А о популярности Александры Марининой и Дарьи Донцовой можно и не упоминать. Журналист «АП» в канун женского дня попытался выяснить, что такое женская литература и имеет ли место «женский бум» в творческой среде в Приамурье.

Русские женщины всегда оказывали серьезное влияние на литературу, но прежде всего как вдохновительницы или объекты литературы. Сейчас дамы пишут стихи и прозу порой активнее, чем мужчины. Как однажды заметила известная писательница-феминистка Мария Арбатова, женщинам всегда хотелось читать про себя, но ни один мужчина не выразит женское мироощущение так, чтобы это походило на правду. «Когда Лев Толстой описывает роды — это такой бред для каждой женщины, которая рожала и сама может это описать», — негодует Арбатова. Поиском идентичности героинь читательницам она объясняет рождение женской прозы и рост числа писательниц. Да если не брать во внимание дамские романы и иронические детективы, книги, которые пишут женщины, все чаще побеждают в разного рода конкурсах и получают литературные премии. Последний пример — роман «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой, получивший премию «Большая книга» в минувшем году.

Амурский поэт, член Союза писателей России Игорь Игнатенко не отрицает, что среди писательско-поэтического цеха немало представительниц прекрасного пола. Это ушедшая из жизни Светлана Борзунова, ныне живущие Тамара Шульга, Галина Беляничева, Галина Тарасова, Нина Дьякова, Нина Релина, Светлана Обидион, Светлана Мащенко, Валентина Батяева. Интересно, что среди юных дарований тоже преобладают девочки, во всяком случае, на ежегодных областных литературных семинарах для школьников, в которых Игорь Данилович участвует уже 12 лет, в последнее время девочек большинство. Например, год назад их было около 80 процентов. Девочки отличаются творческой смелостью и часто берутся за те жанры, к которым не каждый взрослый писатель рискнет подступиться.

Участница первого областного семинара Татьяна Шумейко из Зеи, которая занималась в семинаре Бориса Машука, удивила мэтров многостраничным романом. Через пять лет такой же подвиг повторила Мария Ледышева из 1-й гимназии, написавшая роман из американской жизни, с погонями и любовью.

— Очень мастеровито, но в традициях не русской, а американской прозы, — говорит Игорь Данилович. — Хотя читалось захватывающе. Вообще, женская и мужская литература различается эмоциональным мировосприятием, считает Игнатенко.

В женской поэзии, в частности, отчетливо присутствует тема любви. Творчеству Светланы Борзуновой, например, присуще постоянное обращение к себе, к какой-то внутренней струне, которая звучит минорно, иногда трагически. А вот у Григория Шумейко, выпустившего недавно 19-й по счету сборник, помимо его генеральной темы — публицистической, встречается пейзажная и даже любовная лирика, которая вся пропитана преклонением перед женщиной, благодарностью ей за соучастие в судьбе, терпение.

—  Женщинам заниматься писательским трудом изначально сложнее, — считает Игорь Игнатенко. — Они уходят в работу, в семью. Знаю немало примеров, когда подающие очень неплохие надежды поэтессы так и не сумели их реализовать.

Делить амурскую литературу на мужскую и женскую Игорь Игнатенко бы все же не стал, хотя если посмотреть исторически, известность ей принесли в большинстве мужчины — Борис Машук, Леонид Завальнюк, Олег Маслов, Виктор Яганов, Игорь Еремин, Александр Побожий, Николай Фотьев. Но и женский след заметен — если вспомнить писательницу Любовь Антонову и ее повесть «Девочка в очках» и другие. «Впрочем, не нам судить, кто талантливее, мужчины или женщины, это рассудит время», завершил разговор Игорь Данилович. Сами же представительницы писательско-поэтического цеха считают иначе.

— Есть литература достойная, а есть плохая, — говорит поэтесса Нина Дьякова. — Если читаешь и видишь, что это написано замечательно — лично мне все равно, кто автор, мужчина или женщина, я это читаю, потому что мне нравится. И наоборот.

Литература, как и любой вид искусства, — это не баня, к ней неприменимо определение мужская или женская. Но с тем, что в любом виде искусства даже при равенстве талантов женщинам труднее, чем мужчинам, Нина Николаевна согласна. Дамам приходится постоянно преодолевать мужской шовинизм и доказывать, что они не слабее. Как человек театральный, Нина Дьякова приводит пример из закулисья — режиссер Маргарита Богатырева постоянно слышала в свой адрес: у вас все хорошо, но плохо, что вы не мужчина.