На пути к возрождению
В советские времена ученические бригады были такой же неотъемлемой частью школьной жизни, как звонок на урок и летние каникулы. Как правило, в организации труда детей сельской школе помогал колхоз или совхоз. С развалом коллективного хозяйства исчезли и школьные бригады. Сегодня школы и рады бы восстановить эту традицию, но своей сельхозтехники у большинства нет, а попросить не у кого — частник вряд ли согласится делиться своим имуществом. Тем не менее ученические бригады во многих школах возрождаются. Их движение поддержал областной эколого-биологический центр.
— До 2005 года ученическими бригадами в области никто не занимался, — рассказывает директор эколого-биологического центра Евгений Комбаров. — В 2006 году мы провели первый слет, в 2007-м — второй. В них приняли участие 15 и 13 бригад. В этом году пройдет третий слет, планируем, что на него соберутся 10 бригад, могли бы принять и больше, но все зависит от финансирования.
В этом году слет пройдет в августе на базе лагеря Гагарина в Благовещенске. Практическую часть овощеводы, садоводы, бригадиры выполнят на учебно-опытном участке эколого-биологического центра. Пахарей повезут в Тамбовку, они будут состязаться на базе училища, которое готовит трактористов, благо там есть и земли, и техника. Больше всего ученических бригад в Тамбовском районе — они есть в 50 процентах школ. Благовещенский район по ландшафту и климатическим условиям от Тамбовского почти не отличается, но бригада есть лишь в Сергеевской школе.
— Неплохо обстоят дела в Архаринском районе — там хорошо работают бригады в отважненской, касаткинской, ленинской школах, — продолжает Евгений Комбаров. — Например, касаткинская школа обрабатывает участок в 105 гектаров земли, они там сою в прошлом году до самой поздней осени убирали, даже когда фермеры свои поля бросили.
Препятствует развитию школьных бригад, по мнению Евгения Комбарова, отсутствие должного внимания и поддержки со стороны государства и местной власти.
— Техника у школ на 100 процентов изношенная, денег им не выделяют, — говорит Евгений Иванович. — Вторая проблема — сбыт продукции. Бывает так, что школьники картофель вырастили, но сегодня действует система госзакупок, и школы в ней не могут быть конкурентоспособными. Приходится им отдавать урожай оптовикам за копейки. В этом году область выиграла грант на модернизацию образования, деньги пойдут в том числе и на укрепление материально-технической базы школ для организации профильного обучения. За счет гранта будут приобретены четыре трактора, их в августе на слете вручат лучшим ученическим бригадам.
— Но этого недостаточно, нужна областная целевая программа поддержки ученических бригад, — уверен Евгений Комбаров. — В ней нашли бы отражение вопросы сбыта продукции, поставок техники, зарплаты школьникам.
Областной эколого-биологический центр разработал программу «Молодые хозяева земли». Ее поддержали министерство сельского хозяйства области, ДальГАУ и центр занятости населения. Создана Малая сельскохозяйственная академия старшеклассников, на занятия в которой приезжают во время каникул школьники со всей области. Обучение проводят преподаватели ДальГАУ, а по окончании выпускники получают сертификаты, дающие право на поступление в аграрный университет. Этим правом воспользовались порядка 20 учеников, все они сейчас — студенты аграрного университета.
Большая победа
В начале апреля областной эколого-биологический центр участвовал в VI Международном конкурсе имени Макаренко в Москве и занял третье место.
— Суть конкурса — через идеи Макаренко воспитать детей из потребителей производителями, подготовить их к взрослой жизни, — рассказывает Евгений Иванович. — Участники рассказывали удивительные вещи. Например, в Псковской школе-интернате 220 детей, и они выращивают более 80 свиней, 40 коров, обрабатывают 200 гектаров полей. Молока ежегодно надаивают более 50 тонн. Другой пример — школа в Курганской области, в ней 103 ученика, и при этом — 530 гектаров земли, 5 тракторов, три комбайна, грузовик. Через учебный процесс ребята становятся трактористами и водителями, занимаются вспашкой и обработкой земли, продают пшеницу на полтора миллиона рублей. Вы скажете: бедные дети, вкалывают с утра до ночи. Разве плохо, когда старшеклассник получает зарплату до 10 тысяч в месяц? Конкурсанты рассказывали о собственных пасеках, молочных мини-цехах и даже хлебопекарнях. Все время думаю: почему наши школы не идут по этому пути?
Амурскому эколого-биологическому центру, кстати единственному из системы дополнительного образования конкурсанту среди школ, удалось занять призовое место благодаря разносторонней производственной ученической деятельности. На учебно-опытном участке школьники занимаются полеводством и овощеводством. В мини-зоопарк на экскурсии приходят не только школьники, но и детсадовцы. Работают малая сельскохозяйственная академия и летний лагерь труда и отдыха «Берендеевград».
Центр издает «Юннатский вестник» для старшеклассников и учителей. Есть и свой сад с питомником и производством саженцев, рассады. Кроме того, осенью здесь работает небольшой цех по переработке продукции — консервируют овощи и фрукты. Центр зарабатывает около миллиона рублей в год, и ребята, которые трудятся на его участках, получают зарплату.
Добавить комментарий
Комментарии