Наш корреспондент побывал в воздушной гавани Экимчана - центре Селемджинского района - и узнал, чем живет самый северный аэропорт Приамурья. Самолет во льду Деревянное здание постройки 70-х годов с трудом напоминает воздушные ворота. Здесь нет привычных для нас терминалов, электронных табло, плазменных панелей, металлоискателей, залов ожидания с ресторанами. Впрочем, для выполнения полетов это не столь важно. Для экимчанцев главное - чтобы на взлетно-посадочной полосе был самолет. А последние годы это большая редкость. - В 70-е годы из Экимчана вылетало по 18 самолетов в день в Благовещенск, Свободный, Новокиевский Увал, в поселки района: Огоджа, Стойба, Златоустовск, Норск. Летали геологи, старатели, - вспоминает Владимир Семенов, начальник аэропорта Экимчана. - Сейчас же, если раз в неделю грузовой борт прилетит - уже хорошо. Пассажирские Яки здесь не летают уже пять лет. Раньше на местных линиях были популярны чешские Л-410. Это 15-местный самолет идеально подходил для малой авиации. Теперь между Экимчаном и Благовещенском летает грузовой Ан-2. Самолет принадлежит Свободненскому отряду авиалесоохраны и никоим образом не предназначен для пассажирских перевозок. Но даже этому борту экимчанцы несказанно рады: люди вынуждены соглашаться на любые условия, лишь бы добраться до областного центра. - В этом самолете ни о каком комфорте и речи быть не может: кресла прижаты вплотную, лишний багаж не взять. Но это полбеды. Проблема в том, что самолет летит до Благовещенска три часа и зимой на борту очень холодно, люди попросту примерзают к стенкам Ана. А в межсезонье самолет покрывается льдом - в общем, экстрим, - объясняет руководитель аэропорта. - Вместимость самолета всего 7 человек, поэтому далеко не все желающие могут улететь. Впрочем, из-за того, что рейсы не регулярные, жаждущих улететь не так много. Хотя цена билета чуть более тысячи рублей. Большая часть стоимости билета дотируется из областного бюджета, так как маршрут до Экимчана является социально значимым. Себестоимость авиаперевозок на Ан-2 довольна высока, прежде всего из-за того, что керосин для этих самолетов приходится закупать в Финляндии. Бермудский треугольник Экимчанский аэропорт еще со времен второй мировой войны считается перевалочной базой. В 1943 году здесь останавливались американские самолеты, которые летели на подмогу советской армии из Америки в центральную часть СССР. Потом аэродром использовали коммерсанты, которые через Экимчан переправляли красную рыбу, икру. В аэропорту приземлялись вертолеты с рыбной продукцией с северных рек Хабаровского края. Чартеры на охотское побережье были популярны и у челноков, но после авиакатастрофы, которая произошла два года назад, торговцы перестали летать через Селемджу. Тогда недалеко от аэропорта вертолет не набрал нужную высоту, врезался в сопку и разбился. Погибли пилоты и предпринимательница, которая везла товар в северные поселки Хабаровского края. В районе экимчанского аэропорта это не первая катастрофа. В 1994 году здесь разбился вертолет со слитками золота. Причем оба раза упавшие борты очень долго искали, хотя они находились, по местным меркам, недалеко. Такая невезучесть авиагавани связана с очень сложным рельефом. Это своего рода бермудский треугольник. Аэропорт находится на сопке на высоте 540 метров над уровнем моря, а местность вокруг него окутана горами. - Взлетно-посадочная полоса экимчанского аэропорта гравийная, имеет длину 1450 метров и позволяет принимать пассажирские самолеты, которые используются в малой авиации, - говорят авиаторы. - Готовы к приему бортов и все службы аэропорта, действует склад ГСМ, в наличии снегоуборочная техника, дизельная электростанция. Но из-за отсутствия рейсов все оборудование простаивает - его только охраняют. В штате аэропорта, который входит в состав ГУ «Местные воздушные линии», 3 инспектора службы авиационной безопасности, уборщица и комендант. Финансирование осуществляется из областного бюджета, поэтому зарплата у работников авиагавани небольшая. Также здесь работают диспетчеры по управлению воздушным движением и радиотехники. Им повезло больше - заработная плата выплачивается за счет федерального бюджета. - Малая авиация никогда не может быть коммерческой структурой и приносить прибыль. На этом бизнес не сделаешь. Причем это касается не только России, но и всех стран мира, - говорит глава Селемджинского района Сергей Мельничук. - Местные линии должно финансировать государство, потому что это социальные маршруты. Ведь бывает время, когда, кроме как на самолете, не выберешься из наших краев. В межсезонье, когда встает или идет лед на Селемдже, переправа не работает, и мы оторваны от большой земли. Аэропорты зарастают травой Альтернатива самолету - автомобиль УАЗ, который местное население называет автобусом. До Благовещенска по разбитым дорогам «буханка» доезжает за 14 часов. Людям приходится терпеть невыносимую пыль, жару, тряску. Многим необходимо каждую неделю ездить в областной центр и обратно, при этом тратя два дня на дорогу и жертвуя своим здоровьем. Начальник экимчанского аэропорта Владимир Семенов говорит, что надо непременно возрождать авиацию. Сегодня весь цивилизованный мир летает: в центральной России самолеты курсируют между городами на расстоянии 300 - 500 километров, это при том, что там построены скоростные автотрассы и у людей есть возможность доехать с комфортом на автомобиле. А в Москве активно развивается авиатакси. В Амурской области об этом пока только мечтают. Селемджинцы говорят, что сейчас хотя бы запустить Ан-3. У него и скорость выше, и в салоне теплее. А в идеале 15-местный Ан-28: у него есть система противообледенения, что позволяет использовать самолет круглый год. Уже не стоит вопрос восстановления аэропортов в Огодже, Златоустовске, Стойбе. Там взлетно-посадочные полосы давно заросли травой и деревьями. Наступает кустарник и на Экимчан. Пока сотрудники аэропорта живут с надеждой, что начнутся регулярные рейсы, и стараются следить за полосой. Перспективы северных аэропортов области во многом связаны с развитием месторождений полезных ископаемых. Например, в 2001 году повезло авиагаваням Зейского района. Когда началось строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению углей, БСК «Восток» реконструировала аэропорт в поселке Горный. Здесь была построена новая взлетно-посадочная полоса с применением самых современных материалов. С приходом нефтяников ожил аэропорт в Тынде. В Селемджинском районе ставку делают на золотодобытчиков и инвесторов, которые начнут осваивать Огоджинское месторождение угля. Пока же селемджинцы только с завистью посматривают в небо, где один за другим в европейские страны пролетают самолеты из Японии. Все дело в том, что над севером Селемджинского района проходит международная трасса, соединяющая Азию и Европу. Пассажиры «боингов» свысока наверняка и не предполагают, насколько необходима авиация внизу.
Экстрим в небе и на земле
ЭкономикаДля того чтобы добраться с одного конца Приамурья до другого на поезде или автомобиле, нужно потратить более суток. До недавнего времени практически в каждом отдаленном поселке севера была альтернатива - воздушный транспорт. Сейчас регулярных рейсов нет ни в один район области. Правда, в городах и крупных поселках, надеясь на возобновление полетов, еще содержатся аэропорты.
Фото: Архив
Амурская правда
от 19.07.2007
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии