, у самолета отказал один из двигателей, мы его сопровождаем на запасной аэродром. Недавно пилот «боинга», шедшего в Токио, сообщил нам, что пассажиру стало плохо: сердечный приступ. Пришлось сажать самолет в Хабаровске, - вспоминает Николай Плотников. - Здесь нужна быстрая реакция, времени на раздумье у диспетчеров нет. С началом эры воздушных терактов появились новые требования и к диспетчерам. В случае, если в кабину пилота пробрались посторонние люди и требуют лететь, например, вместо Токио в Благовещенск, у командира корабля есть кодовые слова, которые он сообщает диспетчеру на землю. Тот в свою очередь оповещает соответствующие службы, и те уже встречают борт во всей экипировке. Ужесточились требования и к охране самого центра управления движением. Ведь террористический акт в воздухе можно совершить, даже не находясь в самолете. Преступники могут пробраться в здание, где сидят диспетчеры, и приказать свести самолеты на одном эшелоне. Хотя подобных случаев в Токуре и не было, в Москве приняли решение перевести всех диспетчеров из подобных центров, которых в России 114, в крупные региональные центры. Селемджинских диспетчеров в конце прошлого года перевели в Хабаровск. Реформа управления воздушным движением объединила в одно целое гражданскую и военную авиацию. Теперь пассажирскими лайнерами и стратегическими бомбардировщиками управляют из одного центра. - Кроме усиления безопасности, это еще и сокращение расходов. Год назад у нас работало 64 человека, сейчас 30. Девять диспетчеров переехали в Хабаровск, трое решили остаться в Магадане, двое - на Сахалине, двое уехали в Благовещенск и один - в Экимчан. Остальных работников сократили, - разводит руками директор токурского локатора. - У нас остался только обслуживающий персонал, который следит за работой оборудования. Первым делом самолеты В Токуре установлена мощная цифровая аппаратура, которая обрабатывает сигналы, полученные с локатора, и через спутниковый канал передает их в Хабаровск. - Каждый датчик здесь дублируется. То есть везде есть второй комплект оборудования, которое начинает работать сразу же после выхода из строя первого набора, -показывает антенну Владислав Герасимов, инженер по радиолокации и связи. - На случай отключения электроэнергии у нас установлена дизельная электростанция. Владислав Герасимов окончил Московский авиационный институт и в 1998 году приехал в Токур работать в центре управления воздушным движением. Инженер признается, что сначала было трудно привыкнуть к жизни в северном поселке, оторванном от большой земли. Сейчас Владислав уже свыкся с атрибутами таежной жизни, хотя и мечтает выбраться в крупный город. - Все, кто к нам приходит, думают поработать немного и уехать, а остаются навсегда, - говорит молодой инженер Владислав Герасимов. - Пока платят хорошие деньги, будем работать, а там посмотрим. Несмотря на среднюю зарплату в 30 тысяч рублей, в Токур трудно заманить специалистов, которых готовят только несколько учебных заведений: Красноярский авиационный колледж, Омский летно-технический колледж и Московский авиационный институт. Старожилы говорят: время романтики ушло в прошлое. Хотя авиационный транспорт продолжает развиваться, открываются новые маршруты. Набирает обороты трансполярная трасса из Америки в Китай, которая также проходит через нашу область. Таким образом, Приамурье становится воздушным перекрестком между тремя континентами: Европой, Азией и Америкой.

Возрастная категория материалов: 18+