Русский кабак: история под хмельком Книга И. Курукина и Е. Никулиной «Повседневная жизнь русского кабака от Ивана Грозного до Бориса Ельцина» представляет собой энциклопедию винопития на Руси. Очень познавательна эта энциклопедия. Из нее можно почерпнуть, что корчму уже в 14-м веке русичи именовали «домом пагубным». Что «Русская правда» - сборник законов 15 века - запрещала боярам в пьяном виде бить своих крестьян (а позволяла лишь трезвым и только за дело). В 16 - 17 веках знать пила исключительно заморские вина. Простолюдины же снимали стресс домашними настойками, а со вкусом алкоголя для знати знакомились лишь во время народных волнений - когда, например, в 1605 году перед вступлением в Москву Дмитрия-самозванца толпа громила дворы Годуновых и черпала из разбитых бочек вино ведрами, шапками, сапогами. Оказывается, в созданной Петром Великим регулярной армии солдаты на походе и во время боевых действий стали получать ежедневную порцию вина и около 4 литров пива. Градус придавал храбрости, очевидно. Император Александр II предпочитал шампанское Редерер, и только из хрустальных бокалов, в честь него фирма «Редерер» выпустила шампанское «Хрустальное», которое до сих пор является ее гордостью. В 19-м же веке, когда начал складываться рабочий класс, «раскрестьяненным крестьянам» расслабиться после 12 - 14-часовой смены помогали только крепкие напитки. Праздники без них вовсе не обходились. Не случайно у фабричных впервые появился обычай «пропивать невесту». А основателем одного их первых обществ трезвости в России был Лев Толстой. Сталин до конца дней оставался поклонником грузинских вин, которые пил умеренно, Ворошилов предпочитал «Перцовку», Рыков - «Старку». А Борис Ельцин первым начал проводить неформальные «встречи без галстуков» с лидерами мировых держав в ресторанах. Сегодня в Москве насчитывается около трех тысяч питейных заведений. Оказывается, историю страны вполне можно изучать по количеству и качеству принятого внутрь. И такой «учебник истории» не менее увлекателен, чем другие свидетельства формирования славянской цивилизации. «Иаков Пекарь»: мудрость на кофейных чашках «Он был свирелью, и божественное дуновение проносилось сквозь него, рождая музыку. Этой музыкой и были его письмена». Хлебопек, одна из записок которого случайно оказывается в свежевыпеченной буханке, премудрый Иаков, мыслит афоризмами. Идеи в хлебе - сама по себе неплохая идея. Автор книги «Иаков Пекарь. Простая мудрость для сложного мира» Ноа бенШиа - поэт, философ и преподаватель Калифорнийского университета, нашел идею получше. Афоризмы Иакова Пекаря были приобретены двумя компаниями и появились на 25 тысячах кофейных чашек. «Сжатый кулак всегда пуст», - говорит Иаков человеку, который гневается. «Молитва - это путь, когда никакого пути не осталось», - поясняет Иаков женщине, которая спрашивает, почему он был неподвижен несколько минут. «Самое дальнее путешествие, которое может совершить мудрец, - это путешествие к границам своего невежества», - ставит в тупик обратившегося к нему с вопросом человека Иаков. Пожалуй, у этой книги есть шанс затмить славу бестселлеров Пауло Коэльо - здесь тоже библейский герой приходит к вечным истинам через обыденность. Объем книги меньше, мудрость выражена лаконичней некуда - даже на кофейной чашке помещается.
Алкоголь и кофе как учебник истории
В рамках акции «Читают все!», которую проводит газета «Книжное обозрение», мы получили книжные новинки, связанные с осмыслением истории. В первом случае российская история подается через бытование на Руси такого неотъемлемого свойства русского человека, как винопитие. Вторая книга - «Иаков Пекарь» написана в необычном жанре «простая мудрость для сложного мира» и носит философский характер.
Фото: Архив
Амурская правда
от 11.08.2007
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии