Российские финансовые аналитики прогнозируют возможное повышение цен на товары народного потребления в ближайшие месяцы. «АП» изучила некоторые прогнозы и решила проверить, разделяют ли их амурские предприниматели и экономисты. Вслед за долларом Мнения экспертов насчет глобального подорожания или удешевления некоторых товаров и услуг в новом году, с которыми мы столкнулись, выглядят весьма противоречиво. Самые популярные прогнозы сегодня касаются банковских вкладов, недвижимости и автотранспорта. Однако существуют и более узкие исследования. Так, например, ряд источников утверждает, что в самое ближайшее время кризис отразится на кошельках любителей товаров импортного производства. Первым делом, согласно мнению исследователей, должны подорожать заморская бытовая техника и лекарства. Затем - продукты. В том, что подорожание в первую очередь коснется самых «народных» импортных товаров, эксперты не видят ничего необычного. Доллар дорожает, и, как следствие, дорожает все, что на него покупается. Пилюли с наценкой Что касается лекарств, то, по некоторым данным, даже препараты российского производства сегодня изготавливаются на основе субстанций, ввозимых из-за рубежа. Статистика утверждает, что таких медикаментов у нас в стране более 90 процентов. Амурские фармацевты информацию о грядущем повышении цен на лекарства пока комментируют неохотно. В аптеках говорят, что пока работают на старых запасах, которые реализуют по старым ценам, а что будет дальше, зависит только от оптовиков. Представители фирм, занимающихся оптовой поставкой лекарств, предстоящего роста цен не отрицают, однако новую стоимость и названий препаратов, на которые должна повыситься цена, держат в секрете. - Подорожание лекарств действительно ожидается нами в самое ближайшее время, - подтвердил «АП» руководитель одной из фармацевтических компаний, работающих в Приамурье. - Я не готов дать полную информацию по их наименованиям, скажу лишь, что их немного и все эти препараты импортного производства. Свое - на стол! Рост цен на продуктовый импорт - еще одна перспектива, которую рисуют перед нами российские аналитики. Однако для амурских потребителей подорожание продуктов этой категории вряд ли будет иметь важное значение. Работники благовещенских дискаунтеров утверждают, что большая часть продовольствия на их полках принадлежит отечественному производителю. - В наших магазинах не так много импортных продуктов, - отмечает представитель одного из дискаунтеров сети «Авоська». - В основном это алкоголь, консервы, некоторые полуфабрикаты. Даже если цены на них существенно поднимутся, на большей части потребителей это не скажется. Скорее всего, на них упадет спрос, и придется либо сократить их поставки, либо заменить чем-то другим. Впрочем, четких прогнозов относительно поведения «питательных» цен работники дискаунтеров не дают, также ссылаясь на начальную цену производителей и поставщиков той или иной продукции. Как правило, о том, что из продуктов «вырастет» и насколько, поставщики уведомляют продавцов розничной сети в письменном виде заблаговременно - минимум за 14 суток. Пока, по словам работников супермаркетов, уведомлений о серьезном подорожании не было. Дело техники Представители компаний, специализирующихся на продаже бытовой техники, в своих ожиданиях также весьма оптимистичны. - Я не думаю, что в ближайшем будущем произойдет серьезное повышение цен на наш товар, - полагает руководитель одного из благовещенских магазинов сети «В-лазер». - Во всяком случае, ни из нашего головного офиса, ни откуда-либо еще такой информации не поступало. Наоборот, сеть, как всегда, готовится к новогодним скидкам. Готовятся и покупатели: во второй половине ноября в торговых залах традиционное затишье. Однако не стоит забывать, что бытовая техника, как и любой другой товар, ввозимый из-за рубежа, реагирует на курс доллара. Поэтому и у нас, и у наших коллег в течение года всегда наблюдается «гуляние» цен. Часто небольшой разброс бывает при приобретении разных партий одного товара. Это абсолютно нормально и практически незаметно для покупателя. Однако если вдруг рубль резко обесценится, сложно спрогнозировать, что случится дальше. Под прикрытием кризиса Между тем громкие термины «экономический кризис» и «падение рубля» некоторые предприниматели сегодня используют в целях получения сверхприбыли. В отдельных магазинах областного центра резко выросли цены. Так, в одном из мебельных магазинов цены на корпусную мебель «взлетели» на 70 процентов. Несколько отделов, специализирующихся на торговле шубами, подняли цены на свой товар на 40 - 50 процентов. Объяснение для клиентов было одно: грянул мировой кризис, и цены взвинтили поставщики. Менеджер одного из сети мебельных салонов Ирина Савельева уверена: цены не взвинчивал никто, кроме самих продавцов. Прикрываясь мировым кризисом и пользуясь ажиотажем по этому поводу, предприниматели просто решили подзаработать. - Я точно могу сказать, что с августа - сентября большинство российских производителей мебели, с которыми работают многие фирмы города, цены не повышали, - отмечает Ирина. - Более того, зарубежные поставщики также держат цены. Москва, Рязань, Саратов поставляют свой товар без дополнительных накруток. Стабильной ценовой политики пока придерживаются Италия, Швейцария. Отсутствие причин для резкого подорожания товаров народного потребления отмечают и в амурском министерстве экономического развития. - Цены привязаны к инфляции, - комментирует замминистра Андрей Конюшок, - не думаю, что есть еще какие-то мотивы для того, чтобы их резко повышать. Особенно сейчас, когда, наоборот, прогнозируется понижение потребительского спроса. Средний уровень инфляции, по словам работников областного минэкономразвития, в будущем году достигнет 15 - 18 процентов. Это должно привести к падению покупательской способности населения, а значит, и к стабилизации цен на товары, которые не считаются товарами первой необходимости. КСТАТИ В Приамурье подорожали колбаса и билеты в кино По данным Амурстата, к началу ноября в области не наблюдалось существенного роста цен на продукты по сравнению с прошлым месяцем. Самое большое повышение коснулось смесей для детского питания. Они выросли в цене на 3,8 процента. Дороже стали обходиться амурчанам колбасные изделия. Вареная колбаса поднялась в цене на 1,8, а полукопченая - на 1,7 процента. Более ощутимо выросли цены на некоторые виды услуг, оказываемых населению. За телефонную связь амурчане теперь платят больше на 11,7 процента, за регулировку развала-схождения в автомастерской - на 11,1 процента. Билеты в кино подорожали на 5,3 процента.