Премьера - 19 декабря, сейчас в театре полным ходом идут репетиции, в перерыве между ними режиссер ответил на вопросы журналиста «АП». - Сергей Григорьевич, почему вы посчитали именно драму Лермонтова с трагической развязкой подходящей для юбилея пьесой? - 125 лет - не просто областному театру драмы, это юбилей традиционного русского психологического театра. Поэтому мы вместе с директором театра Татьяной Федоровной Бединой совместно пришли к решению, что это будет «Маскарад». Возможно, совпало наше ощущение той среды, в которой живет человек ХХI века. Лермонтов так же естественно звучит сегодня, как звучал вчера и много лет назад. Он написал пьесу совсем мальчишкой, но есть ощущение, что автор - много проживший мудрец. Пушкин все время для театра закрывает лик Лермонтова. Но мне кажется, что писатель забыт театром незаслуженно. - Для режиссера важно самовыражение. Кого в спектакле будет больше - Лермонтова или Болдырева? - Думаю, что там будет достаточно и Лермонтова, и Болдырева, и всего, из чего состоит мироздание. В свое время Николай Бурляев снимал фильм про Лермонтова и в одном интервью сказал: мы попытались дотянуться до подошв гиганта. Если до подошв - тогда лучше работать сапожником. Нельзя быть с классиками ни на дружеской ноге, ни смотреть на них снизу вверх, как на глыбищи. Это неестественно. Классики - наши современники. Удаленность по датам и удаленность в духовном смысле - разные вещи. Мы сегодня превратили жизнь в глянец, чужеродная нам жизнь входит в Россию. Разве это не «Маскарад»? Но у нас другая история, другое пространство, где люди, проходя через страдания, вырабатывали тот культурный слой, который, как озон, расстилался по всему земному шару. И грех нам забывать то наследие и превращать наш русский традиционный театр в подобие западного. Нельзя свое наследие забывать. - Вы что-то меняли в пьесе? - По большому счету - нет. Естественно, я делал некоторые сокращения, но несущественно. Пьеса совершенна в этом смысле. Я привнес сценическую редакцию, которая заложена в пьесе Лермонтова. Это моя история на тему любви и ревности. От пушкинской фразы «над вымыслом слезами обольюсь» нам не уйти - вымысел должен быть. Конечно, понимая, что повсеместно нарождается клиповое сознание, я попытался соединить высокие порывы души с абсолютной театральностью, зрелищем. Я понимаю, что зритель должен не только ощущать, но и видеть. - Одну из мужских ролей у вас играет женщина... - У многих было недоумение, когда на роль Неизвестного я назначил актрису Анну Радецкую. Для мужчины смерть, судьба имеют женское начало при мужском силуэте. Когда мы свою судьбу насилуем, отторгаем, продаем, она рано или поздно, обиженная, явится для возмездия. Если надругались над судьбой, которая дарована свыше, так чего ж мы ждем в конце пути? Рано или поздно каемся: да мне бы вернуть то время, да я бы... Ничего не бывает потом, друзья мои, все сейчас, здесь. - Как вам работается с амурскими актерами? - Театр талантлив, мне кажется, если ему помочь - и театр сможет достойно войти не только в страницу российского театра, но и европейского. Я безумно полюбил ваш театр, это тот случай, когда мне сочинялось здесь легко и свободно. Красивый город, красивый театр - благодатное место. Спасибо этому городу, что он позволил мне сюда войти вместе с Лермонтовым. И дай Бог, чтобы это почувствовал зритель. В спектакле заняты: заслуженный артист РФ Роберт Салахов, заслуженный артист Бурятии Юрий Роголев, артисты Анна Радецкая, Виталий Гончарук, Максим Клепанов, Александра Аверьянова, Юлия Стафиевская, Ольга Васенина, Елена Грачева, Константин Таванцев, Олег Бойко, Илья Адамович и другие.