О плюсах и минусах виртуальных аукционов узнавал корреспондент «АП». Информационные технологии давно и успешно применяются во всем мире при проведении государственных закупок. На веб-сайтах размещаются объявления о торгах, оттуда можно скачать необходимую конкурсную документацию, по Интернету можно направить заявку на участие в аукционе, а также наблюдать за ходом торгов и принимать в них участие. В Приамурье электронная торговая площадка действует уже три месяца. За это время было проведено 92 электронных аукциона на общую сумму более 55 миллионов рублей. Участие в них приняли свыше 280 поставщиков. При этом заключено 137 госконтрактов общей стоимостью более 25 миллионов. В результате торгов удалось сэкономить почти 4 миллиона рублей.

— С 1 января 2008 года организация, планирование, формирование и размещение госзаказа проходят в автоматизированной системе «АЦК-Госзаказ «Амур». Эта система обеспечивает полную автоматизацию процессов управления государственным заказом, в том числе создание и поддержку официального сайта с электронной площадкой для проведения торгов, — рассказывает заместитель начальника отдела автоматизированного размещения областного государственного заказа Татьяна Кривоногова. — В этом году бюджет области сформирован таким образом, что все потребности подведомственных учреждений обеспечиваются за счет средств, которые сосредоточены на смете вышестоящих учреждений, то есть министерств, управлений.

Бюджетные учреждения формируют заявки на то, что им необходимо, по какой цене и в какие сроки. А, к примеру, министерство уже делает свод по этим заявкам и предоставляет его в наше управление. Таким образом достигается централизация размещения госзаказа и его укрупнение. Это дает возможность привлечь больше заинтересованных поставщиков, между которыми возникает конкуренция, а это уже ведет к снижению цены, что в свою очередь позволяет экономить бюджетные средства.

Для поставщиков виртуальные торги удобны тем, что освобождают от бумажной рутины. В данном случае нет необходимости формировать пакет документов для участия в каждом конкретном аукционе. Необходимые документы представляются участником только при регистрации в системе. Затем ему выдаются индивидуальный логин и пароль, которые будут активны в течение полугода. Кстати, за регистрацию и участие в электронном аукционе не берется плата. Пользователи несут только расходы, связанные с доступом в Интернет. После регистрации можно участвовать в любом аукционе, внося свои ценовые предложения в электронное поле торговой площадки.

Еще одно преимущество электронного аукциона — это экономия времени. Например, с момента объявления обычных торгов до момента их проведения проходит почти месяц. Только на подачу заявок предусматривается двадцать дней. Еще около десяти дней уходит на их рассмотрение и на сами торги. Кроме того, каждый заявившийся на участие в аукционе должен обязательно присутствовать во время его проведения. Электронный аукцион упрощает эту процедуру. После того как в управление поступает заказ, публикуется официальное извещение, и уже через десять дней можно начинать аукцион.

Кстати, электронные торги не ограничены по времени. Они могут начаться и закончиться в один и тот же день, а могут продолжаться несколько дней. Все дело в том, что участники сами определяют «шаг снижения» цены контракта. Это отличает электронный аукцион от обычного, в котором шаг строго определен — не менее 5 процентов от суммы заявки. Получается, что участник электронного аукциона может сразу значительно сбросить цену или снижать ее постепенно, хоть по копейке.

Еще одно отличие электронных торгов от традиционных конкурсов заключается в том, что они позволяют одному и тому же поставщику многократно снижать свое ценовое предложение по ходу аукциона. Аукцион будет считаться оконченным, если в течение часа с момента размещения последнего предложения не поступило ни одной заявки с более низкой ценой. Информация об окончании аукциона дается сразу. В течение часа на сайте размещаются решение о признании участника аукциона победителем, а также информация о цене контракта, последнем и предпоследнем предложениях. После этого у других участников аукциона есть еще десять дней, чтобы оспорить результаты торгов.

— Большим плюсом является то, что участие в торгах можно принимать, не выходя из своего офиса, — подчеркивает Татьяна Алексеевна. — Ведь приехать в Благовещенск даже из районов люди не всегда могут, не говоря уже о поставщиках из других регионов. Для нашей страны с ее необъятными просторами электронные аукционы просто находка, так как позволяют людям экономить средства на транспортных расходах и свое рабочее время. Мы рассчитываем, что новый способ проведения торгов позволит нам расширить географию поставщиков и привлечь большее их число. На сегодняшний день самые активные поставщики из Благовещенска, а районы пока остаются не задействованными. Хотя мы знаем, что им тоже есть что предложить. Но, например, Тамбовский район не всегда участвует, хотя мы знаем, что там есть поставщики муки и мяса. Хотелось бы чаще видеть на аукционах Шимановский, Тындинский, Архаринский и другие районы. Возможно, их слабое участие связано с тем, что нет технических возможностей для этого либо поставщики недостаточно информированы. Хотя мы со своей стороны готовы оказывать им консультации по участию в электронных аукционах.

Что касается других регионов, то их участие пока тоже ограничено. Пока это только четыре города: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Хабаровск. Но если они и принимают участие в торгах, то только на поставку лекарств. Это их больше привлекает, так как медикаменты закупаются сразу в больших объемах. Хотя самый большой объем закупок приходится на продукты питания для учреждений соцзащиты, образования и здравоохранения. Но продовольствие — это продукция скоропортящаяся, которая требует доставки в сжатые сроки. Поэтому интерес к данной категории товаров проявляют более близкие поставщики. Поскольку продукты — это потребность ежедневная, то и аукционы на них проводятся чаще, как правило раз в квартал.

— В нашем управлении есть отдел мониторинга цен, в котором анализируют поступающие заявки от учреждений, — говорит Татьяна Алексеевна. — Специалисты отдела проверяют обоснованность стартовых цен для аукциона. Только после согласования заявка выставляется на торги. На нашем сайте можно посмотреть предельные цены на продукты питания, которые можно учитывать. Кроме того, поставщики могут размещать свои прайс-листы, которыми могут воспользоваться учреждения и специалисты нашего управления. Надо ориентироваться, какие цены существуют у поставщиков.

Говорят, что за электронными аукционами будущее, хотя, как отмечают специалисты, есть и недостатки. Согласно законодательству, электронные аукционы для государственных заказов можно проводить на сумму не более 1 миллиона рублей. Бывает, что стоимость заказа превышает эту цифру, в таком случае приходится один аукцион разбивать на несколько. Еще одно ограничение связано с тем, что нельзя заключить контракт с единственным участником аукциона. Обычные торги в отличие от электронных позволяют определить победителя, даже если он участвует в конкурсе в одиночку, без других соискателей. С ним можно заключить контракт по начальной цене, в крайнем случае уговорить немного снизить цену. А в случае с электронным аукционом такие торги будут считаться несостоявшимися. Тем не менее электронные аукционы все-таки перспективное направление, так как обеспечивают прозрачность государственных закупок, экономию бюджетных средств, времени и позволяют привлечь большее количество участников, обеспечив равные права поставщикам товаров, работ и услуг.