Они почти все участвовали в партизанском движении во время Гражданской войны, яростно бились с белыми и японскими интервентами.

На бой кровавый

28 февраля 1919 года именно в Павловке партизанская армия Г. Дрогошевского вступила в неравный бой с японскими войсками и белогвардейскими карательными отрядами. С раннего утра и до наступления вечера японцы цепь за цепью штурмовали село. Партизанские пулеметы беспрерывно били по врагу, но японцы продолжали штурм. Партизанам удалось тогда нанести поражение, и если бы не подошедшие к станции Итикут японские бронепоезда, начавшие обстрел села, и не белогвардейские каратели, обошедшие Павловку с тыла, то партизаны, вероятно, начали бы наступление на село Александровское и станцию Бочкарево. Но под давлением превосходящих сил противника, потеряв 227 человек убитыми и более 300 ранеными (114 из них были сожжены интервентами в сельской школе), им пришлось отступить на Поздеевку. Японцы в том бою потеряли около 500 солдат и офицеров. В отместку за это утром следующего дня японцы штыками добивали раненых и сжигали их живьем в крестьянских избах. Много тогда погибло жителей Павловки: Е. И. Зюзин, К. А.Кустов, О. Н. Москвитин, И. Н. Москвитин, Т. Н. Москвитин, Е. С. Москвитин, Е. С. Бочкарев, П. С. Бочкарев, А. И. Анциферов, О. М. Попов, И. П. Фоменко, С. И. Серкин, Н. С. Козлов, Р. Л. Поряднов, А. Т. Кустов, И. Д. Нилин и другие. Жена партизана Сысолятникова была сожжена в собственном доме вместе с детьми.

Мирный труд

Долго длилась борьба, и, наконец, в 1920 году пришло долгожданное освобождение от японской оккупации. В Амурской области установилась власть Дальневосточной республики, но ненадолго. В 1922 году весь Дальний Восток был освобожден от интервентов и белогвардейцев. Радовались крестьяне: «Вот теперь-то можно заняться мирным трудом!» Но не так думала новая власть. Вскоре в село прибыли чекисты и арестовали самых хозяйственных мужиков. Богатеть при советской власти никак нельзя! Все арестованные бесследно сгинули или были расстреляны. В 1925 году в село прибыла группа переселенцев из Брянской губернии, которые по дороге в Приамурье сговорились создать коллективное хозяйство — коммуну «Красный мир». Возглавлял их боевой комсомолец Василий Пальченко. Место для коммуны выбрали в километре от Павловки. 19 семей получили надел земли в 700 десятин. Работали и жили коммунары дружно, без ссор и недовольства. Вскоре от Дальземуправления был получен трактор, а на взятую ссуду коммунары купили дисковую борону, сеялку, семена. Весной 1925 года они начали сев.

Трактор поразил павловцев: жители толпами приходили посмотреть, как он работает. Коммунары по-соседски своим трактором помогали сельским беднякам. В 1930 году в селе образовался колхоз «Наш ответ». Коммуна и колхоз помогали друг другу в нелегком крестьянском труде и жили дружной семьей. Все шло хорошо. Правда, нашлись в селе осторожные крестьяне, которые не спешили вступать в колхоз, не зная, что из этого получится. Этого только и ждали ретивые чекисты из ОГПУ. Всех несогласных с коллективизацией немедленно арестовали. Потеряли павловцы самых работящих, самых хозяйственных крестьян: И. В. Одинцова, А. П. Митюхляева, И. П. Митюхляева, Г. А. Митюхляева, А. Р. Полякова, B. C. Аплетаева, М. Т. Остапенко, П. Т. Остапенко, Н. М. Савина, Н. Т. Литвинова, Н. И. Гайдина, И. С. Козлова, А. Н. Кудрина, А. Жилина и других. Несмотря на эти потери, колхоз «Наш ответ» стал одним из лучших в зоне Кругловской МТС. В третьей пятилетке колхоз и коммуна объединились, и работа пошла еще лучше. В конце тридцатых годов многие павловцы за свой труд были премированы поездкой в Москву на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Скорый суд

Но недолгим было счастье совместного труда. Откуда же было знать колхозникам, что «в их рядах, оказывается, есть антисоветская контрреволюционная организация, задачей которой было свержение колхозного строя»? Об этом сообщил в своем тайном письме в органы НКВД ветеринар колхоза. В то время все газеты, журналы, радио были заполнены сообщениями о борьбе с заговорщиками, с различными антисоветскими подпольными организациями. Немедленно в Павловку были посланы арестные группы, и люди стали исчезать по ночам. Всего было увезено в Куйбышевку-Восточную 12 человек. Скорым судом обвиненные в антисоветизме пятеро «подпольщиков» были расстреляны. Остальные арестованные сидели в застенках НКВД, где их беспрерывно допрашивали и пытали.

На товарном дворе станции Бочкаревка, где за высоким забором с колючей проволокой поверху была образована временная тюрьма из товарных вагонов, томились сотни арестованных. Я. И. Митюхляева, отца семерых детей, полуграмотного колхозника, стали «учить» политграмоте ежедневными допросами с избиением резиновым шлангом по ребрам и почкам. В вину ему ставили зажиточность семьи и связь с антисоветским подпольем. От него требовали назвать имена соучастников. Но Яков Иванович, измученный побоями, понимал, чего от него хотят следователи, и молчал.

Вот что рассказывает о своем отце Павел Яковлевич Митюхляев: «Отец вышел из заключения через восемь месяцев за недоказанностью обвинения больным, искалеченным. Видимо, чекисты ничего от него не добились. Про время, проведенное в застенке, он не любил рассказывать — боялся нового ареста. Подорванное пытками здоровье говорило о том, что жизнь в тюрьме была несладкой. Заключенных там избивали, кормили соленой кетой и не давали пить. Реабилитировали отца в 1948 году, а в 1949 году от продолжительной болезни он скончался».

Такие же страдания, физические и моральные, испытал на себе и Серкин, который тоже был отпущен домой за недоказанностью вины. Вернулся он домой без зубов, со сломанными ребрами и отбитыми почками. И все же, несмотря на сталинский геноцид, село продолжало жить и бороться за счастливое будущее. Только оно заблудилось где-то и все не приходило. Впереди павловцев ждали еще более суровые испытания — война и всевозможные реформы в сельском хозяйстве, которые вконец добили в крестьянах чувство хозяина своей земли. Но павловцы — оптимисты, ждут от властей имущих настоящей поддержки в своем труде. И кто его знает, может быть, дождутся.

Возрастная категория материалов: 18+