Это москвичи, набивающие книгами огромные чемоданы на колесиках, и нескончаемые блондинки у микрофонов, рассказывающие о гламурных новинках. Это автограф-сессии и пресс-конференции. Это книги-карлики и книги-гиганты. Это необычные встречи с книжными людьми, которые удивительным способом умеют находить друг друга в непроходимой толпе. На Московской международной книжной выставке-ярмарке (ММКВЯ) побывал и журналист «Амурской правды».
Приглашение на мегамероприятие «АП» прислали как победителю Всероссийской акции «Читают все!» Я и великие Писатели, политики, актеры, поэты то тут, то там собирают вокруг себя взволнованную толпу, мерцающую фотовспышками. Рослые секьюрити только успевают двигать плечами, и в крохотных мониторах цифровых фотокамер, кроме их могучих спин, не отражается ничего. Но кто же захочет упустить возможность и не вписать себя в фоторяд «я и великие»? Поэтому вспышки камер, когда появляется Донцова, или Познер, или Фоменко, или Ястржембский, превращаются в маленькое зарево. И таких «пожаров человеческого тщеславия» по павильонам, если взглянуть на книжный город сверху, не счесть. А число ВИП-гостей, ежедневно посещающих ярмарку, заходит за сотню. Здесь отметились Дмитрий Медведев и Сергей Шойгу, Борис Немцов и Ксения Собчак — да разве всех перечислишь?
Сотни крупных и мелких, столичных и провинциальных издательств представили свои новинки. У павильона детской книги читателей встречали круглые мохнатые Смешарики. А одно из издательств кормило малышей баранками и усаживало за столы с раскрасками.
Москвичи любят выговориться. Встречи с медийными лицами, презентующими новинки, как правило, ведут представители издательств. Предполагается, что читатели будут задавать краткие вопросы, писатели — пространно и умно отвечать, затем — продажа книг и автограф-сессия. На самом деле, стоит читателю дорваться до микрофона, он начинает либо ругать действительность, либо читать писателю нотации, либо учить издателей, что надо сегодня издавать. И задача писателя в паре с ведущим — погасить пыл оратора и отнять у него микрофон. К моменту автограф-сессии остаются несколько человек, истинных почитателей творчества того или иного мэтра. Но времени на задушевную беседу с ним, увы, не остается — в графике стоит следующая встреча.
Пастернак и «Кровь луны»
Можно бродить по ярмарке с утра до вечера, останавливаться у стендов тех или иных издательств и задавать вопросы писателям, презентующим свои новые книги. Автор детективов Анна Малышева представляла роман «Кровь луны».
— Это история девушки, которая, будучи сценаристом на российских мыльных операх, мечтает, чтобы по ее собственному сценарию был поставлен триллер с таким названием — «Кровь луны», — рассказывает успешная авторша, умеющая изощренно пугать доверчивую публику. — Это основная линия. Героиня попадает в жесткий детективный переплет. История устрашающая и жестокая, не лишенная мистики.
— Почему вы пишете такие напряженные детективы? Реализуете какие-то собственные страхи?
— Разумеется, каждый писатель реализует свою личность, — ответила Анна Малышева на вопрос журналиста «АП». — Если он об этом пишет, значит, в его душе спрятаны и эти страхи, и тревоги, и стресс от острых ситуаций. И вообще, жизнь — лучший учитель для автора детективов. страшнее, чем бывает в жизни, из головы не придумаешь.
Неподалеку на стенде издательства «Молодая гвардия» презентуют свои очень толстые книги Дмитрий Быков и Ирина Лукьянова. Муж и жена каждый в отдельности написали по роману-биографии, Быков исследовал жизнь и творчество Бориса Пастернака (и даже получил за этот эпохальный труд премию «Большая книга» год назад), Лукьянова — Корнея Чуковского. Отвечая на вопрос журналиста «АП», Дмитрий Быков категорично отмел версию о том, что в основу книги о Пастернаке наверняка легла его студенческая курсовая.
— Нет, курсовые я писал о других поэтах, — заявил он. — Перед творчеством Пастернака я преклоняюсь, поэтому и родилась эта книга.
Сейчас, по признанию известного журналиста и в буквальном смысле очень крупного писателя, у него почти готова рукопись биографии Булата Окуджавы, которая также скоро появится в «Молодой гвардии».
— В ней тоже будет более 900 страниц?
— Думаю, что нет, — не очень уверенно ответил Быков.
Книжный «чайна-таун»
В этом году ММКВЯ имела китайский акцент, связанный с продолжающимся Годом Китая в России. Большая площадь в павильоне была отведена под выставку книг издательств КНР. Большую часть экспозиции заняла литература Пекинского издательства, которое занимается переводной литературой. Много книг на разных языках, в том числе и на русском.
— Мы ориентируемся на тех иностранцев, кто интересуется Китаем, — рассказала владеющая русским языком представитель Пекинского издательства Ли Дао, по-русски — Соня. — Здесь книги о традиционной китайской культуре, о современной жизни Китая, а также учебники китайского языка для иностранцев.
Стенды издательства из Поднебесной не пустовали — здесь буквально ежечасно проводились встречи, презентации поэзии и прозы китайских писателей с их участием, круглые столы, а также символические передачи выставленных на экспозиции книг российским библиотекам и фондам.
— Многие русскоязычные люди интересуются нашими книгами, — продолжает Соня. — Я который день подряд вижу одни и те же лица. Дело в том, что книги мы не продаем — это выставочные экземпляры. А посетители все просят: продайте, продайте. Да вы и сами не сможете оторваться, когда посмотрите нашу выставку. У нас огромный багаж — более 600 наименований книг.
Китайские участники отметили, что они принимают в ежегодной ярмарке в этом году наиболее масштабное участие. «Все высокопоставленные начальники уделяют особое внимание нам, и мы считаем, что выставка дает нам шанс и возможность ориентироваться на русский рынок», — считает представитель пекинского издательства литературы для иностранцев.
У входа в книжный «чайна-таун» посетителей ярмарки встречала стайка девушек в китайских национальных одеждах. Китаянка, назвавшаяся Олей, рассказала, что все они студентки Пекинского университета иностранных языков. Здесь они приветствуют гостей, отвечают на вопросы. По словам Оли, очень многие хотят найти китайского партнера, чтобы вместе издавать книги или даже продать свои книги в Китае. А спрашивают чаще всего учебники, что свидетельствует о растущем интересе россиян к языку жителей Поднебесной.
Китаянка Оля от ярмарки в восторге и этого не скрывает: «Я посмотрела экспозицию, как освобожусь — куплю много книг. Чтобы показать в Пекине своим друзьям. Меня интересуют больше всего книги о любви, сказки и книги по кинофильмам».
Николай Дроздов ищет спонсора
Книгу по мотивам телепередачи «В мире животных» представил ее бессменный на протяжении многих лет автор и ведущий Николай Дроздов. В будущем году популярная телепрограмма, которая ушла с центральных каналов и сохранилась лишь на «Домашнем», отметит 40-летие. Получается, что серия из пяти книг (пока планируется, что их будет пять) писалась все эти 40 лет — под обложками помещены материалы телеэкспедиций, совершенных за четыре десятилетия.
Николай Николаевич признался, что он работает в этой программе с первого дня. Правда, он не сразу стал ведущим — до него «В мире животных» вел Василий Песков, потом некоторое время они вели ее по очереди. И лишь с 1990 года, когда Песков окончательно ушел в «Комсомолку», Дроздов взял эфир на себя.
На встрече Николая Николаевича читатели не преминули спросить о его участии в «Последнем герое». Как он отважился и было ли это ему как натуралисту интересно?
— Решаться было надо — это же уникальная возможность более месяца провести на реально необитаемом острове, — рассказал Дроздов. — Без пищи, без удобств — это ерунда, потому что для человека, который постоянно участвует в экспедициях, это нормальные условия. Очутиться на дикой природе — это же здорово. Тем более что попасть в составе съемочной экспедиции в такие места довольно трудно, да и то приедешь в экзотический уголок — а там люди, другие съемочные группы, все ходят и друг другу мешают. А тут ты один, и видишь природу нетронутую, гуляешь с утра до вечера, собираешь еду, ловишь съедобную живность. Дважды участвовал в этом проекте. Когда Эрнст первый раз мне предложил, я немного сомневался — думал, что мы будем жить в отеле и выезжать на природу на съемки. Нет, все было так, как обещано. И на второй год, когда предложили, я уже охотно согласился и получил еще больше удовольствия.
Далее один из читателей завладел микрофоном и долго сетовал, что сегодня издается мало книг для детей о природе. Ему хотелось бы, в частности, возродить «Зеленую серию», которую он читал в своем детстве.
— Вы так назидательно говорите, — обратился Николай Николаевич к настойчивому читателю. — Вы это не нам, вы это издателям предлагайте.
— Ну у вас же есть имя, вы можете протолкнуть эту идею, — не отставал читатель.
— Голубчик мой, да вы большой романтик, — парировал Дроздов. — Есть проект, есть продюсеры и промоутеры, которые занимаются книгоизданием профессионально. Есть бюджет — есть книга. Нет бюджета — никакой авторитет ничего не протолкнет.
— Но ведь читатель это ждет, — не унимался энтузиаст «Зеленой серии».
— Найдите спонсора, а мы все напишем. За нами дело не станет, уверяю вас, — фирменно улыбнувшись, перевел стрелки обаятельный телеведущий.
Преодоление коварства типографий
На Московской выставке-ярмарке чего только нет. Здесь вас научат, например, как написать и издать книгу. Мастер-класс для дерзнувших ступить на писательскую стезю, проводит член Союза писателей России Фаина Пиголицына.
— Здесь собрались, я полагаю, те, кто хочет войти в историю? — с любопытством она обвела взглядом собравшихся. — Я объясню вам, как это сделать. То, что вы опубликовали ваши сочинения под обложкой, еще не факт, что они станут достоянием общественности.
Московская писательница и издательница Фаина Пиголицына, автор нескольких книг на исторические темы, раскрыла глаза начинающим авторам на секреты книгоиздания.
— Сегодня книги пишут многие, чтобы их издать, нужны деньги, и, представьте себе, начинающие авторы их находят, — делилась наблюдениями она. — Типографии сегодня за ваши деньги напечатают вам что угодно. Но ведь вы хотите, чтобы ваша книга попала в главные библиотеки и книгохранилища страны, чтобы ее приняли на продажу магазины. Для этого она должна быть помечена индексом ISBN, который имеет право присваивать только издательство.
Писательница призналась, что не раз наблюдала горе начинающих авторов, которым типографии оказали медвежью услугу, а именно — отпечатали тираж, где ни один экземпляр книгой в полном смысле слова назвать было нельзя. И бедный автор метался от одного магазина к другому, и все продавцы над ним смеялись.
Заодно Фаина Пиголицына ненавязчиво прорекламировала собственное книжное издательство, которое она открыла, зарегистрировавшись предпринимателем. Правда, пока в нем вышли лишь ее собственные книги. Побудило же ее заняться книжным бизнесом, по признанию писательницы, ее нелюбовь к редакторам. «Они портили мои тексты до неузнаваемости», — призналась она.
Попутно Фаина Пиголицына презентовала свою книгу «Дева Натали», повествующую о судьбе Натальи Гончаровой.
— Это книга в защиту супруги Пушкина, — пояснила она. — Люди думают о Натали все, что угодно, но она ни в чем не виновата. Обвиняют ее в ранней гибели поэта. Но при чем тут Натали? Она была красавицей, а Александр Сергеевич был очень самолюбив и считал своим долгом достойно содержать жену, а также защищать ее честь. Это я и попыталась рассказать в своей книге.
Награды от «Книжного обозрения»
Одним из событий книжной ярмарки стало подведение итогов Всероссийской акции «Читают все!», в которой участвовала и «Амурская правда». В течение полугода более сотни редакций провинциальных газет получали новинки книжных издательств и рассказывали о них на своих страницах. По итогам конкурса его победителей, в том числе и журналиста «АП», пригласили в Москву. Акция «Читают все!» проводится для всех городов России, исключая Москву и Санкт-Петербург. По статистике, в столичных городах оседает 90 процентов книжных новинок, и всего 10 доходят до провинции. Организаторы акции решили разрушить этот баланс.
— Когда у меня возникла идея этой акции и я начал делиться ею с окружающими, на меня смотрели с некоторым ужасом, — признался редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов. — Издательства будут предоставлять более сотни экземпляров новинок — зачем? Интернет-магазин «Озон» будет за свой счет рассылать их по городам и весям России — зачем? Газеты будут предоставлять под рассказ о них свою площадь — зачем? И ни на одно «зачем» не было логичного ответа. И это настоящее чудо, что все состоялось. Ибо чудо — единственное, что не поддается логике.
Помимо продвижения книжных новинок вглубь и вширь страны, акция ставила целью создать сообщество журналистов, пишущих о книгах. А еще вернуть чтению статус модного и актуального время-препровождения.
Меньше копейки, дороже золота
Микрокнига размером 2 на 2 сантиметра рождалась на глазах посетителей и нескольких телекамер. Светлана Никольская, художник, автор-издатель миниатюрных книг, председатель московского клуба любителей миниатюрной книги, работала без лупы, и это казалось невероятным, потому что разглядеть написанный тончайшим пером с тушью текст и выполненные тушью рисунки невооруженным глазом было невозможно — только с помощью увеличительного стекла. Обложка 2 на 2 — не предел. Светлана Николаевна извлекла книгу размером 8 на 8 миллиметров. В книжке 24 страницы, каждая изящно оформлена.
— Чтобы этому научиться, прежде всего должно быть желание, — говорит Светлана Николаевна. — Я второй год делаю микрокниги. У меня их уже более 10.
Доктор филологических наук, лингвист, по ее признанию, рисовать начала несколько лет назад неожиданно для себя. «Пошли образы на поэзию серебряного века. Хотя никогда не рисовала — только наукой занималась. Потом начали издавать книжки с моими рисунками. А потом я начала сама изготавливать книги». Любимые авторы Никольской — Пушкин и Хармс. Своим лучшим изданием она считает стихи Пушкина в берестяном переплете, строфы написаны на бересте.
— Могу научить, как из листов делать книжечку, — делится секретами Светлана Никольская. — Сама научилась этому искусству по словарю книголюба. Читала и одновременно пробовала изготовить переплет. Начала с льняных материалов — резала на будущие переплеты свои блузки и халаты. Сейчас приобретаю профессиональные материалы.
По словам Светланы Никольской, если сначала это занятие приносило ей лишь эстетическое наслаждение, то теперь приносит еще и прибыль. Книжные миниатюры, а также микрокниги не выходят из моды и пользуются большим спросом.
Что дарит президент
Рядом с огромными, тиснеными золотом фолиантами лежали белые перчатки. Книги из подарочного фонда Президента Российской Федерации нельзя трогать голыми руками.
— Такие книги дарит наш президент главам других государств, — поясняет консультант Ксения Санникова. — Здесь представлены «Санкт-Петербург 1703 — 2003 год», «Московский Кремль на рубеже тысячелетий», и еще у нас в этом году появилась новая — «Серебряное кольцо».
Первая книга подарочного фонда «Московский Кремль» была создана еще при Ельцине. После реконструкции Кремля правительство потребовало отчета о произведенной работе. В результате выпустили книгу, она всем понравилась, и Президент РФ решил дарить ее другим главам государств, приезжающим в гости. Потом появился «Санкт-Петербург», который вместе с футляром весит 13 килограммов, в ней более тысячи страниц. Переплет выполнен из кожи кенийского козла, это самая дорогая из всех кож, в которые переплетают книги. Поэтому белые перчатки на презентации вполне оправданны.
— Президентские книги пронумерованы, — продолжает Ксения Санникова. — Номер один, естественно, находится у Владимира Владимировича Путина. Тираж этих изданий не превышает 300 экземпляров. Книги именные — когда фолиант волей дарителя обретает владельца, президентский каллиграф подписывает экземпляр его фамилией. Эти книги представляет Фонд развития церемониального книгоиздания. Раритеты ассоциируются у людей с хорошим наследством — чем больше времени проходит, тем дороже книга.
— А купить эти книги можно?
— Можно. У нас три варианта — так называемые президентский, министерский и народный. Приобрести можно книги всех видов. Цена зависит от оформления. Народный вариант можно купить у нас за 15 тысяч рублей, президентский стоит около ста тысяч.
Ксения Санникова рассказала, что на ярмарке удивительный спрос на эти книги. В первую очередь их приобретают коллекционеры. Во вторую — солидные граждане, чтобы подарить их своему начальнику. Оказывается, у нас очень многие хотят дарить то, что дарит президент.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии