Сменялись руководители, но главная задача оставалась неизменной: подготовка специалистов для Вооруженных сил страны.

Заказ Минобороны

Она проходила и проходит по трем военно-учетным специальностям: машинист автокрана, водитель автомобиля категории «С», радиотелеграфист. Помимо этого, в стенах организации готовят водительские кадры автокрановщиков, стропальщиков для предприятий и строек области, а также обучают правилам вождения личных авто. Значение школы по выполнению заказа Министерства обороны трудно переоценить: учеба значительно сокращает время адаптации солдат-первогодков в войсках. Это особенно важно сейчас, при сокращении срока воинской службы в Российской армии до одного года.

В советские времена денег на укрепление обороноспособности страны не жалели. Амурский областной совет ДОСААФ и его структурные подразделения ни в чем не нуждались. Денежных средств выделялось — сколько попросишь. Автомобили, мотоциклы, запчасти к ним, винтовки, пистолеты, патроны поставлялись в область вагонами, топливо — цистернами. В Благовещенской объединенной технической школе (БОТШ) ежегодно обучалось около 500 курсантов.

Лихолетье

В 1991 году житье-бытье «оборонцев» изменилось как по мановению палочки злой волшебницы. ДОСААФ переиначили в РОСТО и практически забыли об организации на долгие годы. Переводы из столицы приходили мизерные или вовсе не приходили. В последние несколько лет ситуация улучшилась, однако положительные подвижки просматриваются с трудом. В 2007 году БОТШ получила из Москвы около трех миллионов рублей. Радуешься этой сумме до тех пор, пока не узнаешь, что только за коммунальные услуги школа должна ежемесячно платить по 500–700 тысяч рублей. Еще порядка на 200 тысяч тянут налоговые отчисления.

При столь скудном государственном финансировании кузница армейских специалистов, казалось, была обречена на неминуемую гибель. Все девяностые, очень трудные для страны годы, организация, по сути, вела борьбу за выживание. И смогла остаться на плаву. Самое главное — удалось сберечь всю (до последнего квадратного метра!) учебно-материальную базу и сохранить костяк квалифицированных педагогических кадров. Большинство наставников в то лихолетье не разбежались кто куда в поисках лучшей жизни. Хотя с чистой совестью могли сделать это: зарплата у них была мизерная, да и ту выплачивали с задержкой.

Несмотря на все трудности того периода, БОТШ умудрялась выполнять план подготовки специалистов для армии. Правда, с 1992 года он спускался почти втрое меньший, чем раньше. Причина — новая военная доктрина российского государства. Освободившиеся площади сдавали в аренду, благодаря чему в основном и выживали. Те восемь трудных лет школу возглавлял подполковник Эдуард Тризна.

Повезло с начальником

В ноябре 1999-го ее начальником стал не кадровый военный, а Владимир Банышев. Да, тот самый, что играл полузащитником в благовещенском «Амуре» в семидесятых. Футбольные болельщики со стажем помнят: на те годы приходятся самые громкие победы нашей команды. 31 октября 1979 года футболист Владимир завершил свой последний сезон, а на следующий день начал трудовую деятельность мастером производственного обучения в БОТШ.

Пришел сюда, имея за плечами механический факультет Благовещенского сельскохозяйственного института. Как и какого качества в основном получают высшее образование звезды большого спорта — хорошо известно. Но диплом инженера-механика Банышева был подкреплен добротными знаниями. А организаторские способности он во многом приобрел на футбольном поле: в «Амуре» Владимир был «диспетчером» на поле. Знания, талант организатора плюс невесть откуда появившаяся коммерческая жилка — вот три составляющие успешной работы начальника Владимира Банышева. Это и позволило школе в течение нескольких лет перейти от простого физического выживания к нормальной полнокровной жизни.

Успехов много...

В 1999-м долги общественной организации измерялись в миллионах, на сегодняшний день задолженности нет ни по коммунальным услугам, ни по налогам. Заработная плата выплачивается своевременно и довольно-таки приличная: мастера производственного обучения в среднем получают 15 тысяч рублей, педагоги — больше 20.

Заместитель начальника школы Петр Кириленко завел корреспондента «АП» в учебный класс, расположенный неподалеку от кабинета руководителя БОТШ. Честное слово, не ожидал увидеть столь современного и комфортного помещения для подготовки автокрановщиков и водителей. Полный евроремонт, новенькие парты и стулья, кондиционер, видеомагнитофон, компьютеры.

— Случаем, не потемкинскую деревню вы показываете, — вырвалось у меня. — Здесь, наверное, водителей на платной основе готовят.

Петр Петрович кровно обиделся и почти силком провел меня по восьми остальным классам. Я был поражен: во всех тот же интерьер, примерно то же оснащение. Многие наши вузы таким апартаментам школы-юбиляра позавидуют. Но это только часть чуда под названием БОТШ. Назовите мне предприятия, улучшившие экономические показатели в сравнении с советским периодом своей трудовой деятельности. Согласитесь, таких — раз-два и обчелся. Так вот, Благовещенская объединенная автошкола в их числе. Сегодня здесь работают 80 человек — это почти в два раза больше, чем раньше. На такую же величину увеличилось количество автотранспортных средств. Только в 2007 году было приобретено девять легковых автомобилей. Готовить водителей на машинах-развалюхах при жесткой конкуренции в этой сфере услуг — смерти подобно. В прошлом году школа подготовила 210 специалистов для армии: 90 автокрановщиков, 70 водителей категории «С», 50 радиотелеграфистов. На платной основе прошли обучение и переподготовку почти полторы тысячи владельцев транспортных средств.

...но и проблем хватает

В ходе нашей беседы Владимир Банышев не раз делал акцент на роль коллектива в успешной работе руководимого им учреждения. В первую очередь просил отметить вклад ветеранов: преподавателей по крановой подготовке Александра Лобанова и Анатолия Аксенова, автокрановщика Александра Самарина, мастеров производственного обучения Сергея Филатова и Николая Воронко, бухгалтера-экономиста Альбину Алатарцеву.

— Наверное, у вас есть не только успехи, — поинтересовался я у начальника.

— Проблем хватает, причем серьезных, — ответил Владимир Алексеевич. — Одна из актуальных: к нам не идет молодежь. Средний возраст преподавательского состава превышает 50 лет. Качество выпускаемых специалистов могло быть выше. Но это не наша вина. Если раньше военкомат направлял в школу только ребят со средним образованием, то сейчас таковых процентов 20 приходит. А мы даем технические знания на уровне вузов. Конечно же, давно требует обновления материально-техническая база для обучения военно-учетным специальностям. Многое тут мы делаем за свой счет, однако приобретать новые автокраны и грузовые автомобили нам без помощи Москвы не по силам.

Несмотря на имеющиеся проблемы, Благовещенская объединенная автошкола считается одной из лучших не только в Дальневосточном регионе. Подтверждение тому —  награждение в 2007 году Владимира Банышева Почетной грамотой министра обороны РФ.

Возрастная категория материалов: 18+