Но, как только я оказалась внутри, сразу стало ясно, что интерьер мастерской представить невозможно. Его просто надо увидеть! Кругом высокие деревянные стеллажи, заставленные картинами. Массивная деревянная мебель и стены, на которых нет ни одного «живого» места: фотографии, афиши, сувениры, дипломы, работы... Человеку, далекому от творчества, в мастерскую Тихомирова можно ходить как в музей.
Дом, где хорошо и уютно
— Моя мастерская — это мой дом, — признался Александр Евгеньевич, — а дома должно быть хорошо и уютно. Мне хорошо в такой обстановке.
Своим домом Александр Тихомиров называет мастерскую не потому, что ему негде больше жить, а потому, что он — художник. А художники, как известно, народ особый.
— У обычного человека есть дом. У мужика обычно есть еще и гараж. Это его второй дом, отдушина. Так вот, у художника все наоборот. Первый дом — это мастерская, а второй — это домашний очаг, где живет его семья, — поясняет Тихомиров. — Я живу именно так, и моя семья это принимает и не обижается на то, что в мастерской я провожу гораздо больше времени, чем с ними.
В своем «доме» народный художник работает и отдыхает, встречается с друзьями и принимает высоких гостей... Одним словом — живет. Что же необходимо Александру Тихомирову для комфортной жизни?
В традициях рациональности
Стиль, в котором оформлена мастерская, сложно описать однозначно. Все предметы мебели в помещении разные по форме, цвету и, казалось бы, совершенно не сочетаются друг с другом. Однако если приглядеться, есть нечто, что их объединяет: все стеллажи, полки, комоды и столы сделаны вручную. По словам хозяина, от вещей ручной работы исходит особенное тепло. А множество полок позволяет использовать каждый сантиметр мастерской, превратив ее в одну большую рабочую площадь. Впрочем, есть здесь и самые обычные предметы домашнего обихода — обеденный стол, несколько стульев и холодильник. И они также удачно вписываются в интерьер.
— Я не гонюсь за каким-то единым стилем, — объясняет Александр Тихомиров. — Я иду от рационального. Поэтому, например, здесь куча полок. Мне необходимо грамотно разместить мои картины, подарки, дипломы. За долгие годы их накопилось великое множество.
Люблю и не предам
Несколько сотен наград, памятных фотографий и подарков расположились повсюду: на стенах и столах, на полках и антресолях. Каждый из них напоминает хозяину мастерской о дорогих сердцу жизненных моментах.
— То, что вы видите на стенах, далеко не вся история. Память о многом хранится здесь и просто витает в воздухе, — рассказывает Александр Евгеньевич. — Сюда приходили люди, которых знают и любят миллионы и с которыми мне посчастливилось быть добрыми друзьями: военные, артисты, политики... Через мою мастерскую проходит много народу. Гости мне никогда не мешают. С юношеских лет я привык работать почти в экстремальных условиях.
Мастерская, в которой сегодня «живет» Александр Тихомиров, четвертая по счету, и ее обитатель искренне надеется на то, что менять на новую ее не придется: слишком многое их связывает.
— Мне не раз предлагали переехать в более современные и благоустроенные помещения, — признался народный художник, — но я отказывался. Ведь квадратные метры и местоположение — это не главное для мастерской. В ней должна быть душа. В моей мастерской она есть. Здесь есть своя «натворченность». Так что к этому месту я прикипел и не хотел бы его предавать.
ДЕТАЛИ
Высшая китайская награда
Среди бесчисленного множества медалей, грамот и кубков наше внимание привлекла необычная стела, вершина которой имеет очертания бриллианта. Выяснилось, что эту награду Тихомирову пожаловали в Китае, приравняв тем самым русского художника к национальному китайскому герою.
— Это очень ценная вещь, — признался Александр Евгеньевич, — Гран-при 12-й китайской выставки искусств, которая проходила в Пекине в 2005 году. Ее мне передавали официально, через МИД. Если такую награду получает гражданин Китая, он становится национальным героем. Тогда государство берет его на пожизненное содержание и сограждане оказывают ему почести. Но я не китаец, поэтому для меня это просто очень дорогая сердцу награда.
Часы-храм
На одном из мощных деревянных столов ручной работы расположились удивительные часы. Циферблат их вмонтирован в роскошный храм из керамики. По признанию хозяина мастерской, все, кто сюда приходит, сразу замечают часы-храм и удивляются столь неожиданному сочетанию. Впрочем, Александр Евгеньевич и сам не устает восхищаться их красотой. «Это знаковая вещь, — отмечает Тихомиров, — подарок на юбилей от рязанских летчиков дальней авиации».
Стоит отметить, что часы-храм не просто украшают мастерскую, но и приносят практическую пользу своему обладателю. Вот уже два года, по словам народного художника, они исправно показывают время. И в своей точности могут посоперничать с любыми другими часами.
Венера Милосская
Миниатюрная скульптура Венеры Милосской не сразу бросается в глаза. Знаменитая гипсовая дама находится в одном из самых укромных уголков мастерской — на подоконнике. Не самое почетное, на первый взгляд, место на самом деле идеально подходит для мини-копии шедевра мировой скульптуры. Солнечные лучи падают на статую из окна, и создается впечатление, что свет исходит от самой Венеры. Как мы и предположили, это тоже один из многочисленных подарков.
— Венеру Милосскую привез для меня амурский художник Олег Петухов, — рассказал нашему корреспонденту Александр Тихомиров. — Эта статуя в мастерской — символ присутствия чего-то прекрасного, и есть она почти у каждого художника, в том или ином виде. Недаром студенты художественных училищ досконально штудируют подобные вещи.
Добавить комментарий
Комментарии