Горе «топила в труде»

Такой подарок инициативным амурчанкам, женщинам разного возраста, социального статуса и профессий, которых объединяет одно — активная жизненная позиция, сделал депутат Законодательного собрания Приамурья, генеральный директор старейшей в области строительной компании Александр Синьков. Встреча была посвящена Году семьи. А для каждой женщины семья, дети — это главные ценности в жизни. И пришли они сюда поделиться своим счастьем и несчастьем, обсудить наболевшие проблемы и просто порадоваться за других. От чистого сердца. Все так и получилось, как на передаче у самой Леонтьевой. Только разве что без телекамер. Вела «вечер подруг» помощник депутата Нина Бойко. Обычный для таких случаев сценарий: были школьники с концертом, спел песни амурский Поворотти Валерий Шебалов. Необычными были женские истории, которые мы услышали.

— Я очень рада, что меня сюда пригласили, — поделалась впечатлениями Екатерина Байрачная. — Здесь собрались люди, пережившие и горе, и тяжести войны. Поэтому, люди добрые. Надо и молодежи прививать это добро. Такие встречи должны проводиться чаще. На долю самой Екатерины Байрачной выпало много трудностей. Восемь лет назад умерла племянница. Осталось двое сирот. Шестилетнего мальчика взяла на воспитание к себе Екатерина Родионовна, а двухлетнюю малышку — ее дочь. А буквально через три месяца ее настиг еще один удар судьбы — умер сын. Есть немало людей, кто опустился на дно жизни или по пути к этому — спивается, забывая даже про собственных детей. Большинство оправдывают это невзгодами, что, мол, жизнь такая тяжелая...

Екатерина Байрачная «топила» свое горе в труде, общественных делах и детях — своих и чужих. Ветеран труда, старшая дома по улице Зеленой, 8. А еще председатель попечительского совета школы N 15, член совета профилактики... Все даже не упомнишь. «Меня льготы не интересуют, — говорит женщина с большой буквы (не побоюсь этого слова). — Я живу работой и заботами о других. Только так можно не потерять себя в трудные минуты жизни».

Женская доля

Выразительно, только ей ведомой силой ведет свой неторопливый рассказ Вера Коробкова. Задает себе вопросы и сама же на них отвечает. Столько надо рассказать. Разве уместишь в одну газетную страницу всю жизнь? Даже самые-самые важные эпизоды? Конечно, нет. Вера Васильевна глубоко вздохнула, помолчала...

— Спрашиваете о моей женской доле? На мою судьбу, как и многих приглашенных на эту встречу, она выпала нелегкая. Ох, женские истории. Мне кажется, что в России от рождения до гробовой доски эти доли всегда особенные... Родилась она на Украине в простой многодетной семье. Была семнадцатым ребенком, и после родился еще один брат. Жили очень бедно. Маленькой Вере исполнилось всего шесть лет, когда в 1933-м умерла мама. Потом был страшный голод. «Спланированный», как выразилась Вера Васильевна. Лихолетье не смогли пережить несколько братьев и сестер. А потом она, с ранних лет познавшая страшное слово «репрессия», потеряла отца.

— Были ли мы счастливы? Думаю, что да. Правда, каждый по-своему. Хотя поколение наше столько хлебнуло и столько испытало, что о счастье надо говорить очень осторожно.

В ее жизни тоже было много потерь. И в детстве, и когда уже сама стала матерью. В тридцатилетнем возрасте ушла из жизни любимая дочь. Что может быть страшнее и больнее для матери, чем потерять собственного ребенка? Но надо было крепиться и жить ради других. Сегодня материнский капитал Веры Васильевны — это двое детей, трое внуков, правнук и правнучка. И в свои без пяти минут 82 она тоже полна энергии. Вера Васильевна — член объединенного совета пенсионеров при «Амурстрое», возглавляет и совет ветеранов управления технической комплектации строительно-монтажного треста N 2. Каждый раз, превозмогая усталость и боль, с тросточкой в руке она спешит в родной СМТ-2, который стал вторым домом. Ведь там ветераны, которые ждут поддержки, внимания. Откуда берутся силы после пережитого? Как ей все удается?! Non stop!

Этот вопрос можно было смело задать любой из присутствующих в зале женщин. Будь то офицерские жены, помыкавшиеся с малыми детьми в неустроенных военных гарнизонах и не растерявших оптимизма. Какой наградой оценить их преданность, потерянное здоровье, когда дожидались мужей из «горячих точек» в постоянной тревоге: вернется ли на этот раз? А взять мать четверых детей, двое которых по воле судьбы стали инвалидами. Так случилось в семье Устимовых. К слову, отмеченной в номинации «Семья с большой буквы» на городском смотре, ее считают одной их образцовых семей Благовещенска. Чего это стоит многодетной маме? И при этом Надежда Владимировна еще находит силы на общественную работу. Она старшая дома по улице Студенческой, 49. Постоянно принимает участие в различных конкурсах, имеет грамоты от мэрии. Надежде есть что сказать молодым мамам, столкнувшимся с непоправимой бедой. Тем, у кого порой опускаются руки...

От того, что в трудный момент предал самый близкий человек — не выдержал трудностей, ушел из семьи, оставив женщину одну с ребенком-инвалидом. Такое, к сожалению, происходит очень часто. Потому что давит безденежье и безнадега. Ведь мать ребенка-инвалида, как правило, не может работать, а помощь от государства — такой мизер, который не позволяет жить нормально. Мамы озвучили на встрече вопрос и об образовании таких детей. Есть проблемы как со школьным — они должны обучаться дома, но им преподают не все предметы, так и с последующим образованием. Как продолжать обучение, какие профессии приобретать, чтобы больные дети стали полноценными членами общества?

— Везде за границей инвалиды — такие же люди, как все, только им больше благ от государства. Они могут быть нужными обществу, хорошими профессионалами. А кем станут наши дети? Мы надеемся достучаться до властей. И надеемся на вашу помощь, как депутата Законодательного собрания, — обратилась одна из мам к Александру Синькову. Амурская область — единственный во всей России субъект федерации, который не имеет детского реабилитационного центра.

Каждый год, начиная еще с губернаторства Анатолия Белоногова, депутаты планировали строительство подобного учреждения для детей. Такая строка в бюджете была, но ни разу не реализовалась. Мало того, мамы подходили и говорили, что у нас (ни в министерстве соцзащиты, ни в министерстве образования) нет даже службы, которая бы занималась проблемой образования детей-инвалидов. Между тем таких ребятишек в Приамурье, по данным Амурского союза женщин, более 18 тысяч по разным видам заболеваний.

— На протяжении многих лет мы уделяем большое внимание этой проблеме, — сказала председатель Амурского союза женщин Жаккелина Орлова. — Впервые за 12 лет найден путь ее решения.

Достигнуты договоренности между министерствами образования, здравоохранения и социальной защиты населения Амурской области. Разработана методика создания детского реабилитационного центра. Появилась реальная надежда, что до конца года в Благовещенске наконец появится детский реабилитационный центр. Но пертурбации в правительстве затормозили решение этого вопроса. Мы очень надеемся, что, невзирая на то, кто будет у руководства, этот вопрос должен стать первоочередным. Нельзя его загубить.

Возрастная категория материалов: 18+