Детище реформ Наша область, как известно, является регионом сельскохозяйственным, где наиболее развиты отрасли, составляющие агропромышленный комплекс. Отсюда и большой спрос на управленцев, подготовленных для работы на предприятиях, производящих или перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Готовят их у нас в Дальневосточном государственном аграрном университете (ДальГАУ), в одном из его учебных подразделений - финансово-экономическом институте. Этот институт - детище реформ, которые в связи с вступлением нашей страны в рыночные отношения имеют место во всех сферах человеческой деятельности. К новому, как говорится, по-новому. Происходят такие глубокие изменения и в высшем образовании. При этом налицо не только смена вывесок, - наполняется новым содержанием сам учебный процесс. Кто-то из известных людей сказал, дескать, не приведи господи вам жить во времена перемен. Я знаю много людей, которые своим самоотверженным трудом буквально за короткие сроки «перекроили» вместе со своими коллективами все преж-ние формы организации труда, приведя их к современному знаменателю. Среди них Владимир Григорьевич Боровиков, нынешний директор Финансово-экономического института ДальГАУ. Это ему вместе со своими коллегами в свое время пришлось преобразовывать факультет экономики и управления сельскохозяйственным производством в институт. Изменилось буквально все, начиная от названия специальностей и кончая оборудованием кафедр новейшей техникой и степенью квалификации преподавателей. Чтобы готовить кадры для рыночной экономики, преподаватели прошли школу переподготовки, освоив новые специальности, такие, например, как аудит, маркетинг, менеджмент, основы кибернетики и прочие. Сегодня финансово-экономический институт (ФЭИ) ДальГАУ, что касается качества подготовки специалистов и научно-учебной базы, никоим образом не уступит ни одному однопрофильному вузу региона. Неисправимый трудоголик Однако, по выражению преподавателей института, переход на новые рельсы обучения стоил для многих из них огромных сил. В большей же степени, по их мнению, досталось Владимиру Боровикову, благодаря которому и состоялся новый институт. Это, мол, он «пробивал» кадры и средства под оснащение и оборудование аудиторий, он был главным координатором в подготовке новых методик и разработчиком всей будущей стратегии ФЭИ. И не только ФЭИ - его всегда заботила и жизнь университета в целом, где ему принадлежит одна из ведущих ролей. Об этом говорил мне и старейший, всеми уважаемый в вузе преподаватель, доцент, а до недавнего времени заведующий кафедрой экономической кибернетики Леонид Адамович Синицкий. По его словам, сегодня в университете происходит процесс перехода на обучение по новым информационным технологиям. - В том, что наша учебно-техническая база существенно изменилась за последние годы, большая заслуга принадлежит директору Владимиру Григорьевичу, - подчеркивает он. - Это трудоголик, каких еще нужно поискать. Если поставит перед собой цель, то обязательно ее добьется. Леонид Адамович работает в ДальГАУ (тогда это был Благовещенский сельскохозяйственный институт - БСХИ) с 1963 года. Начинал начальником учебной части, а после окончания в 1970 году одного из московских вузов стал заниматься совершенно новым в то время направлением, приняв в ДальГАУ (БСХИ) кафедру кибернетики. Это он первым в области стал заниматься электронно-вычислительной техникой, осваивая одно за другим поколения ЭВМ. Но тогда его деятельность казалась из разряда «экзотических» и малопонятных, а сегодня, когда без компьютеров наша жизнь стала совершенно немыслимой, в ДальГАУ появилось множество кабинетов, оборудованных по последнему слову компьютерной техники. На мой вопрос, как им удается в столь экономически трудное время изыскивать средства на приобретение оборудования, Синицкий хитро улыбается. Мол, спросите у Боровикова - это его рук дело, это ему каким-то чудом удается найти деньги с тем, чтобы его родной ДальГАУ шел в ногу со временем. Почему Владимир Григорьевич в свое время не побоялся трудностей и не ушел, как это делали многие руководители повсеместно, с административной должности, когда не ясно было, сможет ли новая форма организации учебного процесса выдержать весь этот перестроечный напор? Когда было все так зыбко и неустроенно, когда преподаватели по нескольку месяцев не получали зарплату, а высшее образование в связи с обусловленной в то время бесперспективностью его потеряло престиж? На все эти вопросы он отвечает так: - Во-первых, наверное, потому, что я любил и уважал свой коллектив. А вообще, здесь целый комплекс причин. Мне интересно было поработать в новых условиях. Да и задумки у меня свои были. А тут огромное поле деятельности - ну как не попробовать? И вообще, я никогда не боялся сложностей. Ведь я давно понял, что нет ничего в мире такого, что нельзя было бы преодолеть. Владимир Григорьевич - личность в ДальГАУ известная и уважаемая. Не случайно он дважды за последние годы выдвигался на должность ректора университета. Да, он уступил по голосам. Но в том не видит трагедии. Главное, говорит, я смог озвучить свою программу - то, каким бы я хотел видеть мой родной вуз. И я доволен, что многое из моей программы сегодня с успехом реализуется. Экскурс в прошлое 3 января будущего года Владимир Григорьевич отметит свое шестидесятилетие. Вершина жизни. Сосредоточие мудрости, опыта, знаний. Как говорится, творить еще да творить без оглядки на долгий пройденный путь. Впрочем, когда переходишь какой-то рубеж, обязательно хочется оглянуться и посмотреть, что там у тебя за спиной. Перелистать страницы жизни, углубиться в свои корни. Все начиналось, как у многих мальчишек и девчонок послевоенной поры. В сорок пятом вернулся с фронта отец Григорий Емельянович, который потом всю жизнь проработал школьным учителем в родной Екатеринославке - туда в 1924 году их семья переехала из далекой Белоруссии. Познакомился с молодым зоотехником Татьяной Михайловной, которая еще до войны (а сама она тверская) отправилась в эти края по известному хетагуровскому призыву. Случилась любовь. Потом была свадьба. Рождение сына. В общем, обычная диалектика жизни. Когда сын подрос - пошел в школу. В 1965 году после ее окончания он отправляется на учебу в Благовещенск, где поступает на исторический факультет педагогического института. Именно здесь, по словам Владимира Григорьевича, он получил интеллектуальный и нравственный заряд на всю жизнь. Здесь он увлекся археологией (ходил в экспедиции с самим академиком А. П. Окладниковым!), занимался социологическими исследованиями, здесь же нашел свое счастье. Со своей женой Людмилой Павловной, которая всю свою жизнь, как и ее муж, проработала педагогом, они прожили без малого сорок лет. Вырастили сына, который, закончив два высших учебных заведения, сегодня работает мировым судьей, и вот уже несколько лет нянчатся с внучками. Свою педагогическую карьеру Владимир Боровиков начал преподавателем политэкономии в Благовещенском танковом училище, где он, по его словам, и сложился как педагог. Потом была очная аспирантура в Казанском государственном университете, которую он успешно окончил в 1974 году, одновременно защитив кандидатскую диссертацию. Учеба в аспирантуре не прошла даром. Общение с известными учеными, знакомство с их трудами, работа над диссертацией расширили не только его интеллектуальные горизонты, но и сформировали его как личность. Десять лет после этого он отработал в Амурской государственной академии (тогда это был еще институт), а в 1984 году его по конкурсу приняли в ДальГАУ (в ту пору еще БСХИ). Здесь и прошла основная часть его трудовой деятельности, более того, здесь он сумел реализоваться вначале как блестящий преподаватель высшей школы, а затем и как успешный руководитель новой формации. Многие его бывшие студенты до сих пор вспоминают его интересные лекции. Но он ведь читал не только лекции в студенческих классах - он выходил и на более широкую аудиторию. Будучи нештатным лектором обкома партии, Владимир Григорьевич объездил всю нашу область, просвещая и информируя жителей по многим вопросам современности. Параллельно с педагогической и научной деятельностью происходил и карьерный рост Владимира Григорьевича. Вначале он проработал несколько лет заведующим кафедрой политэкономии БСХИ, затем была должность декана факультета экономики и управления сельскохозяйственным производством этого же вуза, а свою нынешнюю должность он получил в 1993 году, когда институт преобразовывался в академию. ...Что и говорить, быстро летит время. Давно ли его, деревенского мальчишку, родители провожали на учебу в Благовещенск, а вот уже больше сорока лет прошло. Ушли из жизни мать с отцом, вырос сын, подрастает новое поколение Боровиковых... Жизнь продолжается. Формула успеха Кстати, не так давно Владимиру Григорьевичу было присвоено звание профессора. Ведь он не только является директором института, он по-прежнему остается ученым. Ежегодно на защиту диссертаций в разные вузы страны отправляются его ученики-аспиранты, возвращаясь назад уже дипломированными учеными. Его мечта - создать при институте свой собственный ученый совет, что позволяло бы людям не мчаться куда-то за тридевять земель, а защищать диссертации на месте. Для этого они и пытаются у себя растить докторов наук. - Сложными для меня были эти годы становления института, - признается Владимир Боровиков. - Работая в должности директора, мне приходилось заниматься проблемами, которые, казалось бы, совсем не связаны с учебным процессом. Не поверите - не имея возможности приобрести для института мебель, мы стали делать ее сами. Она и теперь стоит в некоторых наших аудиториях. У нас даже работал специальный цех. Но вот в последние годы обстановка в институте резко изменилась, при этом в лучшую сторону. И здесь, конечно же, большая заслуга ректора Ивана Бумбара. У меня с ним сложились очень деловые рабочие отношения. Если в прошлый раз Иван Васильевич был моим соперником на выборах, то в этом году во время очередных выборов я впервые с большой охотой поддержал его кандидатуру. За эти годы, пока он был ректором, обстановка в университете коренным образом изменилась. Ушли в прошлое командно-административные методы работы, которыми грешило прежнее руководство вуза и против чего я постоянно выступал. В общем-то, я и не пошел тогда против воли коллектива, выдвинувшего мою кандидатуру на должность ректора, только потому, что хотел коренным образом изменить нравственную и рабочую атмосферу в вузе. Владимир Григорьевич еще долго говорил мне о том, каким бы он хотел видеть ДальГАУ в будущем. Я глядел его глазами на перспективу вуза и мысленно радовался за него - человека сильного своим творческим мышлением и целеустремленного. Как все-таки время изменило людей, думал я. Да, нынешний преуспевающий руководитель не чета вчерашнему. У него совершенно другая психология, другая логика мышления, другой менталитет. Он - творец, созидатель, он гордый и целеустремленный человек. Рынок предполагает свободу творчества, и он это понимает. Он знает: никто за него не сделает его работу. Он и коллектив - вот главная связка, предполагающая успех. Они вместе строят планы, вместе их реализуют. При этом отношения между ними честные, прямые и в высшей степени доверительные. Пользуясь случаем, хочется поздравить Владимира Григорьевича с его «надвигающимся» юбилеем. Здоровья вам, профессор, семейного счастья и творческого долголетия!

Возрастная категория материалов: 18+