Под контролем задвижек В мае красноярские строители сварили последние метры трубы на участке от Сковородина до Тынды. Таким образом, этот 137-километровый отрезок стал первым построенным участком нефтепровода ВСТО не только в Амурской области, но и на всем Дальнем Востоке. После укладки трубы специалисты приступили к ее проверке на прочность. В сваренную нитку под высоким давлением закачивали воду и смотрели, как поведут себя швы между трубами. Испытания показали, что работы выполнены со стопроцентным качеством: ни одного брака не было выявлено. - Этот показатель еще раз доказал надежность нефтепровода, - говорит Юрий Морозов, начальник участка Центра управления проектом ВСТО. - На некоторых отрезках труба пролежала уже год после начала строительства. Мы наблюдаем за ее состоянием. Можно с уверенностью сказать, что никаких необратимых процессов не происходит. Специальная подложка вокруг трубы обеспечивает устойчивость во время возможных землетрясений, а также при проявлениях вечной мерзлоты. И все же некоторые считают, что в погоне за показателями быстрее уложить трубу строители в спешке закрывали глаза на недоделки, которые в ближайшее время начнут себя проявлятьМежду тем на участке между Сковородином и Тындой вдоль нефтепровода подрядчики заканчивают установку опор для линии электропередачи, которая необходима для управления сложнейшим оборудованием, в частности автоматическими задвижками. На 137-километровом отрезке их восемь. В случае необходимости оператор линейного управления одним нажатием кнопки может перекрыть поток нефти на любом участке. Уже после того, как сработают мощные задвижки, восстановительные бригады приступят к устранению возникшей аварии. Мобильные ремонтные участки на территории Приамурья будут созданы в Сковородине и Тынде. Вблизи этих городов планируется и строительство нефтеперекачивающих станций. В Сковородине уже приступили к сооружению НПС. Аналогичная станция должна быть и вблизи Тынды - в Бестужеве. Однако пока проектировщики изучают, на каком этапе она потребуется. Это прежде всего зависит от объема добытой нефти на месторождениях Иркутской области и Республики Саха (Якутия) и запланированных к прокачке по нефтепроводу на первом пусковом комплексе 30 миллионов тонн в год, а при полном развитии трубопровода - до 80 миллионов тонн в год. Дороги отодвигают сроки Амурской области первую нефть стоит ждать не в следующем году, а только в 2009-м. Об этом сегодня говорят строители трубы, хотя официального решения на уровне Правительства России по вопросу еще не принято. - На бумаге срок сдачи первой очереди остается прежним - конец 2008 года, - говорит Василий Ярцев, заместитель начальника ЦУП ВСТО. - Но мы сегодня отмечаем серьезное отставание темпов реализации проекта от намеченного графика выполнения строительно-монтажных работ. На четвертой части трассы работы не ведутся вообще. По мнению нефтяников, это связано с тем, что у генподрядчиков отсутствует достаточное количество квалифицированных рабочих и специалистов. Поэтому и были изменены сроки сдачи нефтепровода в эксплуатацию. Еще одной причиной переносов сроков стали сложные условия строительства в Якутии, где, в отличие от Приамурья, вдоль строящейся трубы нет никаких дорог. Этот фактор, а также сложный рельеф и суровый климат значительно тормозят работы. В соседней республике на участке от Алдана на запад нефтяникам приходится сначала прокладывать автомобильную дорогу, а уже потом завозить на участки трубы. В Амурской области связующей артерией стала Амуро-Якутская автомобильная дорога. По АЯМу перевозились трубы, вахтовые вагончики, техника. Именно тяжелые машины нефтяников весной и летом разбили федеральную дорогу до такого состояния, что там невозможно было проехать: автомобили попросту проваливались под землю. Мощные трубовозы, бульдозеры, самосвалы курсировали по трассе круглосуточно. Машины продавили деревянные мосты, разбили полотно автодороги, подходы к мостам. Во многих местах дорога вспучилась. - До нефтепровода по амурскому участку федералки в сутки в среднем проходило 1400 машин, строители добавили 2500 большегрузных автомобилей. То есть интенсивность движения возросла почти в три раза, но дорога не рассчитана на такое количество машин, - объясняет Сергей Вещекусов, главный инженер дорожно-эксплуатационного предприятия N 123. - У нас существуют и весовые ограничения. Весной, когда происходит оттаивание грунта, нагрузка 5 тонн на ось, летом и зимой - 8 тонн. Естественно, что никто этих норм не соблюдает. Проследить за каждой машиной, которых здесь сотни, невозможно. После многочисленных обращений районной администрации к самим нефтяникам, в областное правительство, к губернатору Николаю Колесову строители нефтепровода совместно с дорожниками привели проезжую часть в нормальное состояние. Сейчас местная власть боится, что будет разбит другой участок дороги, идущей от Тынды на север района, где уже развернули работы нефтяники. Тоннель рядом с медведями Автомобильные дороги, а также мост через Гилюй с самого начала стали наиболее обсуждаемыми вопросами между представителями «Транснефти» и районной администрацией. Тындинцы предлагали нефтяникам вложить деньги в достройку моста через реку Гилюй. Это искусственное сооружение значительно бы облегчило работу строителям, но «Транснефть» отказалась от финансирования данного проекта. Из-за этого подрядчикам предстоит перебазировать технику в этот район в зимнее время. Сейчас строители здесь готовятся к сооружению уникального микротоннеля под восточным участком Байкало-Амурской железной дороги возле станции Бестужево. Это единственный подобный тоннель на Дальнем Востоке, а по сложности грунтов, через которые предстоит его пробивать, аналогов сооружению нет во всей России. Тоннель пройдет на глубине 7 - 8 метров, его длина составит 175 метров. Сооружение будет иметь несколько степеней защиты из бетонных колец и полиэтиленовой трубы. Во время строительства движение поездов по железной дороге прерываться не будет. - Базовыми поселками на этом участке у нас станут Сети и Могот. Сюда мы сейчас перебазируем вагончики и технику из Соловьевска, - показывает карту руководитель участка. - В общей сложности на объекте будет задействовано около 700 специалистов из Красноярска, Тюмени, Уфы, Москвы. Мы привлекаем и тындинцев. В основном местные жители у нас трудятся лесорубами, подсобными рабочими, стропальщиками. Мы готовы задействовать жителей города и района и непосредственно на строительстве, но специалистов, которые нам нужны, среди них очень мало. Если такие люди есть, то мы никогда им не отказываем. Экономика показывает, что гораздо выгоднее привлекать местное население, нежели привозить тех же стропальщиков, оплачивая им проезд, командировочные. У нас в вахтовом поселке в Сетях висит объявление, какие рабочие нам нужны. Люди приходят, устраиваются. Перед выходом в тайгу строители проходят инструктаж. Наряду с техническими факторами руководители работ заостряют внимание и на таком моменте, как встреча с медведями и другими таежными обитателями. Нефтяники говорят, что косолапого они пока не видели, а вот с рысью встречались. Китайцы оставили стройку тындинцам Тем временем в Сетях и Моготе уже создан необходимый запас труб, которые поставляются с российского Выксунского металлургического комбината и из Украины с Харцизского завода. Строительство второго участка нефтепровода от Тынды до Нерюнгри вдохнуло жизнь в бамовский поселок Могот, расположенный рядом с Якутией. До конца месяца здесь будет полностью выстроен вахтовый поселок со всей инфраструктурой. Нефтяники отремонтировали местную заброшенную столовую, которая после окончания сооружения нефтепровода перейдет в собственность поселка. В местный бюджет пойдет и часть налога на доходы физических лиц. - Мы какую цель преследуем? Конечно, увеличение налогов, пополнение бюджета. Правда, по Налоговому кодексу в местный бюджет мало чего перепадает, но мы участвуем в проекте, который принесет пользу России.Станет сильнее бюджет страны, думаю, и территориям от этого станет лучше. Для нашего района нефтепровод принесет возможность строительства нефтеперерабатывающего завода. Северная жизнь особенная: долгая суровая зима, огромные расстояния между населенными пунктами и удаленность от многих ресурсов, в частности от производителей топлива, - говорит Василий Кравцов, глава Тындинского района. - Строительство нефтепровода помогло частично решить проблему безработицы, а вопрос занятости населения в наших краях стоит остро. На всех совещаниях, которые проходили в районе и области, мы всегда отстаивали три позиции: использовать наши трудовые ресурсы, задействовать мощности техники района, города и области, оставить дороги, которыми пользовались строители, в надлежащем состоянии. Предполагалось, что строить нефтепровод от Тынды на север будут китайцы, но в последний момент специалисты из Поднебесной не рассчитали свои возможности и сосредоточились на участке от Нерюнгри до Алдана в Якутии. Неизвестной сегодня остается судьба ответвления от Сковородина на Дацин, которое также собирались строить китайцы. России и Китаю до сих пор не удалось договориться о строительстве этой ветки. По мнению аналитиков, это связано с тем, что российская сторона хочет убедиться, сможет ли она в полном объеме заполнить мощности нефтепровода ВСТО. - Каждый субъект федерации, по которому идет труба, намеревается строить нефтеперерабатывающий завод на своей территории. Если будут построены один или несколько НПЗ мощностью 18 - 20 миллионов тонн, то что тогда будет поставляться на экспорт? - задает резонный вопрос Борис Санеев, заместитель директора института энергетики Сибирского отделения РАН. - Компания «Роснефть» также выражает желание построить НПЗ на конце трубы у самого Тихого океана и поставлять в Китай и другим потребителям уже готовые нефтепродукты. Однако, когда проводились переговоры с китайской стороной, речь шла о том, что именно сырая нефть будет поставляться за рубеж. Плацдарм для грандиозных проектов Впрочем, российской нефтью заинтересовались японцы, они готовы даже рассмотреть вопрос о частичном финансировании строительства трубопровода от Сковородина до портов Тихого океана. В случае реализации этого проекта существенные дивиденды получит Амурская область, так как часть нефтепровода пройдет по нашей территории и затронет большую часть районов Приамурья. Пока этот вопрос только обсуждается, эксперты уже говорят о проектах, которые сегодня кажутся слишком амбициозными. - В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в настоящий момент нет достаточного количества перерабатывающих мощностей, способных обеспечить растущие потребности в светлых нефтепродуктах. Нет даже внутреннего рынка, не говоря уже о потенциальных поставках за рубеж, - объясняет Анна Анненкова, старший специалист аналитического отдела ИК «Баррель». - Сегодня, в соответствии с программой развития нефтегазового комплекса Дальнего Востока, в районе прохождения трубопровода ВСТО планируется построить: нефтеперерабатывающий завод или комплекс НПЗ в Сковородине (2008 - 2010 годы), завод сжижения природного газа в Находке (2008 - 2011), завод синтетических каучуков в Хабаровске (2015 - 2019), завод химических волокон в Благовещенске (2016 - 2020). Пока в Правительстве России решают вопрос строительства нефтепровода до Тихого океана, в Сковородине уже началось сооружение приемоотправочного парка железнодорожного нефтеналивного терминала. ОАО «Бамстроймеханизация» отсыпала земельное полотно под стальной путь. Здесь уже уложен первый километр рельсошпальной решетки и 9 стрелочных переводов, подготовлено 20 фундаментов для опор контактной сети. Укладку пути планируют завершить к концу 2007 года. Эти работы в объеме 240 миллионов рублей финансирует ОАО «Российские железные дороги». Следующим этапом строительства нефтеналивного парка станет монтаж контактной сети, устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи. Приемоотправочный парк будет рассчитан на пять железнодорожных путей, каждый из которых способен принять поезд длиной в 71 вагон. Начало работы терминала даст дополнительную погрузку Забайкальской железной дороге в 15 миллионов тонн, то есть каждый день в восточном направлении от Сковородина будут уходить 15 составов с нефтью. Увеличение объемов перевозок потребует модернизации железной дороги до портов Тихого океана. Все это даст дополнительные инвестиции, рабочие места, налоговые поступления. В ходе строительства нефтепровода ВСТО возможно будут приняты очередные решения, которые могут принести Приамурью новые проекты. Среди них - сооружение нефтеперерабатывающего завода, нефтеперекачивающих станций и других комплексов. Тындинский район.

Возрастная категория материалов: 18+