Например, единственный в районе приобрел канадский трактор «Бюллер» и распахал в этом году 3000 гектаров залежных земель. Никто не ожидал от него такого рывка в освоении залежи. Да плюс еще у него порядка 5000 гектаров земли в обороте. Зимой фермер тоже не сидит без дела — занимается заготовкой и реализацией древесины. В гостях у сельского предпринимателя накануне Нового года побывали журналисты «АП».
Нацпроект помог
В рамках нацпроекта по поддержке АПК Роман Безух взял огромный кредит и приобрел энергонасыщенный комплекс «Бюллер».
— Хотя и поздновато он к нам пришел со всем своим оборудованием, помощь его сразу ощутили, — говорит Роман Васильевич. — Распахали 3000 гектаров залежных земель, весной планируем засеять все эти площади. Семена сои — 200 тонн — оплатили, 60 тонн имеем в наличии своих. На семена зерновых есть договор с колхозом «Луч» Ивановского района — будем менять на лес, который заготовим.
Как предприниматель Безух работает с 1994 года, а в сельское хозяйство пришел в 1989 году. Сеяли зерновые, сою. Последние годы переключились только на сою.
— На сою цена повыше — это раз, — объясняет глава КФХ. — Во-вторых, заготовка древесины и ранние зерновые совпадают по срокам, поэтому мы от них отказались. Сою сдаем на территории области, постоянный наш партнер — агроцентр, первые годы работали с иркутским масложиркомбинатом, теперь — только с агроцентром.
Сегодня КФХ «Безух» стоит на ногах крепко. В хозяйстве имеются два комплекта техники — всего 80 единиц. Один комплект работает на заготовке и вывозке древесины, второй — на полевых работах. Есть свой машинный двор — там комбайны и тракторы. Да еще новенький, с конвейера, канадский «Бюллер» с осени стоит в теплом гараже.
Теперь Роману Васильевичу и самому странно вспоминать, с чего началось его фермерство. А начиналось так. В колхозе «Красная звезда» Ромненского района выменял за бензовоз солярки старый «Кировец». Буквально из-под забора приволок его, знакомые механизаторы помогли восстановить трактор буквально из хлама. Нашли к нему небольшой плужок, распахали порядка ста гектаров. Потом взяли два комбайна. И потихоньку дело пошло. И даже дошло до канадского трактора мощностью 475 лошадиных сил. Кстати, Роман Безух, едва техника поступила в хозяйство, первым сел в кабину с компьютером, прокатился. Чтобы убедиться лично: техника вроде бы и громадная, но очень простая в управлении, удобная.
— Мы взяли основное оборудование, необходимое для распашки и обработки земли, — рассказывает Роман Безух. — Оборудование позволяет использовать новые технологии посевов, поэтому оно довольно-таки рентабельно. Очень высокая производительность у этого трактора. У нас на пахоте работали три «Кировца»: вспахали полторы тысячи гектаров плюс обработали порядка 500. А «Бюллер» тем временем вспахал полторы тысячи и обработал 2,5 тысячи га. Это явная экономия ГСМ за счет высокой производительности, да и работников нужно меньше — на импортной технике мне нужно будет держать четверых надежных механизаторов, чтобы они посменно работали сутками, по 12 часов. Чтобы заменить канадский комплекс, нужно наших четыре трактора да еще сколько людей на обслуживание посевного комплекса потребуется!
В новом году фермер намерен оформить еще один кредит, чтобы прикупить к «Бюллеру» посевное оборудование — сеялку с бункером, бороной, выравнивателем. И можно будет засевать до 200 гектаров в смену. Планы у первопроходца замечательные. В одном он уверен твердо:
— Будет помощь правительства — выдержим, выживем. И будет от нас отдача. А если все пустят на самотек — вряд ли.
Уборочная на мониторе
Роман Безух признается, что к фермерству его привела тяга к хорошей технике.
— Я не отстаю от своих механизаторов, — говорит он. — Когда мы сеем и у меня минута свободная есть, сам сажусь за трактор, и мне это даже нравится. Да и вообще от посевной или уборочной страды я получаю огромное удовольствие. Даже снимки делал — и на камере, и на телефоне. Стоят «КамАЗы», один уже полный, в другой комбайн засыпает сою. Подходит еще один комбайн с полным бункером, с мигалкой — это такие минуты, словами не передать.
Хозяйство вести начинали они вместе с братом. Сегодня в КФХ «Безух» на постоянную работу принято 40 человек. В сезон заготовок принимают до ста работников. При этом, сетует Роман Васильевич, рабочих специальностей явно не хватает — сварщиков, токарей, комбайнеров. Даже водителей категорий С и D и то мало.
— А вообще, коллектив у нас стабильный, — говорит глава КФХ. — Кого выучили, кого вылечили.
Он признается, что в спивающихся деревнях трудным делом оказалось собрать людей, умеющих и желающих работать на земле.
— Когда впервые приехали пахать, людей не хватало, — вспоминает Роман Васильевич. — Я объездил четыре деревни, и только двоих более-менее нормальных работников нашел. Предлагал мужикам: буду платить вперед, а работать будете завтра. И то не захотели. Получается, разуверились. Да еще один момент — люди, которые могут и умеют работать, уже предпенсионного возраста. Молодежь к земле не шибко тянется. Они говорят: «Ага, буду я тебе землю пахать, на "Кировце"» уродоваться. Лучше в город поеду, хоть грузчиком устроюсь». Такая вот политика.
Сам Роман Безух к фермерству пришел не от сохи — учился в ДВОКУ, но не окончил его и офицером не стал. Сегодня он защищает родину иначе, поднимая из руин сельское хозяйство. И неизвестно еще, где труднее — в армии или на земле.
Лесные проблемы
Летом — полеводство, зимой — заготовка древесины. Только так, имея сопутствующее производство, можно выжить, убежден сельский предприниматель. Нынче к лесу подготовились очень серьезно, объемы увеличили: этой зимой впервые переходят к 20 тысячам кубометров в сезон.
Территорию бывшей ремонтно-строительной базы возрождали к жизни почти с нуля, с полного разграбления. Роман Безух с удовольствием показывает свое хозяйство, где не смолкает звук электропил, постоянно подходят нагруженные машины из тайги. Два ловких китайских погрузчика отработанными движениями освобождают кузова от грузов. За рычагами — китайцы.
— Привлекаем иностранных рабочих, — в ответ на мой недоуменный взгляд поясняет Безух. — Маловато своих специалистов — это одно. Второе: погрузка-выгрузка — тяжелая работа, причем сутками, машины из тайги идут и днем и ночью. Наши запьют — получается сплошная нервотрепка. Китайцы приехали на заработки, вот и работают. В отношении трудовой дисциплины — ни одного нарекания, да и с машинами управляются ловко. Слева — пиловочник, это для себя запасы на лето. Справа — комли лиственницы, их отправляют в Благовещенск, в фирму «Аметис», где из них добывают компонент для изготовления лекарств.
— А вот такой лес отправляем в Китай, — показывает глава КФХ на неровные, некондиционные стволы. — На нашем оборудовании его не переработать. А китайцы могут — на палочки, на доски. У нас такое только на дрова идет. Нам, чтобы заняться углубленной переработкой древесины, нужно вложить в оборудование порядка 2 млн евро. О такой сумме даже на уровне района тяжело говорить, а на уровне моего хозяйства — и мечтать не приходится.
Из безуховского леса строилась мегаферма в колхозе «Луч» Ивановского района. В прошедшем году сто кубов отгрузили в Муравьевский парк для строительства. Много леса покупает Китай — как только начинает работать ледовая переправа, отгрузка древесины в соседнюю страну идет полным ходом, у КФХ несколько машин оформлено для международных перевозок.
— Россия подняла пошлины на лес-кругляк, но лучше от этого никому не будет, — рассуждает предприниматель Безух. — Это негативно скажется не только на нас, но и на крупных лесозаготовителях. Япония практически отказалась от российского леса. Компании повернули поток леса на Китай — сегодня его соседняя страна потребляет, но от Китая ждем реакции — это будет либо понижение закупочной цены, либо они начнут выбирать: это хотим, а это не надо. Парадоксальная ситуация получается — на экспорт работать невыгодно, а в России лес никому не нужен.
Роман Безух мечтает, чтобы лесоматериалы были востребованы в родном Отечестве.
— Нужна программа «Жилье» и под нее госзаказ, — убежден фермер. — Тогда можно будет не только готовить материал, но и осуществлять на месте сборку домов не хуже финских и канадских технологий.
— Если государство гарантирует, что мы будем работать хоть с маленькой, но рентабельностью, мы готовы, — говорит глава КФХ. — У нас есть специалисты по срубам домов. Тогда жилье можно будет строить и на территории района, и по области можно новые поселки возводить и старые дома обновлять. Будет строиться жилье — останется молодежь в селе. И это будет самая правильная политика.
Ромненский район.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии