Как известно, зона БАМа является своеобразным Клондайком. Тут под землей скрыта практически вся таблица Менделеева: от драгоценных металлов (золота и платины) до не менее дорогих (ванадия и титана). По задумке проектировщиков железная дорога параллельно Транссибу по северным районам Сибири и Дальнего Востока строилась именно для освоения крупнейших месторождений. Большинство из них являются уникальными не только в России, но и во всем мире.
— Когда Байкало-Амурская магистраль с вокзальными комплексами, жилыми домами, детскими садами, школами была сдана в эксплуатацию, оказалось, что дорога не оправдывает своего первоначального предназначения, — рассказывает бывший начальник Байкало-Амурской железной дороги, вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев. — Из множества месторождений вдоль БАМа начали разрабатывать только одно — Нерюнгринское угольное в Республике Саха (Якутия), поэтому по дороге пошли только составы с углем.
Разведанными, но так и неосвоенными остались самое крупное в мире Удоканское месторождение меди в Читинской области, асбестовое — в Бурятии, Куранахское титаномагнетитовое — в Амурской области, Эльгинское коксующихся углей — в Якутии и многие другие. Министерство путей сообщения в 90-е годы прошлого века взяло на себя инициативу по разработке этих месторождений, точнее по строительству подъездных путей от БАМа непосредственно к залежам. В 2001 году была сдана в эксплуатацию ветка от Новой Чары до ст. Чины у подножия Удокана в Читинской области. В это же время началось сооружение железной дороги к Эльгинскому месторождению. Но, как показала практика, государственные вложения без частного инвестора не приносят должного результата. По уже построенным подъездным путям к Удокану так никто и не стал возить руду, под вопросом было и освоение Эльги. Поэтому МПС решило уйти со стройки железной дороги Улак — Эльга в Приамурье и полностью переложить сооружение инфраструктуры на коммерческие структуры.
Уникальный комплекс в обмен на громкий лозунг
Попытки начать осваивать месторождения на севере Приамурья предпринимались в середине 90-х годов. Один из самых амбициозных проектов того времени — разработка Куранахских титаномагнетитовых залежей. Специально для этого было создано предприятие «Амуртитан», учредителями которого выступили несколько инвестиционных компаний, получающих деньги по разным схемам от государства. Тогда первым делом было решено создать имидж успешной компании, которая пришла в область всерьез и надолго. Специально для этого на главном перекрестке столицы БАМа — Тынде установили стелу в виде молекулярной формулы титана, а к месторождению стали возить многочисленные делегации иностранцев и журналистов. Им показывали богатства северного края и уникальную природу здешних мест. Между постоянными встречами гостей «Амуртитан» успел построить автомобильную дорогу к самому месторождению и вывезти несколько вагонов железной руды.
Но на этом все громкие лозунги крупного горнодобывающего предприятия в Амурской области утихли, и некогда шумевшая на всю Россию компания незаметно испарилась. Спустя 10 лет сюда пришла «Peter Hambro Mining», известная в Приамурье своим крупным проектом по освоению Покровского месторождения рудного золота в Магдагачинском районе.
— Мы работаем со всеми полезными ископаемыми, на которые сегодня есть спрос. Сейчас в цене золото — мы работаем с золотом. Но, кроме него, есть масса других металлов, которые востребованы на российском и мировом рынках. Это железо, титан, ванадий. Поэтому мы и начали осваивать Куранахское титаномагнетитовое месторождение в Тындинском районе, которое сочетает в себе все эти элементы таблицы Менделеева, — рассказывает Валерий Алексеев, главный инженер управляющей компании «Peter Hambro Mining». — Компания пришла в поселок Олекма, рядом с которым находится месторождение, два года назад и начала работы по его освоению с нуля. Нам пришлось сначала заново построить 40 километров автомобильной дороги к залежам: прежняя трасса, оставшаяся от «Амуртитана», не отвечала никаким требованиям. Если раньше на вездеходе мы преодолевали это расстояние за несколько часов, то сегодня машина на Куранах идет меньше часа.
Проектировщики прорабатывали и вариант строительства самого большого в мире 40-километрового конвейера от месторождения до железнодорожной станции, но после подготовки технико-экономического обоснования остановились на автодороге. После этого от Олекмы до месторождения была построена линия электропередачи. Инженеры отмечают уникальность этой ЛЭП — второй в России. Она возведена в короткие сроки благодаря телескопическим опорам. В тайгу завозили собранные опоры и уже на месте их раздвигали на нужную высоту. В отличие от железобетонных опор телескопические металлические гораздо удобнее в эксплуатации в зоне вечной мерзлоты и труднодоступных местах.
Куранах под облаками
Сегодня строители работают сразу на четырех объектах: сооружении горнодобывающего предприятия на самом месторождении, автономного поселка возле Олекмы, горно-перерабатывающего комбината и новой железнодорожной станции Промышленная. Первая очередь предусматривает ввод в эксплуатацию дробильно-сортировочного комплекса, где добытую железную руду с помощью сепаратора будут измельчать до необходимой фракции. Сейчас на объекте вовсю идут монтажные работы. Специалисты сооружают ангары, монтируют оборудование. На самом месторождении механизаторы наверху сопки, практически под облаками, ведут вскрышу глубиной 20 метров: снимается слой скалы для того, чтобы добраться до самих залежей руды. Мощнейшие самосвалы «Вольво» грузоподъемностью 40 тонн пока перевозят скальный грунт, а уже через месяц они возьмут железную руду, которую доставят на дробильно-сортировочный комплекс. После измельчения уже на других машинах переработанная руда в виде концентрата отправится для погрузки на станцию Промышленная.
— Этот уникальный комплекс — единственный в Сибири и на Дальнем Востоке. Стоит отметить, что сегодня в России железную руду за Уралом и дальше на восток нигде не добывают, — подчеркивает Вячеслав Смирнов, генеральный директор проектного института компании «Peter Hambro Mining». — В год с Куранаха на первом этапе планируется отгружать чуть более 1 миллиона тонн концентрата, это в среднем один железнодорожный состав в сутки.
Компания заинтересована продавать не только железную руду, но и ее составляющие — титан и ванадий. Для извлечения этих металлов строится горно-перерабатывающий комбинат. Здесь будет уместно сравнить наше производство с лесной промышленностью. Что выгоднее продавать — круглый лес или доску? Ответ очевиден. В последнем случае цена возрастает в несколько раз. Аналогичная ситуация с переработкой титаномагнетитовых руд Куранаха.
Космические планы Большого Сеима
Маркетологи «Peter Hambro Mining» изучают рынок сбыта новой для компании продукции. На начальном этапе 30 процентов железной руды планируется отправлять на Амурский металлургический комбинат в Комсомольске-на-Амуре, остальное отгружать на экспорт в Китай через переход Забайкальск — Маньчжурия в Читинской области. У редкого и очень дорогого элемента таблицы Менделеева ванадия, используемого в черной металлургии для придания стали жаропрочности и твердости, а также при изготовлении ядерных реакторов, тоже есть покупатели. Цена за тонну пентаоксида ванадия на мировом рынке — около 30 тысяч долларов, а феррованадий стоит еще дороже — 90 тысяч долларов за тонну. Еще более востребованы соединения титана. Его применяют при производстве бумаги, лекарств в виде таблеток, из диоксида титана получают высококачественные красители, а титановые сплавы используются в авиационной и космической промышленности. Разведанных запасов Куранахского месторождения хватит на 20 лет, но рядом лежат аналогичные залежи Большого Сеима. Его оценочные запасы составляют 45 миллионов тонн. Вместе с металлами здесь соседствуют апатиты, применяемые для производства сельскохозяйственных удобрений. Это месторождение «PHM» будет разрабатывать вместе с «Норильским никелем». Большие объемы предстоящей работы по добыче полезных ископаемых заставили инвесторов построить капитальный автономный поселок для эксплуатационного персонала рядом со станцией Олекма. Комплекс будет состоять из общежитий, столовой, медпункта, лабораторий, офисных помещений, спортзала. Для удобства каждое здание соединено закрытыми переходами, то есть для того чтобы попасть, например, из общежития в спортзал, зимой не нужно будет надевать куртку и сапоги. Развитие получит и станция Олекма Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги. Еще несколько лет назад были планы сделать из нее разъезд, сегодня железнодорожники из-за больших объемов погрузки намерены повысить класс станции.
— Когда Олекминский рудник начнет отгружать руду, действующих станционных путей будет недостаточно. Поэтому сейчас мы ведем отсыпку для пятого пути, куда будем подавать составы с нашей станции Промышленная. В июне сюда придет путевая машинная станция, и мы начнем укладывать рельсошпальную решетку от станции Олекма до Промышленной и делать путевое развитие на нашей базе, — говорит Виктор Рябов, главный инженер ООО «Капстрой». — Мы уже согласовали объемы погрузки с железнодорожниками, нас заверили, что дорога готова к дополнительным перевозкам. Это очень важный момент, потому что железная дорога — главная составляющая нашего проекта. Без нее ни один инвестор не стал бы осваивать месторождение.
Все строительные грузы, машины, оборудование сегодня доставляются только по железной дороге. Автомобильного проезда ни на запад, ни на восток отсюда нет. В это же время инженеры проектного института «PHM» в целом изучают пропускную способность БАМа и говорят, что для дальнейшего развития зоны, прилегающей к магистрали, необходимо восстанавливать разъезды, которые были закрыты, либо строить новые. Учебный год с железной рудой Приход компании «PHM» в поселок Олекма Тындинского района коренным образом переломил некогда размеренный уклад жизнь самого отдаленного населенного пункта Приамурья. В первую очередь это отразилось на социальной сфере.
— Изначально наша станция строилась именно для освоения Куранахского месторождения, но когда началась перестройка, все планы остались в прошлом, и никаких перспектив у поселка не было. Что мы видим сегодня? Все, кто хотел работать, трудоустроены. У нас нет безработицы, все некогда пустующие квартиры заселены. Растет рождаемость, в детском саду нужно открывать уже третью группу, — начинает перечислять плюсы работы строителей Светлана Сиразова, глава администрации поселка Олекма. — Одним из первых в районе к нам пришла сотовая связь. Школа стала первой в Тындинском районе, где был установлен Интернет. Жители поселка обеспечены хлебом — у наших соседей из-за закрытия пекарен это серьезная проблема. В поселке построили хоккейную площадку, отсыпали автомобильные дороги, в детском саду установили тренажерный комплекс. Самое главное — перестали уезжать люди. Конечно, мы хотим большего, например построить клуб, но прекрасно понимаем, что пока инвесторы только вкладывают деньги, не получая ничего взамен. Я уверена, что наше сотрудничество с Олекминским рудником продолжится и дальше, ведь это предприятие для нашего поселка становится градообразующим.
— Освоение месторождений, строительство крупных производственных объектов невозможны без поддержки местной власти, партнеров. В Тындинском районе огромную поддержку нам оказывают администрация района, руководство отделения дороги. Хочется сказать слова благодарности Василию Кравцову. Евгению Бойкину — бывшим руководителям района, начальнику Тындинского отделения дороги Георгию Щербакову. Они дали старт развитию севера Приамурья, — признается Валерий Алексеев. — Сегодня единственная проблема для нас — люди, которые будут работать на руднике. Мы не считаем себя старыми, но наше поколение рано или поздно уйдет, нам на смену должна прийти молодежь. Компания начала подготовку кадров массовых профессий в учебном центре в Зее, но для масштабного освоения зоны БАМа нужны сотни, даже тысячи специалистов.
Начало работы рудника в «PHM» решили совместить с новым учебным годом. К этому времени здесь планируется сдать в эксплуатацию горнодобывающий комплекс. С 1 сентября Олекминский рудник должен отгружать каждые сутки около 70 вагонов с железной рудой. Таким образом, этот проект станет третьим в списке наиболее значимых событий в промышленности России 2008 года, состоящем из 30 позиций, уступив лишь химическому заводу по производству высокооктанового бензина и автозаводу по сбору японских машин в Санкт-Петербурге. Впрочем, освоение Куранахского месторождения на севере Приамурья — это только первый этап разработки железорудных залежей Амурской области. Следующий проект — Гаринское месторождение железной руды, освоение которого уже началось. Тындинский район.
Добавить комментарий
Комментарии