Включая свет в своей квартире, мы и не подозреваем о том, какие препятствия возникают порой для того, чтобы он загорался. Случайными свидетелями одной из таких внештатных ситуаций стали корреспонденты «АП». Эксклюзивная авария На подстанцию в районе Астрахановки вместе с оперативно-выездной бригадой (ОВБ) «Амурских электрических сетей» - Евгением Зачиняевым, Константином Черненко и мастером ОВБ Вадимом Шевцовым - мы отправились для того, чтобы сделать репортаж об их повседневной работе. Ведь большинство из нас интересует лишь наличие тока в розетках, а то, чем занимаются представители энергетических профессий, как правило, остается за кадром. По пути на объект Вадим Шевцов рассказывает о целях нашего выезда. - Сегодня на подстанции будут проводиться плановые работы, - поясняет Вадим Валентинович. - Сотрудники бригады отключат одни фидеры и переведут с них нагрузку на другие, для того чтобы потребители не оставались без света, пока на линии будут проводиться работы. Подобные переключения на разных подстанциях совершаются регулярно - это позволяет обеспечивать бесперебойную работу сетей. На подъезде к подстанции цель поездки неожиданно меняется. Огромный самосвал, возникший на пути нашего уазика, превратил рядовой «мирный» выезд в работы по срочной ликвидации аварии. Остановившись в нескольких метрах от грузовой машины, бригада в полном составе выпрыгнула из уазика и оживленно замахала руками водителю самосвала. Не сразу сообразив, в чем дело, бегу следом и замираю в ужасе: поднятый кузов машины зацепил высоковольтную линию и начинает медленно опускаться, вытягивая за собой опасный провод. «Стой! Остановись! Не опускай кузов!» - раздаются взволнованные крики работников ОВБ. Среагировав на появление людей в спец-одежде, водитель подчиняется и глушит мотор. - Не подходите близко, - предостерегает нашего фотокора Вадим Шевцов. - Земля на расстоянии 8 метров вокруг самосвала под напряжением, внутри этой линии напряжение 10 киловольт. Похоже, водитель этого даже не предполагает, иначе не стал бы сваливать мусор прямо под опору. А если бы мы случайно не застали его «на месте преступления», мог бы вообще разорвать провод кузовом и уехать, если бы током не ударило. Теперь вызволить его из собственноручно поставленного капкана могут только наши коллеги из оперативно-ремонтной бригады. О случившемся работники ОВБ немедленно докладывают в диспетчерскую службу и возвращаются в машину. Теперь, когда ремонтники уже готовятся к выезду, а водитель осознал серьезность всей ситуации и никуда не денется с места происшествия, можно ехать на подстанцию. Электрическое сердце Неприметный железный «домишко» на территории подстанции - ее сердце. Здесь находится система управления тем самым электричеством, которое получают потребители. Специальные шкафы с электронным оборудованием, расположенные в два ряда, регулируют напряжение в сетях, распределяют энергию по многочисленным проводам и выдают показания для энергетиков. Выключатель, отвечающий за участок, на котором произошла авария, сработал автоматически. Напряжения в проводе, который зацепил самосвал, уже нет. - Фидер отключен, теперь нашим сотрудникам нужно провести еще некоторые манипуляции с оборудованием, для того чтобы обеспечить технику безопасности для оперативно-ремонтной бригады, - отмечает Вадим Валентинович. - Это займет около получаса. Также ОРБ переведет вынужденно отключенных потребителей на другие источники питания. Ребята останутся здесь до тех пор, пока все работы на подстанции и на линии не завершатся, а затем будут все подключать. Аварии, подобные той, свидетелями которой мы стали, происходят, по словам мастера, нечасто. Краны, самосвалы и другая техника, которая работает вопреки правилам безопасности, становятся причиной повреждений на линиях примерно раз в полгода. В остальное время экстренные выезды ОВБ, как правило, связаны с «травмами», которые наносит проводам непогода. - Смена длится 12 часов, - рассказывает о своей работе Евгений Зачиняев. - Бывает, за это время приходится «наматывать» до 200 километров. Аварии ведь случаются и днем и ночью, так что, если надо, трудимся без сна и отдыха. Над устранением неполадок и организацией плановых работ на линиях большая семья оперативно-выездных бригад работает плечом к плечу с коллегами из оперативно-ремонтных бригад и сотрудниками диспетчерской службы. Сегодня ОРБ предстояло восстановить целостность провода, освободить водителя самосвала и передать его в руки подоспевших на аварию работников ГАИ. Диспетчеры же руководили всеми работами из специально оснащенного пункта, расположенного в центральном здании компании. Мы оставили «оперативников» доделывать свою работу на подстанции и отправились в диспетчерскую. Таинственные дирижеры Просторная комната с необычными стенами, утыканными мелкими лампочками и испещренными схемами, вызвала ассоциацию с центром управления полетами. Посредине комнаты за столом два диспетчера одновременно отвечают на звонки, справляются с компьютерной программой и управляют данными на стене-схеме. Отвлекать разговорами диспетчеров запрещено, поэтому об их работе нам рассказывает начальник диспетчерско-информационной службы Евгений Соловьев. - Диспетчер получил информацию по телемеханике об отключении фидера 18, - комментирует хронологию аварийных событий Евгений Владимирович. - С подстанции пришел аварийно-предупредительный сигнал. Диспетчер отправил туда оперативно-выездную бригаду Благовещенского района. Она на месте определила, где произошло отключение, сообщила параметры в диспетчерскую. Затем работники нашей службы устанавливают потребителей, которые в данный момент оказались отключенными от электроэнергии, и определяют источники их временной запитки. Далее на ремонт высылается ОРБ. Диспетчеры выдают разрешение на производство работ и их завершение, контролируют каждый шаг, и вообще все, что происходит в сетях. Чудо-схема на стене носит название «мнемощит». На ней, по словам руководителя службы, отображены все подстанции и линии, которые их соединяют. Есть на схеме и выключатели, так что, ориентируясь по мнемощиту, работники службы имеют полное представление о том, что, где и как в данный момент работает. Поэтому, когда в диспетчерскую  дозваниваются люди, у которых погас свет, диспетчеры всегда знают, чем вызвано недоразумение и когда оно будет устранено. Словом, повелители света.