Комсомольцами построен и самый северный город Приамурья - Тында. Несмотря на то что комсомольские идеи ушли в прошлое, спустя 35 лет времена таежной романтики почти все вспоминают с ностальгией. В дни 90-летия ВЛКСМ ветераны БАМа заглянули в свою молодость и рассказали нашему корреспонденту, что им дал комсомол. Брызги шампанского с запахом тайги 27 апреля 1974 года в Кремлевском дворце состоялся 17-й съезд Всесоюзного ленинского комсомольского союза молодежи, на котором присутствовали делегаты со всех республик Советского Союза. Именно на этом съезде было принято решение отправить первый отряд комсомольцев на строительство БАМа. Предварительно были отобраны юноши и девушки с безукоризненной биографией, которые смогли бы достойно представить ВЛКСМ на стройке века. На заседание съезда будущие строители БАМа пришли уже в специально пошитой форме. - Сегодня я могу доложить делегатам 17-го съезда ВЛКСМ, родной партии, правительству, ленинскому комсомолу, что мои товарищи просят послать нас всех на Байкало-Амурскую магистраль, - сказал Владимир Мучицин, командир отряда «17-й съезд ВЛКСМ». - Закончив одну дорогу, мы стремимся начать новую - таков уж характер у транспортных строителей. И мы готовы отравиться на БАМ в любую минуту. Партия такому рвению была только рада. Поэтому сразу же после съезда комсомольцы поехали на Ярославский вокзал. Транспаранты, цветы, брызги шампанского и десятки фото- и кинокамер провожали состав с делегатами на Дальний Восток. 3 мая 1974 года поезд прибыл в Сковородино, откуда на автобусах комсомольцы приехали в поселок Тындинский. По случаю прибытия первых строителей БАМа здесь были организованы митинг и концерт. - Нас приняли очень хорошо. Нам сказали, что мы будем жить в вагончиках, а здесь специально для нас построили общежитие. Мы еще обижались, что нет романтики, -вспоминает Ахит Гишлакаев, боец отряда «17-й съезд ВЛКСМ». - Белых рубашек мы сюда не брали, потому что приехали работать, что сразу же и начали делать. - Нам было трудно. Здесь совсем другой климат, первое время были фурункулы, раны долго не заживали. Но никого эти трудности не остановили, стыдно было возвращаться обратно, - говорит ветеран БАМа Владимир Титомир. - Сомнений тогда не было, и потом, какие могут быть сомнения в 20 - 25 лет? Было желание идти напролом, а что получилось - результат перед нашими глазами: современный город в северной тайге, - доказывает Владимир Мучицин, командир знаменитого отряда «17-й съезд ВЛКСМ». ВЛКСМ с дырявой крышей После прибытия на БАМ первого отряда и широкого освещения его работы в газетах, на радио и телевидении, в местные парткомы по всей стране стали приходить сотни девушек и юношей с просьбой выдать комсомольскую путевку и отправить на БАМ. - Я окончила медицинское училище в Тульской области и подала заявку на работу в клинику Бурденко в Москве. Потом увидела по телевизору сюжет о комсомольцах в Тынде, и мне сразу же захотелось туда поехать. Пришла в партком, написала заявление, и через несколько дней комсомольская путевка была уже на руках. Собрала дома небольшую сумку с вещами, заняла у подруги деньги на билет до Тынды и поехала на БАМ, - рассказывает Надежда Смирнова. - Когда приехала в Тынду, здесь была непроходимая грязь. Устроилась в общежитие, а на следующий день уже работала в санитарном поезде. Потом мне сообщили, что моя заявка на работу в московской больнице прошла, но ехать обратно я не стала. Так, получается, я Москву променяла на Тынду. Комсомольские идеи и романтика, конечно, играли немаловажную роль, но решающее значение тогда приобретали льготы, которые правительство давало бамовцам. Северные коэффициенты, стабильное снабжение продуктами и самое главное - возможность получить автомобиль за три года притягивали многих жителей республик Советского Союза. К сожалению, для тысяч бамовцев комсомольская путевка стала дорогой в никуда. Это те, кто в середине 70-х годов по призыву партии приехал в Тынду и сегодня, спустя 35 лет, вынужден жить в разваливающихся бараках с дырявыми крышами и проваленными полами. По иронии судьбы в столице БАМа есть улица имени 17-го съезда ВЛКСМ, где стоят те самые бараки. Вряд ли бы комсомольцы допустили наличие такого памятника. - Конечно, в те годы я даже и подумать не могла, что на старости лет буду жить в трущобе без воды и с туалетом в сотнях метров от дома. Тогда мы верили, что партия нас не бросит и все самое лучшее нас ждет впереди. Оказалось, что яркие моменты жизни остались позади. Нас красиво встречали, говорили теплые слова, а что из этого получилось - вы видите сами, - показывает на дырявую крышу Надежда Смирнова, приехавшая в Тынду по комсомольской путевке. - Считаю, что комсомол меня оставил ни с чем, лучше бы я тогда осталась работать в Москве. Безусловно, остались яркие воспоминания о бамовских годах, но, к сожалению, уже ничего не вернешь. Тында без комсомола И все же большинство бамовцев считают, что без комсомола вряд ли удалось бы построить Байкало-Амурскую магистраль. Именно комсомол стал движущей силой для десятков тысяч строителей БАМа. Сегодня собрать воедино столько молодежи и отправить ее в тайгу уже не удастся, говорят ветераны. Ведь с ликвидацией ВЛКСМ в России так и не появилась организация, которая смогла бы объединить столько людей и самое главное - сподвигнуть их на грандиозные стройки. - Это было время нашей молодости, время энтузиазма, когда большинство людей ехало за туманом и запахом тайги, для того, чтобы самореализоваться. Было много интересного и в то же время трудного, но можно смело сказать: комсомольцы, приехавшие на БАМ, - люди трудового подвига. И это не просто красивые слова, - подчеркивает мэр Тынды Марк Шульц. - Комсомол - для меня это вся моя жизнь. Все самые яркие моменты связаны именно с ним. Сегодня много ругают ВЛКСМ, но нужно признать, что только благодаря такой мощной силе были построены железные дороги, города, электростанции, - рассказывает Герой социалистического Труда, ветеран БАМа Александр Бондарь. - К большому сожалению, нынешняя молодежь практически ничего не знает о комсомоле, о той удивительной атмосфере, которая витала вокруг комсомольских строек. В этом году в честь 90-летия всесоюзной молодежной организации в Тынде - городе, который был построен комсомольцами, не было никаких митингов, собраний и концертов. Но для истинных комсомольцев это вовсе не помеха: по традиции бамовские комсомольцы тесным кругом отметили годовщину образования ВЛКСМ, вспомнили молодость и помянули тех, кто уже ушел из жизни. Комсомол по-прежнему живет в душе каждого ветерана БАМа. Как говорят строители, идеи того времени нисколько не устарели и помогают все так же ярко жить и в 21-м веке. Тында. Комсомол собирает друзей Ветераны амурского комсомола вчера возложили цветы к памятнику воинов-амурцев, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне. В торжественной церемонии принял участие глава региона Олег Кожемяко. Он пообщался с представителями ветеранского движения и поприветствовал участников торжественного парада, который организовали активисты военно-патриотического движения. После этого губернатор посетил праздничный концерт «Комсомол собирает друзей». - Этот праздник дорог и памятен всем нам, кто носил комсомольский значок на стройотрядовской куртке, солдатской гимнастерке, тужурке механизатора - всем тем, кто с молодым комсомольским задором строил и создавал великую страну. Школу комсомола прошли более 100 тысяч молодых людей Приамурья. Многими из них мы по праву гордимся. В день славного юбилея комсомола я поздравляю всех, кто молод душой, кто не утратил веру в лучшее, кто живет и работает для людей. Здоровья вам, долгих лет жизни, успехов во всех ваших добрых делах на благо России и Амурской области, - пожелал глава Приамурья.
Романтики ударной стройки
ОбществоПолучить комсомольскую путевку и уехать на БАМ - в середине 70-х годов об этом мечтал почти каждый комсомолец Советского Союза. Многим удалось воплотить эту мечту в жизнь: тысячи юношей и девушек по призыву партии отправились воплощать один из самых амбициозных проектов XX века - строительство Байкало-Амурской магистрали.
Фото: Архив
Амурская правда
от 30.10.2008
Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было
Добавить комментарий
Комментарии