Полгода следователи совместно со специалистами отделения судебно-медицинской экспертизы и лучшими гинекологами Приамурья анализировали действия врачей роддома. Вывод комиссии однозначен: женщина могла выжить, если бы акушер-гинеколог, которая принимала роды, надлежаще выполнила свои должностные обязанности. Корреспонденту «АП» стали известны результаты работы следователей по этому шокирующему делу.

У Светланы Пушкаревой это был третий ребенок — у нее уже были 20-летняя дочь и шестилетний сын. По словам родственников, беременность протекала нормально, и ничего не предвещало столь печального исхода. Женщина сама была медиком и раньше работала в роддоме, поэтому к предстоящим родам относилась спокойно. Единственный момент, на который обращали внимание врачи, был возраст — Светлане исполнилось 42 года. Поэтому специалисты железнодорожной больницы, где наблюдалась роженица, направили беременную женщину в роддом на кесарево сечение. Фельдшер по образованию, она понимала, что с учетом факторов риска сама родить не сможет. Родственники настойчиво советовали ехать рожать в Благовещенск, так как понимали, что уровень квалификации тындинских медиков гораздо ниже уровня специалистов областного центра. Плохое предчувствие близких, к сожалению, сбылось: именно из-за халатности врачей Тындинской центральной районной больницы они потеряли дочь, жену и мать. Сегодня следователи воссоздали картину того страшного дня.

— Во время родов у Пушкаревой произошел разрыв матки, и началось брюшное кровотечение, — рассказывает Владимир Захаров, следователь по особо важным делам Тындинского межрайонного отдела следственного комитета СУ при прокуратуре РФ. — Ребенок родился, затем вышла плацента. После этого врач Зайцева, принимающая роды, должна была проверить целостность родовых путей, что и было сделано. Однако в ходе проверки разрыв матки гинеколог не заметила, хотя, из заключения экспертов, должна была это увидеть. Небрежно осмотрев роженицу и не диагностировав разрыв, женщину оставили на столе. Через пять минут Пушкарева пожаловалась на боли за грудиной, тяжелое дыхание. Сотрудниками роддома было выявлено внезапное падение артериального давления, были приглашены анестезиолог и реаниматолог. Примерно через полчаса Зайцева снова провела ручной контроль матки и опять ничего не заметила. Врачи ставят другой диагноз, который никак не связан с истинным, и начинают проводить реанимационные мероприятия. Через 20 минут у женщины произошла первая остановка сердца, через пять минут повторная. Врачам не удалось возобновить работу сердца, и была констатирована биологическая смерть. Женщина умерла из-за малокровия внутренних органов вследствие кровотечения, которое началось в результате разрыва. Эксперты пришли к выводу, что это был разрыв матки третьей степени: больше 10 сантиметров! И не заметить его было невозможно. Если бы вовремя был поставлен диагноз, проведены экстренные мероприятия (вскрыта брюшная полость и зашита либо удалена матка), то женщина осталась бы жива.

Следственный комитет уже предъявил обвинение акушеру-гинекологу Тындинской центральной районной больницы Лидии Зайцевой по ч. 2 ст. 293 УК «халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека». Обвиняемая полностью признала свою вину и дала соответствующие показания. Сразу же после случившегося врача отстранили от приема родов и перевели работать в женскую консультацию. Теперь после решения суда гинеколог, скорее всего, отправится за решетку. Максимальный срок лишения свободы по этой статье пять лет, без права заниматься определенным видом деятельности.

Родственники погибшей уже ознакомились с результатами расследования. После приговора суда они намерены направить иск к районной больнице о возмещении морального вреда. Рассматривается вопрос и содержания родившейся дочери Светланы Пушкаревой. Суд может обязать Тындинскую ЦРБ выплачивать ежемесячно определенную сумму на содержание девочки до достижения ее совершеннолетия. Предъявлять иск к самой Зайцевой, как считают юристы, бессмысленно. На иждивении обвиняемого врача, матери-одиночки, находится 17-летний сын, и получить какую-либо компенсацию от гинеколога, которая виновата в смерти Пушкаревой, будет проблематично. Пока неизвестно, какую сумму потребуют родственники от ЦРБ. Руководству больницы уже вынесено представление о недопущении подобных случаев халатности.

Впрочем, никакие предписания не вернут жизнь Светланы. Сейчас ее дочку, которую назвали в честь святой Елены, воспитывает бабушка. Для этого Зое Пушкаревой пришлось взять отпуск по уходу за ребенком. Днем она готовит смеси, стирает пеленки, гуляет на улице, а вечером эстафету принимает родной папа, который приходит с работы.

— Конечно, мне тяжело. Сейчас вспоминаю, как ухаживать за младенцами, — делится бабушка Лены. — Самое главное, чтобы Бог дал мне здоровье. Думаю, мы сможем воспитать девочку. Близких Светланы Пушкаревой поражает, насколько цинично отнеслись к этой трагедии в роддоме. До сих пор руководство больницы не принесло извинений родственникам погибшей. В самом роддоме от каких-либо комментариев по этому поводу по-прежнему отказываются и ждут вердикта суда, который должен быть вынесен в ближайшие дни. Тында.