С именем и творчеством Высоцкого связана целая эпоха. Нынешним молодым трудно понять, почему их родители, бабушки и дедушки с такой жадностью приникали к громоздким катушечным магнитофонам, из которых доносился хриплый, полный внутреннего надрыва голос.

«Без России я ничто»

Высоцкий для меня и моих сверстников — бунтарь-одиночка с мощным, «лавинным» темпераментом, который пел о правде нашей жизни. И пел так, что и у певца, и у слушателей наружу пробивалась бурлящая под спудом тоска по справедливости. Стихи-исповеди глубоко входили в душу, заставляли оглянуться, прозреть... Но что питало это мощное явление? Только ли потребность выразить протестные настроения? «Без России я ничто,  сказал Высоцкий в одном из своих интервью.  Без народа, для которого я пишу, меня нет. Без публики, которая меня обожает, я не могу жить. Без любви я задыхаюсь, но без свободы умираю». И в этом, наверное, главный секрет успеха и популярности творчества Владимира Семеновича и поистине всенародной любви к нему.

В театре и кино Высоцкий сыграл множество ролей   от героических до откровенно гротесковых, под различными социальными масками. Силой своего таланта он даже заведомо отрицательного для советского кино персонажа  белогвардейского офицера-поручика Брусенцова (кинофильм «Служили два товарища»)   возносил на пьедестал зрительского сочувствия: как сильную личность, сознающую свою обреченность, но не допускающую мысли о капитуляции. Многое, очень многое работало на то, чтобы Высоцкий еще при жизни стал легендой. Но каким он был в повседневности? Весьма и весьма неоднозначным. Только обывателю в этом случае не пристало радостно потирать ручки: мол, кумир далеко не всегда отличался примерным поведением. Что ж, тень образуется у каждого, на кого падает свет. Но это делает образ человека выпуклым, объемным; на темном фоне более отчетливо видится светлая сторона.

О «повседневном» Высоцком мне довелось услышать от народной артистки России Нины Ургант. Было это в январе 1998 года в Сестрорецке (пригород Санкт-Петербурга) на творческой встрече Нины Николаевны с ветеранами ленинградской блокады. Спустя несколько месяцев, уже по возвращении в Благовещенск, на основе диктофонной записи с того самого вечера были подготовлены несколько материалов. А совсем недавно, в сентябре, Нина Ургант с сыном Андреем (тоже артистом, ведущим ряда телепрограмм   и не путать с Иваном Ургантом, телевизионным шоуменом, сыном Андрея и, соответственно, внуком Нины Ургант) гостили в нашем городе в качестве участников традиционного фестиваля «Амурская осень». Концертный зал благовещенского Центра эстетического воспитания, встреча с творческим семейством Ургант в разгаре, на экране фрагмент одного из фильмов с участием героини вечера. Пользуясь затемнением, просачиваюсь к Андрею Урганту:  «Андрей, я про Нину Николаевну писал, вот газета». Немного погодя последовало приглашение, и вот, спустя почти десять лет, я снова глаза в глаза с одной из известных и любимых актрис советского и российского театра и кино.

  Нина Николаевна, вы не чужая на амурской земле!..

«Без любви я задыхаюсь»

Есть люди, которых хлебом не корми   дай приобщиться к чужой славе, погреться в ее лучах. Речь о любителях покрасоваться рядом с действительно знаменитым и заслуженным человеком. Прошу меня к таким не причислять   не терплю навязываться. Но искреннее спасибо от Нины Николаевны Ургант, ее автограф с этого вечера для меня особенно ценны: это подарок от души.

Воспоминания Нины Ургант о Владимире Высоцком заняли заметное место на встрече с благовещенцами. Формат мероприятия не позволил раздвинуть временные рамки до подробного рассказа о человеке, который, по словам Андрея Урганта, «бывал у нас дома раз триста». Но то, что успела рассказать Нина Николаевна о легендарном актере и барде, думается, было во многом неожиданным:  

 С Володей Высоцким мы в первый раз встретились на съемках. Я должна была играть женщину трудной судьбы в суровое военное время, и по сценарию со мной знакомится человек, который должен будет заменить мне погибшего на фронте мужа. И вот на съемочной площадке появляется юноша с розовыми щечками, ростом мне по плечо. «Ну и любовника мне нашли!»  не сдержалась я. Вся труппа затихла. А Володя подошел ко мне и говорит: «Нина Николаевна, ради бога, не переживайте: на экране я очень мужественный». Так началось наше знакомство, которое перешло в крепкую дружбу.

Когда Володя приезжал в Ленинград, он всегда останавливался у меня. И всегда к его приходу собиралось много людей. У меня большой стол, за ним никому не было тесно: Володя, Андрюша Миронов, Толя Папанов, Женя Леонов. Заходил и Юра Никулин   тогда он работал в Ленинградском цирке. Они все ушли в вечность. А новых друзей я не завожу, и теперь по праздникам за этим столом я и мои пять кошек. Над диваном же, на котором Володя спал, и по сей день висит его гитара.

Володя свои новые песни проверял на мне. Я, честно признаться, уставала от них  многословные, эмоциональные. «Спой лучше про любовь»,   просила его. А он: «Нина, ты не понимаешь, у меня все песни про любовь». И я это осознала с особенной силой, когда Володя ушел из жизни.

«Без свободы умираю»

...Да, Володя пил. Но я никогда не видела его слегка пьяненьким: напивался он нечасто, но так, что у него останавливалось сердце. Пять раз его «заводили» в реанимации. Он боролся со своим недугом, а по приезде ко мне всегда просил крепкого чаю. Однажды я простудилась, и ко мне пришла медсестра ставить банки. Володя был как раз дома. И спрашивает: «Сестра, вы можете мне вырезать ампулу?» Приспустил брюки, а там огромная гематома. Да, Володя был «зашит»! Видимо, такому человеку трудно жилось в нашей бюрократической системе   требовалась разрядка. Но, очевидно, не было силы воли. Как же так, говорю, ты опять сорвешься, ты же, как Есенин... А гематома была уже загнивающая. Сестра сказала, что нужно немедленно вырезать ампулу и все обработать. Так и сделала. Тут явилась Марина Влади. Я не знаю первую жену Володи, но я знаю, что за человек Марина Влади. Когда медсестра ушла, Марина принесла вино, водку, шампанское: «Володя, выпей! Тебе же вырезали ампулу». Она словно в петлю его бросала   Володе достаточно было одного глотка... А как-то я увидела у Марины красивые заграничные сигареты, попросила у нее. «Ты этого курить не будешь»,     ответила она. Я уговорила-таки, затянулась   и поплыла... В сигаретах был наркотик! Бог наказал Марину: один ее сын ушел из дома, другой сделался наркоманом   такое воспитание.

Еще о Володе. Бегу как-то с репетиции   надо его покормить. Живу я в старом доме, окна выходят во двор, двор колодцем. Народу полно, во весь двор   Володина песня. Захожу в комнату. Володя поет во весь голос, да так, что на его горле вздуваются вены. Около него сидит моя собака. «Посмотри во двор,   говорю,   сколько людей тебя слушает! Что ж ты одной собаке поешь?» А он: «Ты посмотри, какие у нее глаза   она все понимает!»

Другой случай. Приводит как-то Володя девичью стайку. Юные красотки, одетые так, как мне и не снилось. Пришлось мне за ними ухаживать, чаем поить. Когда же они упорхнули, спрашиваю Володю, кто они? «Не знаю, Нина. На Невском подобрал. Думаю, проститутки».

Накануне Володиного шестидесятилетия я видела страшный сон, будто я бью Володю, да так, что с него ручьями стекает кровь! Проснулась в ужасе. С утра пошла в церковь, поставила свечку, воззвала к Господу: почему такой сон? Ответа не было. Я в жизни не ударила человека, не ударила животное... Что он хотел мне сказать с того света? Володя ушел из жизни в сорок два года. После его смерти нашлось много людей, желающих примазаться к памяти Высоцкого. Володя оставил книгу, где сказал обо мне немало доброго. А я не успела сказать ему всех добрых слов... И теперь решила: буду говорить людям как можно больше добрых и хороших слов! И всех об этом прошу.

...В год смерти Владимира Высоцкого (1980) советские астрономы открыли новый, видимый только в телескоп астероид. Малая планета получила наименование: «ВладВысоцкий»...

МЕЖДУ ТЕМ

Впервые за все время существования этой концертной организации 25 января ее артисты будут исполнять песни барда на юбилейном творческом вечере. Ранее они не были замечены в горячей любви к советскому шансонье, но вся страна в эту пятницу будет отмечать круглую дату   70-летие со дня рождения Владимира Высоцкого, и филармония решила не оставаться в стороне. Понятно, что вокалистам, исповедовавшим ранее только эстрадные песни, трудно переключиться на другой жанр.

Заслуженный артист России Юрий Морев, долго колебавшийся в выборе произведения юбиляра, остановился на популярной песне Высоцкого «О друге» из кинофильма «Вертикаль». Хотя он единственный из состава участников, кто воочию видел Владимира Семеновича, но песнями его никогда не интересовался. Уважал их автора как поэта, но не как вокалиста. Светлана Мараховец только сейчас открыла для себя творчество некогда опального барда. Смело взялся за новый жанр и Борис Боровиков. Организатором вечера стал артист и бард Александр Бобошко, которому близко творчество Высоцкого.

У артистов неожиданно появились помощники: пришли на репетицию с гитарами и так спели песни любимого барда, что благовещенских энтузиастов охотно включили в программу вечера «Ни единою буквой не лгу». Заведующий кафедрой физиологии Амурской медицинской академии Николай Григорьев поет песни Высоцкого с 1966 года, а журналист Иван Зубарев почти на полвека моложе, но знает наизусть более трехсот песен Высоцкого. Майор таможенной службы Федор Новоселов принадлежит к поколению, больше воспринимающего не Высоцкого, а Михаила Круга. Тем не менее Владимира Семеновича почитает. Его тезка Воробьев, амурский композитор, написавший музыку к стихотворению Новоселова «Посвящение гитаре Высоцкого», тоже среди исполнителей. Безусловно, порадует зрителя и предприниматель Алексей Мишанин, тоже страстный поклонник творчества великого барда.

Возрастная категория материалов: 18+