Рыбная продукция от ИП Цуканова пользуется повышенным спросом не только у амурских потребителей. Заказы приходят и из Якутии, Хабаровского края, даже из Приморья. Там Сергей Александрович зарекомендовал себя надежным партнером, порядочным человеком уже давно — когда еще поставлял по Дальнему Востоку тонны амурских овощей и картофеля. Как-то бывшему капитану милиции друзья по бизнесу предложили в качестве варианта логотип «Два капитана», а потом сами же отказались от своей идеи. Зачем менять название, вновь завоевывать признание партнеров, потребителей, если имя Цуканова уже работает на имидж его предприятия?

Никакой «химии»!

Запах копченой рыбы, который ощущаешь сразу же, только переступив порог производственного корпуса, невольно будоражит аппетит. Когда увидишь золотистую сельдь, нарезку из балыка кеты или царскую форель в вакуумной упаковке, решение одно и бесповортное — обязательно попробовать. А уже когда отведаешь, понимаешь, насколько качественно, со знанием дела и, что не менее важно, с душой все это приготовлено. И навсегда станешь одним из тех, кто ищет на прилавках магазинов и супермаркетов рыбную продукцию от ИП Цуканова, кто специально едет на благовещенскую базу «Бакалея», чтобы купить всю эту вкуснятину в его оптовом магазине или киоске-контейнере.

В чем же секрет успеха тамбовского предпринимателя? Чем особенным он привораживает любителей соленой и копченой рыбы, если тем же самым занимаются не менее 20 больших и малых цехов по всему Приамурью? Тут все дело в трех китах. Цуканов строго и безукоризненно придерживается технологии приготовления того или иного вида продукции. Это раз. Не использует никакой «химии» в качестве приправ. И третье: постоянно старается чем-то особенным порадовать покупателей.

— Положено сельди двое-трое суток солиться, а потом еще неделю в холодильнике «дозревать» — мы так и делаем, — делится своим ноу-хау Сергей Александрович. — Зато какой у нашей рыбки селедочной вкус и запах! Да, это тяжелее, хлопотнее: нужны дополнительные холодильники, производственные площади. Можно было бы быстрее деньги заработать, но мы намеренно себе работу усложняем, потому что знаем: скупой платит дважды.

Пробиться в благовещенские супермаркеты дорогого стоит, но сегодня все крупные торговые компании именно с нами работают, а не с теми, кто коптит рыбу «жидким дымом». Об этом современном химическом обмане под названием «жидкий дым» мой собеседник говорил не раз, и всегда с явным негодованием.

— Чуть ли не бегом, за 10 — 15 минут покрасили рыбу какой-нибудь «химией», начинающейся с буквы «Е», и довольны такие горе-коптильщики: как, мол, у них дешево вышло! Да, цвет красивый, но вкус непонятный, а вреда человеку сколько... Нет, я так никогда не делаю. Пусть мне копчение в копеечку выходит, но всегда использую опилки, хотя найти их в Приамурье с каждым годом все труднее становится.

Оказывается, с некоторых пор на пилорамах применяют другое оборудование, и в качестве отходов получается древесная мука, а не опилки. Так что при любом удобном случае Цуканов старается запастись этим сырьем впрок, более того — строит большой ангар с активным вентилированием. Надо, чтобы опилки вылежались хорошо, и тогда все ненужные при копчении вещества, типа смолы, улетучиваются.

Трудный опыт

Индивидуальный предприниматель из Тамбовки переработкой рыбы занимается третий год. У него постоянно в ассортименте более двадцати наименований соленой и копченой горбуши, сельди, скумбрии, мойвы, кеты, нерки, форели, сайры, палтуса... Берет в основном камчатскую рыбу и сахалинскую, понятное дело, что через своего представителя во Владивостоке. Но когда удается купить норвежскую или чилийскую, Цуканов невольно радуется: умеют же капиталисты работать! Форель, сельдь или семга в их мешках как будто калибровку прошла (одна к одной!), а главное — рыба вовремя и качественно заморожена. А у наших... Недаром их товар переработчики безликим словом называют — весовой. Но и эту рыбу тамбовские специалисты под руководством Цуканова умеют довести до нужной кондиции. А все потому, что в свое время Сергей Александрович объездил чуть ли не всю область, побывал почти у всех наших коптильщиков и засольщиков.

— Народ у нас неплохой, делился секретами. Сейчас и я так же поступаю, обязательно дам добрый совет начинающему. Нас ведь, частных предпринимателей, бизнесменами смешно называть. Мы — люди, пытающиеся на свой страх и риск выжить. Прекрасно помню, как месяца четыре пробовали солить по ГОСТам и рецептам. Намучились... В книгах так все красиво и умно изложено, а на деле? Много у нас было брака, пока методом проб и ошибок не приобрели свой опыт, не научились у других.

Цуканов начинал с малого — с засолки сельди в бочках и ведрах. Сам солил, продавал, предлагая товар в рассрочку, а заодно и строил, сторожил, кочегарил. Чем он только не занимался, чтобы быстрее наладить дело! Он и сейчас, если надо (а «надо» случается постоянно: молодежь уходит в армию, на сессию, в декретный отпуск), может любого заменить: вакуумщицу, баночницу, мойщика или сварщика. Потом понял...

— Чтобы моя рыба раскупалась, надо добиться лучшего качества и выделиться из общей массы. Как бы тяжело ни было, но мы продавали рыбу подешевле, потом приобрели вакуумное оборудование. Надо было найти свое место на рынке: не делать же нам следом за другими производителями матье! И мы добились своего. Наша копченая и соленая селедочка в вакууме — лучшая в области. Со временем стали больше уделять внимания продукции в вакуумной упаковке  —  красиво и аккуратно. 30 % всей продукции именно так и выпускаем, в основном это дорогостоящая рыба — семга, форель, палтус, масляная. А начинали когда-то с сельди в бочках...

Что новенького?

Сергей Цуканов научился многому, сумел «выстроить» в своих скромных по размеру производственных площадях строгую технологическую цепочку. Понял, отчего с кислородом рыба солится лучше, и главное — для каждой рыбы нужен свой подход. Одна солится 10 — 12 часов, другая — 5 — 6 суток. Сейчас цеха копчения, вяления и сушки практически никогда не пустуют, как и ванны в цехе засолки — одна партия рыбы сменяет другую. Потому тут некоторые переработчики работают не по 12 часов, а сутками: технология превыше всего! Такое старание не могло быть не вознаграждено: в прошлом году на свободненском форуме предпринимателей Цуканов был награжден благодарственным письмом областной администрации, а на международной ярмарке «Амурэкспофорум» завоевал аж три золотые медали! Его скумбрия и сельдь в вакуумной упаковке, а также балычные изделия холодного копчения стали золотой рыбкой. После такого успеха можно было бы спокойненько почивать на лаврах, производя любимую многими «Рыбку к столу» в вакууме, нарезку рыбных деликатесов или популярную селедочку. Но Цуканов не таков: ему все время хочется чем-то новеньким покупателей удивить.

— В бизнесе стоять на месте нельзя. Хотели в Новосибирске купить технологию изготовления рыбной колбасы, но акцизная марка слишком дорогая, да и для этой новинки нужна «парная» рыба, то есть частично охлажденная. Потом задумали выпустить овощную нарезку с рыбой, но нас опередили. Мы на базе «Бакалея» уже торгуем такими «звездочками» из Новосибирска. Красиво у них получилось и дешево, а покупатели говорят, что на семью этого набора мало. Может, надумаем нечто подобное делать, но весом побольше. Вынашивал я идею выйти на Японию, Китай. Но китайцы, к примеру, не понимают вкуса красной рыбы и совсем не ценят нашу селедочку. А к их рыбе из Желтого моря, думаю, амурский потребитель тоже не скоро привыкнет. Мы ценим рыбу в чистом виде и чтобы можно было наесться от души.

— А вы сами, Сергей Александрович, рыбку любите?

— Раз в полтора месяца, когда уже не могу выдержать постоянный вал работы здесь и дома (мы — люди деревенские, без скотины и огородов никуда), я уезжаю. Куда вы думаете? На Бурейское море! Меня спрашивают: тебе что, мало рыбы на работе? А мне важен процесс и чтоб рыбка свеженькая была. Неделю назад на Бурее три щуки поймал, по 5 килограммов каждая. А чем-нибудь новеньким я обязательно порадую амурчан.

Чтобы до поры до времени не раскрывать коммерческой тайны предпринимателя Цуканова, расскажу о другом. Мечтает мой собеседник о производстве соков и морсов из натуральных ягод. Этого «добра» на Курилах, Камчатке, Сахалине, где довелось служить капитану Цуканову, — море. Не идет у него из памяти вкус клюквенного морса, что пил в детстве, как и мороженого из натуральных продуктов, что когда-то делали в его родной Тамбовке. Вот было бы здорово!

Главный секрет

А пока лучшее малое предприятие Амурской области активно готовится к лету. Здесь полным ходом идет строительство внутреннего холодильника еще на 10 — 15 тонн. Потому что разная рыба должна «дозревать» по технологии при разном температурном режиме. Летом, конечно, нет повышенного спроса на его товар, а начнется осень, каждый день ИП Цуканов отправляет по две тонны копченой и соленой рыбы, которой потом торгуют десятки магазинов в Благовещенске и Зее. Но час пик приходится на декабрь — вот когда цукановская золотая рыбка идет нарасхват. Предновогодняя торговля напоминает Сергею Александровичу те дни, когда он торговал на международной ярмарке «Амурэкспофорум».

— Тогда каждые два часа подходила машина с новой партией, — вспоминает предприниматель. — Пять тонн рыбы на ярмарке продали. Сами не ожидали, что наш товар пойдет на ура.

«В чем же секрет вашего успеха?» — продолжаю допытываться я и слышу в ответ: «В людях!»

— Я надеюсь на свой коллектив. Они у меня все молодцы. И старшая смены Елена Колотий, и мой партнер из Благовещенска Андрей Куликов, который регулирует транспортные вопросы. Я хотел бы поблагодарить многих: Александра Гордеева, бывшего начальника областного департамента ЭРВС, его подчиненного Владимира Овечкина — он курирует малое предпринимательство, за их «круглые столы», форумы предпринимателей. Там я познакомился с именитыми амурскими рыбниками из фирм «Океан» и «Урожай моря». И их советы, помощь меня не раз выручали. Хочу сказать спасибо и «Амуртермохолоду», и «Фартову», но особенно — односельчанам. Сколько раз меня люди спасали, когда вдруг обрыв на линии. Подключают оперативно в первую очередь, в любое время суток.

А я от себя добавлю вот что: секрет успеха индивидуального предпринимателя Цуканова в нем самом. Сергей Александрович знает о своем малом предприятии все, вплоть до того, сколько видов продукции взвешивается на электронных весах с термочеками — 58! Но не знает одного: сколько раз он отвечал «Хорошо, сделаю» на просьбы районной и сельской администраций, руководителей бюджетных организаций и рядовых своих земляков помочь. Например, помочь привезти в детский сад линолеум, накрыть праздничный стол для ветеранов в День Победы или собрать в школу ребятишек из малоимущей семьи. И депутат районного Совета, участник чеченских событий 1996 — 1997 года, человек, не раз начинавший свой бизнес с нуля, помогает. Потому что не деньги решают все.

Тамбовка.

Возрастная категория материалов: 18+