Но сельская служба здесь на Амуре весьма тяжела, и выбирают на эту должность крестьян по очереди. Более трудолюбивые и честные мужики избегают ее, как чего-то страшного. Да и как не избегать? Должность, например, волостного старшины сложная и весьма ответственная, а жалованье такое, что и говорить стыдно — 100 рублей. Как тут жить? А старшина вынужден платить только за одни самые простые деревенские харчи, за чай да хлеб 10 рублей в месяц да за квартиру 2 — 3 рубля. Тут и говорить нечего, что служба, если старшина человек честный, приносит разорение, и каждый старшина смотрит, как бы только дослужить срок до следующих выборов. Сельские старосты тоже несут непосильные труды. Каждый староста должен быть безотлучно дома, а жалованья он не получает. Поэтому часто происходят перемены прежде срока, что, конечно, отзывается неблагоприятно на делах, подлежащих ведению волостей и сельской власти».

«Амурская газета», 1901 год.

* * *

Незавидная доля просветителей «Осенью сего года прислали в деревню Томскую учителя Туганова. Он — человек высокого образования и знаток школьного дела. Первоначально он запросил от общества приличную квартиру, которой при всем нашем желании дать мы не могли. При наступлении учебных занятий Туганов вынужден был поместиться в маленьком уголке, темном и душном. Не так давно, видно ото всех квартирных удобств, Туганов заболел тифом. Местный священник, заботясь о Туганове, хотел поместить его в Александровскую больницу, где, несравненно, было бы ему лучше, но он и сейчас в своей душной комнате. Незавидна доля наших амурских просветителей».

«Амурская газета», 1901 год.

* * *

По пашням ходят табуны коз «В этом году «повезло» не только нашим александровцам насчет водки, а всем селам. В нашей волости почти в каждой деревушке пооткрывались кабаки. А русскому что? Лишь бы была водка, и все горе будет забыто. Хотя, правду говоря, на Амуре жаловаться на нужду стыдно: по правде сказать, живется недурно. Коз (диких) в этом году у нас было много, и сейчас ходят по пашням табунки, да и фазаны откуда-то налетели, а года два тому назад их здесь и не видали. Морозы стоят с ноября очень большие, до 40 градусов. Прошлая зима была гораздо теплее.»

«Амурская газета», 1902 год.