Помочь их решить могло бы социальное партнерство и меценатское движение. Любовь к природе Областной эколого-биологический центр не случайно называют мини-зоопарком. Правда, назначение у него другое — не столько демонстрация животных, сколько учебная деятельность. Здесь занимаются юные зоологи и юннаты. Летом — экскурсии, зимой — практика. Ребята учатся ухаживать за дикими и домашними животными, а их здесь более 23 видов. Всего на базе этого центра в Благовещенске занимаются более четырехсот детей. Работники эколого-биологического центра и рады бы пополнить коллекцию зверья, но сдерживает нехватка помещений. Клетки для хищников, например, построены более 30 лет назад.
— Они не то что по условиям содержания, а даже по технике безопасности не соответствовали норме, — рассказывает заведующая отделом оргмассовой и воспитательной работы центра Ирина Скороходова. — Еноты и барсуки у нас периодически убегали. Но в прошлом году фирмы «Россия» и «Амурстрой» нам построили две клетки для хищников. Летом справили новоселье еноты и барсуки, а перед новым годом — лисы.
Социальное партнерство нужно расширять, считают работники эколого-биологического центра, это единственная возможность улучшения материальной базы. Здесь получают знания будущие ветеринары, энтомологи и кинологи. Основы ветеринарии ведутся в качестве профильной подготовки. Кинология — как элективный курс для тех школ, где есть военный класс.
От детсада до института
Интересно, что среди учеников эколого-биологического центра есть даже детсадовцы — ДОУ N 51 и 48 регулярно приводят сюда своих воспитанников, многие из которых продолжают занятия в центре многие годы. Впрочем, здесь не только учат ребенка с детсадовского возраста, но и доводят его до вуза. Например, хорошо себя зарекомендовала малая очно-заочная сельскохозяйственная школа для старшеклассников, которая была открыта на базе центра совместно с министерством сельского хозяйства области и ДальГАУ. Ее слушатели — ребята со всей области, при выпуске они получают сертификаты, которые обеспечивают поступление в аграрный вуз. И что самое главное — сто процентов выпускников этим правом пользуются и становятся студентами.
Всего в области 11 учреждений эколого-биологической направленности. Центр оказывает им методическую помощь, а также ежегодно проводит научно-практическую конференцию для школьников. Ребята присылают научные работы, их рецензируют педагоги ДальГАУ, БГПУ. Амурские ребятишки неоднократно были призерами всероссийских конференций. В прошлом году две школьницы из Благовещенска и Белогорска заняли на России призовые места, получили премии. В этом году юные биологи и экологи вновь поедут в Москву — в марте пройдет всероссийский конкурс юных исследователей. Еще одно направление — поддержка производственных ученических бригад. В 2006 году летом после долгого перерыва впервые прошел слет школьных бригад, возродилась забытая традиция.
— В этом году хотим принять участие во Всероссийском слете ученических производственных бригад, — рассказала Ирина Скороходова. — Порекомендуем к участию Тамбовский район — там на хорошем уровне поставлена эта работа.
Достижений немало
У системы дополнительного образования детей немало достижений, считает Елена Самсонова, главный специалист-эксперт отдела интернатных учреждений, дополнительного образования и воспитания министерства образования и науки области. Например, областная станция детско-юношеского туризма и экскурсий движением «Отечество» охватила более 10 тысяч школьников. В ноябре для них пройдет областной фестиваль «Приамурье — наш общий дом». Областная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва привлекает к участию в областных соревнованиях не только учащихся интернатных учреждений, но и коррекционных школ-интернатов. Для них проводятся областные спартакиады.
Центр художественного и технического творчества учащихся начального профессионального образования — уникальное учреждение, он занимается досугом учащихся профучилищ и лицеев. В этом году в честь 90-летия системы дополнительного образования в области пройдут два конкурса — образовательных программ и конкурс учреждений дополнительного образования детей. Юбилейный год для педагогов и учащихся пройдет под знаком еще двух больших торжеств — 150-летия Амурской области, 150-летия образования Амурского казачьего войска и появления первых школ. Поэтому большинство мероприятий пройдут в этом году под их знаком. Областной центр детского технического творчества готовит замечательных картингистов, которые не только привозят призы с соревнований, но и сделали возможным ежегодное проведение первенства России по картингу в Благовещенске.
— В основном система дополнительного образования оказывает услуги бесплатно, — говорит Елена Самсонова. — Платно в том случае, когда нужно нести дополнительные затраты, либо это редкие, но популярные кружки — веб-дизайн, например.
МЕЖДУ ТЕМ
Социальное партнерство необходимо
— Нас беспокоит досуговая занятость детей так называемой группы риска, — говорит Елена Самсонова. — В целом мы охватываем 89 процентов детей этой группы. Но 70 процентов из них занимаются в досуговых объединениях на базе школ. В учреждениях дополнительного образования с собственной базой таких детей всего 19 процентов. Школа, конечно, ближе и удобнее. Но у отдельных учреждений — своя база и больше возможностей получить навыки по своему направлению. Как привлечь туда «трудных подростков» — над этим нужно думать.
Еще одна задача, по словам Елены Владимировны, привлечь к дополнительному образованию старшеклассников, создав для них соответствующие секции — спортивно-технические, компьютерного дизайна и т. д. Но все это требует более мощного технического и кадрового обеспечения. Устаревшая материальная база также дает о себе знать. Если в школах информационно-коммуникативные технологии используются активно, то оборудование, на котором работает система дополнительного образования, — вчерашний день.
— Финансирование на эти цели не предусмотрено, — рассказывает Елена Самсонова. — Считается, что учреждение должно ее укреплять за счет внебюджетной деятельности и привлечения социальных партнеров. Интернатным учреждениям еще удается привлекать к себе внимание и помощь общественности, потому что это дети, уже обиженные судьбой, и общество это признало. А вот учреждениям дополнительного образования это пока удается слабо. Но им обязательно нужна поддержка — чтобы научной работой или творчеством могли заниматься дети из малообеспеченных семей. Поэтому социальное партнерство и развитие меценатского движения могли бы стать выходом из ситуации. Надо, чтобы общество осознало важность системы дополнительного образования в выборе ребенком его дальнейшего жизненного пути, подготовке его к дальнейшей жизни как полноценного и успешного члена общества.
Только цифры
В Амурской области работают 80 учреждений дополнительного образования. В центрах, кружках и секциях дополнительного образования занимаются 49807 детей (это 49 процентов от числа учащихся общеобразовательных учреждений).
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии