Как помочь ученическим бригадам поднять их престиж? Эти и другие вопросы обсудили за «круглым столом», который состоялся в областном эколого-биологическом центре, директора сельских школ, руководители ученических производственных бригад, представители областных министерств образования и сельского хозяйства, депутаты Заксобрания области. Почему у других получается, а у нас - нет? Областные слеты ученических производственных бригад в Приамурье возродились после долгого перерыва три года назад, когда областной эколого-биологический центр собрал воедино сведения о разрозненно работающих в районах школьных бригадах и возглавил их движение. Здесь такое правило: победители конкурса на будущий год в областном слете не участвуют. Но их поощряют поездкой на конкурсы более высокого уровня: межрегиональные и российские. Победители прошлого года - сборная Козьмодемьяновской и Раздольненской школ Тамбовского района - побывали на Всероссийском слете ученических производственных бригад в Удмуртии. Занявшая третье место бригада Ивановской школы съездила на региональный конкурс в Забайкальский край. - В соседнем с нами Забайкалье традиция слетов ученических бригад не прерывалась, - рассказывает учитель биологии Ивановской школы Елена Агеева. - И нам можно многому поучиться. У них соревнуются даже юные пчеловоды и коневоды. Нас поразила школа из Краснокаменского района - в ней учится 100 человек, но они обрабатывают 740 гектаров земли, имеют 10 единиц техники, держат коров. Учащиеся стригут коз и продают шерсть. Неудивительно, что эта школа заняла на конкурсе первое место. У нас в области таких учебных заведений нет. Опыт сельских школ, успешно готовящих настоящих хозяев земли, школ, которые не только дают знания, но и работу безработным односельчанам, становятся настоящим спасением для своих сел, в России есть. В апреле областной эколого-биологический центр участвовал в VI Международном конкурсе имени Макаренко в Москве и занял третье место. Суть конкурса - из потребителей через идеи Макаренко воспитать детей производителями, подготовить их к взрослой жизни. - Мы там узнали удивительные вещи, - рассказывает директор областного эколого-биологического центра Евгений Комбаров. - Например, в Псковской школе-интернате 220 детей, и они выращивают более 80 свиней, 40 коров, обрабатывают 200 гектаров полей. Молока ежегодно надаивают более 50 тонн. Другой пример - школа в Курганской области. В ней 103 ученика, и при этом - 530 гектаров земли, пять тракторов, три комбайна, грузовик. Через учебный процесс ребята становятся трактористами и водителями, занимаются вспашкой и обработкой земли, продают пшеницу на полтора миллиона рублей. Разве плохо, когда старшеклассник получает зарплату до 10 тысяч рублей в месяц? Конкурсанты рассказывали о собственных пасеках, молочных мини-цехах и даже хлебопекарнях. Все время думаю: почему наши школы не идут по этому пути? «Мы, оказывается, богаты» Село Долдыкан Бурейского района расположено недалеко от федеральной трассы. Однажды по трассе путешествовали японцы. Они заехали в Долдыкан отдохнуть и познакомиться с бытом россиян. Селяне их приняли, накормили. «Вы богаты! - постоянно восклицали японцы. - Вы очень богаты!» - Мы от этих слов так и сели, где стояли, - говорит Елена Бескоровайная, директор долдыканской школы. - А они: «Вы очень богаты, у вас вокруг столько земли!» Да, земли много, но она пустует. Долдыканская ученическая бригада третий год участвует в областном слете. В школе есть трактор, но купить ГСМ, по словам директора, большая проблема. Сейчас школа выращивает овощи, но намерена перейти на сою. В селе один из фермеров занимается этой культурой, он поможет и землю вспахать, и семена приобрести, и самое главное - реализовать урожай. Потому что у школьных бригад рынок сбыта - главная головная боль руководителей. Земли много, пусть техника старая и изношенная, но даже этим ресурсом школьные бригады могли бы производить гораздо больше, чем они это делают. - С введением системы госзакупок школы оказались неконкурентоспособны, - говорит Евгений Комбаров. - Бывает так, что школьники отличный экологически чистый картофель вырастили, в пяти минутах ходьбы от школы детский сад, больница или профилакторий, где бы этот картофель взяли с радостью, и бюджетные деньги вернулись бы в бюджет. Но нельзя. И приходится школам отдавать свой урожай за копейки оптовикам. Поэтому, несмотря на все земельное богатство и желание трудиться, прибыли у школьных бригад небольшие. - На заработанные бригадой деньги купили в школу цветной принтер за 10 тысяч, - поделилась Елена Бескоровайная. - Это не роскошь - сейчас нужно не только хорошо работать на земле, но и уметь рассказать о себе, уметь презентовать свой труд - мы же на конкурсы ездим. Чемодан без ручки В Михайловском районе новочесноковской бригаде, занявшей на областном слете третье место, даже посоревноваться не с кем - она единственная. - У нас сто гектаров земли в бессрочном пользовании, техника вся есть, но она 1984 - 85 годов выпуска, - говорит руководитель бригады и директор школы Сергей Крупский. - Недавно на свои деньги комбайн купили - тоже бэушный. В этом году у нас 40 гектаров занято соей, на 40 была пшеница, да еще на 20 - овес. Не поверите, зерновые убирали пять дней, и каждый день техника ломалась. Это ж какие нервы! Во-первых, надо срочно деньги искать, а во-вторых, если деньги нашел, не так просто купить нужные запчасти. Поломки, по словам Сергея Ивановича, это одна проблема. Вторая - хочется ребятам показать новые современные тракторы и комбайны, заинтересовать их работой на земле. А то они «Бюлеры» с компьютером и кондиционером в кабине видели только по телевизору. Разве захотят они остаться в сельском хозяйстве, если техника, на которой им работать, разваливается на глазах? От бывшего совхоза осталось только три фермера, восемь разорились, да еще школьная бригада. И ни у кого нет новой техники - хоть бы ребятам показать. - Учим - да, но сделать так, чтобы им хотелось работать на земле, возможностей нет, - продолжает Сергей Крупский. - Некоторые не знают даже, что такое доильный аппарат. Я сам эту школу заканчивал. У нас школьные бригады и за телятами ухаживали, и за поросятами. Наше поколение на селе осталось, а последующие ушли. И нынешние не узнают и не полюбят сельский труд, если им сейчас не дать навыков. Проблем у бригад много. Это не только изношенная техника, но еще и налоговое бремя. Если раньше область принимала решение освободить образовательные учреждения от налога на прибыль, то сейчас школьные производители его платят по-взрослому, наравне со всеми. Но главная - отсутствие заинтересованности со стороны власти, как областной, так и местной, в том, чтобы бригады работали. - У меня ощущение, что бригада нужна только мне, - без обиняков заявил Сергей Крупский. - Если я сегодня этот чемодан без ручки положу на землю, то никто его не возьмет и не понесет. Ни село, ни район, ни область. Его поддержал мастер производственного обучения из Дмитриевки Ивановского района Александр Калуцкий: - Сколько работаем, ни разу никто не приехал из района и не посмотрел: правда ли выращиваю с ребятами картошку или, может, вру... А вдруг чужую землю пашем? Есть у руководителей бригад и вопросы по землепользованию. - 22 года землю обрабатываем, и вдруг выясняется, что мы ей пользуемся незаконно, - рассказывает Андрей Алимов, директор Ленинской школы Архаринского района. - Теперь нужно затрачивать дополнительные, причем немалые средства на оформление документов. Архаринского коллегу поддерживает Лариса Кизима, руководитель школьной бригады из Нижней Полтавки Константиновского района, оказавшаяся в схожей ситуации. - Приезжает сосед-фермер и говорит: вашей земли на карте района нет. У нас есть свидетельство на участок от 1996 года. Наши поля у нас пока не отбирают. Но как сделать, чтобы их теперь узаконить, мы не знаем. В связи с изменением земельного законодательства сегодня многие бригады оказались в сложном положении. Есть ситуации, когда у земли, на которой работают школьники, уже появился новый собственник. Раньше свидетельства на землю выдавали районные власти, но со вступлением в силу нового земельного законодательства многое поменялось. Районы не проинформировали областное министерство имущественных отношений о том, кто работает на землях сельскохозяйственного назначения. Министерство выставило все бесхозные участки на конкурс, и у них появился собственник. Конкурс, как известно, обратной силы не имеет. В Архаринском районе школе, оказавшейся невольной захватчицей чужих владений, нашли хороший неразграниченный участок, провели межевание, но процедура выделения участка не закончена. Предстоит еще много хлопот пережить, чтобы получить зарегистрированный в юстиции документ о праве бессрочного пользования землей. Вывод, к которому пришли участники «круглого стола»: нужны обучающие семинары для директоров школ. Законодательство меняется так быстро, что за ним не уследишь. Но самое главное, чего не хватает школьным бригадам, по мнению собравшихся, - внимания и заботы властей. КСТАТИ Первое, второе и третье места по итогам областного слета ученических производственных бригад заняли Великокнязевская школа Белогорского района, Дмитриевская Ивановского района и Новочесноковская Михайловского района. Бригады-победители получили по новому трактору. Всего в Амурской области работают 20 ученических производственных бригад, в ведении которых более 5 гектаров земель. И еще 40 бригад, чей земельный клин составляет от полутора до пяти гектаров. Мнения депутатов Виктор Логачев, председатель комитета по вопросам аграрной политики Заксобрания области: - Основная проблема бригад - они действуют как бы факультативно, на энтузиазме руководителей. Надо искать пути сотрудничества с сельхозпредприятиями, которые рядом. Ведь это их будущие кадры, поэтому и они должны школе помочь, это в их интересах. Но сельхозпредприятия и фермеры сами в таком состоянии, что вынуждены жить сегодняшним днем. Им пока не до перспектив. И здесь я вижу тупик в деятельности ученических производственных бригад. Елена Выдрова, председатель комитета по вопросам социальной политики Заксобрания области: - Возрождение села я вижу через школу. Неважно, кем потом станут эти дети - механизаторами, агрономами, учителями, врачами. Важно воспитать человека, любящего сельский труд и умеющего работать на земле, и создать тот костяк, который останется в селе. Область у нас сельскохозяйственная. Если мы хотим, чтобы она сохранилась, надо в первую очередь делать ставку на сельских детей. Мы и так уже не одно поколение селян потеряли.

Возрастная категория материалов: 18+