Хотя дело это захватило нешуточно, оставило след на всю жизнь: дома у него четыре профессиональные кинокамеры. Нередко он берет одну из них: не пыль смахнуть, а убедиться, что навыки не растерял. Может, влияние отца — профессионального инженера-строителя сказалось. Но, скорее всего, элементарный жизненный расклад: ибо не мы жизнью крутим, а она нами, будто щепками на речной стремнине.
На жизнь
Широков смотрит, как учил режиссер, реалистично и без вызова окружающим. Это от ответственности, поскольку чем дальше, тем больше людей зависит от него, от его решения. Тут уж не до выгодного ракурса, все должно быть по совести, поскольку Виктор Александрович — ректор строительного института ДальГАУ. Он и работать во взрослой жизни начал именно строителем.
Углы
Как водится, в бригаде каменщиков Виктора проверили без поправки на близкую родственность с главным инженером строительного управления.
— Можешь кладку вести? — с лукавиной в глазах спросил четырнадцатилетнего пацана «бугор».
— Могу, — без вызова, но уверенно дал отлуп «бугру» Виктор.
— Давай! Межкомнатную перегородку строящегося жилого дома, которую ради проверки доверили возвести новичку, новичку же пришлось ломать. Мужики оценили его рвение, однако оценку труда выставили невысокую: мол, Акела промахнулся. От юношеского максималистского «все могу» до взрослого «умею» дистанция оказалась длиннее, чем представлялось. Но уже через пару месяцев Виктору стали доверять заводить угол кирпичной кладки, а это показатель профессионализма. «Акела» больше не промахивался. Его современники отмечают, что лидерские качества проявились у Широкова рано, а их корни обычно идут от внутренней силы. А силы были: днем работал на стройке, вечером учился в строительном техникуме, а еще успевал тренироваться и побеждать в крупных соревнованиях по лыжным гонкам и хоккею с мячом.
Пройти путь от ученика каменщика до начальника строительного участка за пять лет, согласитесь, — завидный, стремительный рост. По философии жизни он скорее практик, чем теоретик: ему надо видеть, ощущать плоды своего труда. Вон как пытались ввинтить его в систему профессионального комсомольского и партийного строительства: парторг долго приценивался, «обрабатывал», внушал, соблазнял перспективой. Не сработали посулы: не ввинчивался он. Не его оказались и угол, и ракурс. В Чегдомыне в девятнадцать лет Широков уже руководил строительством больничного комплекса, жилых домов, обогатительной фабрики с маневровыми путями. Вот где крупное дело! И все же он все круто меняет. Так в его жизни появляется Благовещенск, куда он однажды приехал из родного Хабаровского края погостить у родственников, да так здесь и остался.
Вся жизнь — институт
В 1968 году Широков поступает в Благовещенский сельскохозяйственный институт на мехфак. Но строительное прошлое не спрячешь. И вот он, первокурсник, едет руководить студентами четвертого курса на строительство вузовской базы в Белогорье. Готовит первый свой фундамент в Приамурье и одновременно первый фундамент для родного вуза. Как умудрялся учиться — тайна велика. Но весной первокурсника командируют в учебное хозяйство института руководить строительством: возводить дома, хозяйственные постройки, пресловутую «социалку». Время было в стране, и особенно на селе, замечательное, строительное. Как тут без опытного специалиста? Летом после второго курса построил трехэтажку на территории вуза. В ней теперь занимаются инженеры-механики. Тут он был и прорабом, и мастером, и каменщиком, и штукатуром. Словом, практик-строитель с мехфака. Таковым и оставался все студенческие годы: за лето и осень — фундамент и новострой. В родном же институте он, дипломированный инженер-механик, стал читать лекции. По какому, вы думаете, предмету? Правильно, по строительству. Попал, как кур в ощип: директорам совхозов наравне со студентами читал материал о сметной документации, о фундаментах, о новых строительных материалах. Время в отечестве было живое, на сельское строительство средств не жалели. А для преподавания нужны были крепкие практики, способные за счет самоподготовки быстро переварить огромный материал и выдать его. Он смог. Словом, с 1973 года и по сей день он на педагогической работе, прошел путь от ассистента преподавателя до директора института, профессора кафедры. С 1989 года он директорствует. Как ни крути, выходит, именно на него легло настоящее строительство института. А уж специфических «углов» в таком строительстве — хоть отбавляй. Это отдельная длинная и протяжная песня. И тут без голоса самого автора не обойтись.
Песня
— Строительная специальность в вузе была открыта при ректоре В. А. Воронине, за что ему большое спасибо от амурчан, — рассказывает Виктор Широков. — Поскольку подготовленные в нашей «бурсе» дипломированные строители трудятся сегодня во всех сферах, на каждом профильном предприятии, и за пределами региона тоже. И без них уже не представишь большого областного хозяйства. А в альма-матер за десятилетия выросли свои кадры. У нас большая группа доморощенных ученых — кандидатов и докторов наук. А какие студенты у нас!? Александр Вавилов, Сергей Мельниченко, Надежда Богачева... — мы, ветераны, помним ярких ребят и из первого выпуска факультета, и из всех последующих. В первом наборе треть составляли выпускники строительного техникума. Они стали лидерами, первыми выпускниками, окончившими институт с красными дипломами. Только из этой группы двое стали кандидатами наук. Впрочем, звездочки в студенческой среде у нас были всегда. На выпускном вечере я обычно говорю ребятам так: «Мы вкладывали в вас силы, здоровье, знание. И будем рады видеть вас людьми преуспевающими в любой сфере деятельности. Но если вы займетесь любимым делом, «чувство» к которому мы сумели вам привить, значит, мы работали не напрасно». Успешно руководят предприятиями Александр Бережной, Николай Поправко и многие другие наши выпускники. И мы гордимся ими.
— У меня в жизни было немало встреч с яркими людьми, — продолжает Виктор Александрович. — Анатолий Семенович Лагутин — один из них. Благодаря его живому участию — в бытность начальником Главамурстроя — ожило и было закончено крупнейшее строительство вуза — учебно-спортивный комплекс. Причем во многом построено оно силами преподавателей и студентов института, практиковавшихся во время возведения, перепланировки и отделки здания.
— Конечно, столь крупное строительство стало для института точкой роста, — делится соображениями директор. — Но таких точек в строительстве института было много. В 1994 году наш вуз обрел статус университета, и было принято решение об организации инженерно-строительного института. Базовой остается специальность «Промышленное и гражданское строительство». Органично вписались в профиль института и другие: «Мелиорация, рекультивация и охрана земель», «Инженерные системы сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и водоотведения», «Природоохранное обустройство территории», «Землеустройство», «Комплексное использование и охрана водных ресурсов», «Экономика природопользования».
Наш институт наиболее крупный в ДальГАУ. В нем обучается 1100 студентов; столько, сколько в медицинской академии. Но можем ли мы утверждать, что обучаем студентов хорошо, что они выходят из стен альма-матер по-настоящему грамотными специалистами? — задает себе вопрос директор Широков. И сам же на него отвечает. — Можем. Мне трудно представить себе инженера, не умеющего ничего делать руками. Чистых теоретиков, способных изящно перекладывать бумаги на столе, в родном отечестве хватает. Недостает практиков. А ведь в строительном деле все меняется с калейдоскопической скоростью: масса новых материалов, меняются подходы в строительстве, меняются требования. Чтобы в самостоятельном жизненном плавании не прослыть рафинированными теоретиками, наши студенты практикуют все годы обучения.
Завидная специальность
Несмотря на затяжное реформирование в стране, в нашем вузе всегда культивировалась практика студенческих строительных отрядов. Своими силами мы строили жилые дома и учебные корпуса, выезжали на стройки по всему региону. Несколько лет кряду отрядами под сотню человек отработали на строительстве Бурейской ГЭС: строили жилье, школу, дороги, здания административно-бытового назначения, коммуникации, занимались благоустройством. Плотно поработали мы и на таком крупнейшем объекте областного центра, как ОКЦ (в народе —«Бастилия». — Авт.). Ребята сегодня могут с чувством выполненного долга и гордости показать, где они уложили плитку, произвели отделку внутри здания. Многое могут рассказать об организации строительства, о современных материалах, о современных требованиях к качеству. Отличную практику прошли «дорожники» на федеральной трассе «Амур». Ведь там применены наиболее современные технологии, которые еще не освоены даже в центре страны. «Землеустроители» проходят практику везде по области и к выпускному курсу уже наверняка знают, где будут работать по окончании университета. Сложнее было практиковаться по специальности «Инженерные системы». Но и здесь наметился прорыв с началом строительства нового микрорайона в областном центре и с оживлением в строительной отрасли и стройиндустрии. Наша специальность во многом выигрышная, труд преподавателя не напрасен, а выпускникам будет, что предъявить будущим поколениям. Перспектива их ясно очерчена. А в том, что мы умеем готовить хороших спецов, сомневаться не приходится.
— Мы вышли теперь и на международный уровень: готовим кадры для Китайской Народной Республики, — заключает ректор инженерно-строительного института Виктор Широков.
Сертификат способности
В 45 лет он еще бегал на лыжах, регулярно выигрывая зональные межвузовские соревнования, играл в футбол за стройфак, выигрывал призы! Но особенно гордится другими знаками отличия. К примеру, КВН-команда института привезла из Владивостока кубок за первое место в престижном конкурсе. «За коллективный ум», — говорит директор института. Он умеет гордиться своими студентами и находить для них точки роста. Широков всегда с ними, ведь они — его все. Из-за кафедры, из кабинета директор несется к студентам на стройку, чтобы показать, как завести угол кладки, проверить качество отделки, научить, как уплотнить бетон, да мало ли. Как рассказывают преподаватели института, бог дал ему способность быть терпимым с коллегами и студентами. Это тем более важно — коллектив-то огромный. В. В. Назаренко, Е. Ф. Забелина, В. А. Широков — замечательная тройка тех, кто дал рост корням факультета и института. Остальные преподаватели — сплошь их ученики-воспитанники. Разве нет тут повода для гордости?
Для мужчины вопрос реализации собственного потенциала и амбиций — та еще фишка. Ну что же, построил Виктор Широков много, строил добротно. Свидетельства тому многочисленные здания, сотоварищи отстроенный институт, сегодня имеющий лицензию на право проектирования, строительства, проверки зданий и сооружений, наконец, своими руками построенный собственный дом — это ли не сертификат способности? Словом, можно подводить промежуточные итоги. Уверен, в эти дни, когда Виктор Александрович отмечает 60-летие, поздравления ему будут искренними, как человеку, много сделавшему для людей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии