Эти цифры, подчеркивающие значимость отрасли образования в современном мире, прозвучали во время семинара, который на прошлой неделе состоялся во Владивостоке. Семинар «СМИ и модернизация образования. Роль журналистики в образовательном процессе» прошел при поддержке Федерального агентства по образованию. В форуме для журналистов принял участие и корреспондент «АП». Главное - правильно истратить Одно из направлений модернизации образования - поддержка высших учебных заведений, внедряющих инновационные программы. К сожалению, амурские вузы пока не смогли пройти конкурсный отбор и попасть в списки победителей, претендующих на президентский миллиард. Зато два крупнейших приморских вуза - ДВГУ и ДВГТУ - вошли в списки финалистов конкурса, объявленного нацпроектом, в 2006 и 2007 году. О том, на что расходуется президентский миллиард, рассказал журналистам представитель ДВГУ. Дальневосточный государственный университет в 2006 году вошел в список 17 вузов, внедряющих инновационные программы - победителей конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование». Кстати, по итогам конкурсного отбора в 2007 году еще 40 вузов оказались достойны государственных грантов. Владимир Плотников, доктор физико-математических наук, начальник управления научно-исследовательских работ ДВГУ, координатор инновационного образовательного проекта, считает, что вузовская система должна прежде всего генерировать знания, заниматься воспроизводством интеллекта. Именно на это направлена инновационная деятельность вуза. - Когда мы писали свой проект, мы делали акцент на трех моментах - науке, образовании и инновациях, - отметил Владимир Сергеевич. - В 2006 году в вузе были созданы новые научно-образовательные центры «Информационные технологии и оптоэлектроника», «Нанофизика и нанотехнологии», «Медицинская физика», «Физика Земли». Нам необходимо привлекать в регион молодежь. Но я не верю, что это возможно, пока нет развитой инфраструктуры. Хотелось бы, чтобы та часть населения, которая не уезжает с Дальнего Востока, получила приличное образование, и это каким-то образом привязало бы ее к территории. Рядом с нами расположены высокотехнологичные страны АТР, которые развиваются темпами, намного опережающими Европу. Поэтому мы должны быть конкурентоспособны. Повышению конкурентоспособности помогает нацпроект. ДВГУ получил возможность потратить 486 миллионов рублей на закупку уникального научного и технологического оборудования, в том числе просвечивающего электронного микроскопа за 4 миллиона долларов. - Изыскиваем варианты, чтобы все это использовалось не только для научной деятельности, но чтобы студенты и аспиранты принимали участие в использовании этого оборудования в процессе обучения, - говорит Владимир Плотников. Сегодня весь мир увлечен нанотехнологиями, за ними будущее в развитии медицины, физики, биологии и микробиологии, электроники. А о том, что конкурентоспособность приморского вуза повысилась, говорит такой факт. Если раньше китайские студенты поступали в ДВГУ изучать русский язык, то сейчас в университете их привлекает возможность изучать естественные науки, используя современную научно-техническую базу. Координатор инновационного проекта, говоря о проблемах, признался, что самое трудное - истратить деньги в отведенные нацпроектом сроки и при этом купить именно то дорогостоящее оборудование, которое необходимо. Ведь согласно федеральному закону ФЗ-94, нужно объявить конкурс на его закупку. Поставщиков уникального оборудования немного. И как только появились желающие его приобрести, поставщики тут же сговорились и дружно подняли цену на 30 - 40 процентов. Кроме того, деньги поступили буквально две недели назад, на изготовление оборудования требуется 6 - 7 месяцев. Процедура конкурса занимает чуть больше месяца. И пока Владимир Плотников с трудом представляет, как вуз будет выходить из этой ситуации. При этом и президент Путин, и первый вице-премьер Медведев подчеркивают, что дойдут до каждой нацпроектовской копейки. Поэтому приходится писать очень много отчетов. Кроме того, за год вуз пережил в этой связи восемь плановых прокурорских проверок. Но все это мелочи в сравнении с новыми возможностями, которые получает ДВГУ. Борьба за абитуриента Специалисты констатируют, что университеты сегодня становятся отраслью экономики - численность работающих и обучающихся в вузах значительно выше, чем на самых мощных российских предприятиях. ДВГУ, к примеру, насчитывает около 40 тысяч педагогов и студентов, ВГУЭС - порядка 30 тысяч. Это налоги в бюджеты, инфраструктура, своя организация времени и пространства, идеология. Крупные вузы идут к тому, чтобы стать «государствами в государстве». Поэтому в вузах Владивостока подход к формированию имиджа университета -внутреннему и внешнему - осуществляется на профессиональной основе. Этот скандальный случай до сих пор обсуждается в Приморье. В течение полугода перед вступительными экзаменами в ряде приморских газет начало стабильно, из недели в неделю появляться объявление следующего содержания: «Требуется юрист. С дипломом ВГУЭС не берем». Владивостокский институт экономики и сервиса (ВГУЭС) провел собственноерасследование, но того, кто организовал эту нечистоплотную антирекламную кампанию, найти не удалось. Хотя в объявлении фигурировали телефоны для связи и даже название организации, якобы дававшей объявление. Об использовании межвузовского «черного пиара» в борьбе за абитуриента во Владивостоке рассказал заместитель первого проректора ВГУЭС по общественным связям, информации и рекламе Андрей Калачинский. Чтобы отвести удар, вуз выпустил плакаты «С дипломом ВГУЭС - берем», на которых был приведен длинный список госучреждений, организаций и предприятий, где работают выпускники ВГУЭС. Вузы создают целые службы по связям с общественностью, которые на полном серьезе разрабатывают солидные PR-программы. Престиж вуза - это не только его научные достижения (в которых обыватель, будем честны, мало что понимает). Это не только уровень специалистов, которых готовит тот или иной университет (это вопрос спорный и субъективный, что для одной фирмы хорошо, для другой недостаточно). Немаловажно общественное мнение о вузе, которое группа специально обученных специалистов будет формировать, сообразуясь с законами пропаганды и отражая PR-атаки недобросовестных конкурентов. Андрей Калачинский поделился опытом, как высшее учебное заведение само может заставить о себе заговорить все СМИ не только Приморья, но и России в положительном контексте. Когда Северная Корея в январе прошлого года провела ядерные испытания, студенты ВГУЭС устроили акцию против взрывов. На плакатах указали название своего вуза и цели пикета. Естественно, поскольку во всем Владивостоке на событие мирового масштаба, угрожающее безопасности стран АТР, больше никто столь пристального внимания не обратил, на пикет вгуэсовцев собрались представители не только власти и общественности, но и всех СМИ. Университет и его политически активных студентов показали не только все телеканалы Приморья, но также Первый и «Россия». Для пиара своего вуза даже ядерные испытания в Корее сгодятся, если использовать их с умом. Но можно мобилизовать и «внутренние резервы», которые есть у всех, но на которые мало кто обращает внимание. Например, возле главного корпуса ВГУЭС стоит единственный в России памятник погибшему во Владивостоке поэту Осипу Мандельштаму. Возложение ректором цветов в день трагической даты поэта, конечно, повод зазвать все СМИ в университетскую ограду. Но на цветы из года в год журналисты вряд ли поведутся. Поэтому PR-служба предложила другой ход - ректор возлагает на бронзовую главу поэта лавровый венок. При этом листья лавра на венке отнюдь не из ближайшего продмаркета - так совпало, что их привез один сотрудник вуза из Греции, с Олимпа. Убиты наповал сразу два зайца. Во-первых, активизируется гуманитарное сознание студентов (не говоря о том, что расширяется их кругозор и даже самые нелюбопытные узнают, чей памятник они видят ежедневно). А во-вторых, вуз в масштабах Приморья звучит в положительном контексте. Юлия Климычева. Владивосток.
Империя ученых и учащихся
ОбществоОборот средств в области образовательных услуг в мире составляет 38 - 40 миллиардов долларов в год. По численности студентов и сотрудников российские вузы давно обгоняют крупнейшие предприятия экономики. Потребителями образовательных услуг являются 80 процентов россиян.
Фото: Архив
Амурская правда
от 02.08.2007
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии