«О ком речь?» — уточняли приятели. Едва стоило сказать о юбиляре несколько слов, как стар и млад дружно восклицали: «Знаем, знаем такую! Но не может быть, что ей столько лет. Она смотрится гораздо моложе...»
Вечный двигатель
Странно, почему удивляется чуть ли не пол-Благовещенска тому, что у старейшего администратора Амурской областной филармонии такой почтенный возраст? Ведь Зинаида Андреевна Рыкова, в отличие от большинства представителей прекрасного пола, никогда его не скрывает. В разговоре с любым собеседником, если беседа вдруг коснулась столь деликатной темы, она обязательно кинет реплику в свой адрес: «Мадам "Опавшие листья" — это я». И сопроводит ее таким задорным смехом, что невольно приходит мысль: конечно же, Рыкова шутит!
Это противоестественно, что обладателю чисто детского смеха осталось всего 20 лет до векового юбилея. В этом году руководству филармонии придется еще раз раскошелиться на празднование ветерана — тридцать лет, как Рыкова пребывает в стенах этой организации. Столько времени проработать здесь в качестве администратора не удавалось никому.
«Каково первое впечатление от встречи с ней?» — задался я таким вопросом и, получив ответы у опрошенных, суммировал их. Что поражает — волна энергии, которая идет от почтенного администратора. Кажется, что внутри ее находится вечный двигатель, он не позволяет ей долго спать, сидеть и просто разговаривать. Отсюда — полная непредсказуемость юбиляра. Не пытайтесь предугадать ее действия. Беседуя с ней, приготовьтесь к тому, что она может прервать разговор на полуслове и, крикнув на лету: «Мне срочно нужно...», мгновенно исчезнуть. Куда именно ей нужно, вы никогда не узнаете: перечень организаций и предприятий, где необходимо сию секунду побывать Рыковой, произносится лихой скороговоркой с быстро затухающим эхом.
Женщины обращают внимание на то, что Зинаида Андреевна всегда ходит исключительно на шпильках! Она следит за своей прической и макияжем, постоянно меняет костюмы. Ходить в одном и том же неделю — не для нее! Изумляет факт, что Зинаида Андреевна знает почти полгорода. И может договориться чуть ли не с каждым. Как сказал на чествовании юбиляра директор училища культуры Николай Чуб: «От Зины не отбиться. Приходит ко мне: "Хочу провести у тебя концерт с моим артистом". Я отбиваюсь, мол, денег нет. Она требует: "Найди полторы тысячи". Пытаюсь отнекиваться, а потом понимаю: проще согласиться».
Любимое занятие — влезть на черемуху
С точки зрения спортсменов, у Рыковой на удивление ровная спина и моложавая энергичная походка. Это и не удивительно: в детстве и юности она занималась спортом, участвовала в районных лыжных соревнованиях. Выигрывала сельское областное первенство в беге на 80 метров с барьерами. Но при этом профессионально она практически не готовилась.
— Целыми днями бегали по деревне наперегонки — вот и все тренировки, — смеется Зинаида Андреевна, а потом, приглушив голос, сообщает сногсшибательную новость: — Я до сих пор люблю лазать по деревьям. На даче сестры растут огромные черемухи, высотой до неба. Я, бывало, вскарабкаюсь на самый верх, наемся до отвала, потом насобираю ведерко моей любимой ягоды и опускаю его на землю на веревке.
Опыта ей не занимать. Когда ее звали просто Зинкой, а подруги выдрой или обезьянкой (по причине покорения деревьев), во дворе ее родителей Пикаловых в селе Песчаноозерка весной было белым-бело из-за цветения черемухи. В конце огорода начиналось озеро, которое местные жители также называли Пикаловским. Летом Зина купалась в атласном сиянии лунной дорожки, а зимой каталась на коньках по ослепительно белому льду.
Белый цвет вообще сопровождает Зинаиду Андреевну с самого начала ее жизни. Она родилась 14 января прямо в санях, и первое, что увидела — бескрайние снежные поля амурской земли.
— Я потому такая шустрая и холод меня не берет, — улыбается Рыкова, — что родилась в экстремальных условиях.
Если бы не случился перевод водного техникума из Благовещенска в Астрахань, куда отказалась ехать юная Зиночка после второго курса, мы знали бы нашу амурчанку как помощника капитана или старшего механика на пассажирском теплоходе. Вернулась в Екатеринославку, вышла замуж за военного, оказалась в Уссурийске, потом перебралась в танковое училище, где стала начальницей клуба, а потом художественным руководителем. Устраивала такие блестящие концерты, о которых до сих пор помнят убеленные сединами офицеры. Установила контакт с областной филармонией, и поехали в Моховую Падь в офицерский клуб звезды советской эстрады: дуэт Аллы Иошпе и Стахана Рахимова, актриса Мария Менакер, мать Андрея Миронова. Самого Александра Иванова-Крамского, знаменитого гитариста, возила она в танковый клуб.
12 лет оттрубила на военной стезе, а потом подалась администратором в гостиницу «Юбилейная». Здесь состоялось ее знакомство с выдающимся кукольником Эдуардом Яковлевичем Бородиным, с которым дружила долгие-долгие годы. Когда ей исполнилось полвека, она решила перейти в филармонию, чтобы заработать на пенсию. Сама не предполагала, что здесь наступит ее звездный час.
На трудовом посту она необычайно собранна, серьезна, но когда находится вне работы, Зинаида Андреевна другая: любознательная, беспокойная. Вы можете увидеть ее на различных выставках, презентациях, в торговых центрах. Но более всего любит отдыхать на природе. Там она опять бойкая и шаловливая девчонка из Песчаноозерки. «Зиночка, — кричит ее давняя подруга, тоже филармонический администратор Нина Галочкина, — внизу тоже хорошая черемуха, не стоит лезть наверх. Вдруг что-нибудь заболит или упадешь оттуда». «Нет, — отвечает Зиночка (ее иначе не зовут те, кто хорошо с ней знаком), — полезу опять. Там, где высоко, там всегда интереснее!»
Про пуговицы для Кобзона и склочную Лолиту
Многие артисты зовут ее мамой Зиной. Все началось с «нанайцев» из группы Барри Алибасова, когда она принесла им свежей отварной картошки и маринованных огурцов...
Однажды она увидела у Кобзона ворох рубашек без пуговиц. «Из химчистки забрал, — смущаясь, объяснил выдающийся певец отечественной эстрады, — там пуговицы велели отрезать. Нет ли у вас иголки с ниткой?» «Что вы, — возразила мама Зина, — дайте мне это сделать самой». Потом, когда он выступал на сцене, она посматривала на рубашку и любовалась своей работой.
В советские времена были, как говорится, определенные трудности с приобретением жизненно важных вещей. А потому, что скрывать, заезжим артистам очень нравилось бывать в Благовещенске на базе «Росторгодежды». Когда Рыкова привезла туда певца Стахана Рахимова, работницы, увидев замечательного вокалиста, вынесли ему столько шапок разного вида, что у певца аж голова закружилась.
Мама Зина с большим уважением говорит о Льве Лещенко. «Нынешним молодым поучиться бы, — заявляет она, — как он общается с нами, администраторами. Ведь некоторые современные звезды считают, что мы их рабы, и они могут относиться к нам как к людям второго сорта».
Она вспоминает, с каким гонором вела себя Лолита — ей не понравились апартаменты в гостинице «Зея», и она принялась оскорблять работников, материться. «Но со мной такие штучки не пройдут, — говорит Рыкова. (Иногда, в момент ее злости, начинаешь понимать, что корень «рычать» не зря присутствует в фамилии). — Я мигом ее поставила на место. Вы, говорю, считаете себя строителями нового мира, вот и стройте новые гостиницы, которые бы вам нравились. А я посмотрю, как вы их будете строить. Я ее после такого поведения поселила на десятый этаж, а ее полулюкс отдала тихой и скромной Тане Овсиенко».
Закрыв глаза от счастья, Зинаида Андреевна вспоминает, как ее маленькую однокомнатную квартиру на улице Горького посещали такие люди, как Александр Броневицкий, Ефим Шифрин, Валерий Леонтьев. Деликатесами не баловались. Картошка в мундирах, огурцы и помидоры. Нальют по чарочке, и начинается самое интересное: артисты рассказывают, читают, поют. Потом вся эта гильдия стала собираться в трехкомнатной квартире Бородина.
Наверное, это было самое счастливое время в жизни мадам «Отнюдь не опавшие листья».
— Настоящие артисты, такие, как Кобзон и Лещенко, никогда себя не вели так, как порой ведут себя нынешние рок-группы, — голос юбиляра жесткий, печальный. — Эти дорогущие списки-райдеры составляют, сколько им надо перед концертом коньяков, сыров и колбас. Очень капризны, если что-то вдруг не так. А сами как себя ведут? Прилетят из Москвы и спят почти до самого концерта. Публика уже приходит в зал, а «звезды» еще устанавливают аппаратуру. Им по большому счету плевать на нашу провинциальную публику. Но они не понимают главного: потеряют зрителей, кому они сами после этого будут нужны?
Зинаида Андреевна сетует на ситуацию, что сложилась после распада Советского Союза. Заводы, фабрики, колхозы развалились, а те, что еще слегка шевелятся, не вымерли, не имеют денег. Население спивается. Филармония теряет свою публику. «Сейчас повезу своих прекрасных местных артистов: Александра Сапалова, Владимира Забелло, Бориса Боровикова и других в Тамбовку, — вздыхает юбиляр, — и не уверена, состоится ли концерт. Ведь в этом некогда крупном развивающемся селе сейчас пять тысяч безработных».
Зинаида Андреевна не собирается уходить на давно заслуженный отдых. Обращается в школы, детские сады, просит, умоляет: «Возьмите наших артистов, чтобы они не вымерли с голода!» Она переживает за творческих людей, говорит, что они, как дети, им нужен постоянный уход и внимание. А потому очень хочется, чтобы она еще долго была в форме, настоящая живая легенда Амурской филармонии, настоящая мама Зина.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии