По заверению многих экспертов, в предстоящем году в фаворе будут бычьи конкуренты — медведи. Они продолжат ставить на понижение и продавливать ко дну цены на нефть. Но будем надеяться, повод для оптимизма найдется и символ наступающего года отвоюет свои позиции: забодает медведей и направит рынки вверх. Помимо символичных ассоциаций, новогодняя тематика позволяет еще раз взглянуть на влияние предпраздничной кутерьмы на экономику. Уже не раз говорилось о плюсах декабрьского бума продаж. Подсчитано, что к Новому году товарооборот увеличивается в 1,5—2 раза, распродается залежалый товар, увеличивается оборачиваемость денег в стране. С другой стороны, следующие 10 дней каникул грозят охладить всю деловую активность. Более того, в кризисное время такая 10-дневная национальная остановка способна напрочь «заморозить» экономику. Сектор домохозяйств впадает в своеобразную спячку, даже те, у кого есть средства, отправляются за рубеж, увозя с собой спасительные капиталы. Реальный и финансовый сектора также пребывают в рождественском отпуске. Таким образом, по подсчетам экспертов, Россия теряет от 700 млрд. рублей (данные 2008 года) за новогодние каникулы. Более того, подаренные дни отдыха, согласно российскому законодательству, оплачиваются работодателем. Конечно, у населения появляется больше поводов для праздника, ведь застолье оплачивается не из их кармана. Зато у предприятий в январском балансе доля затрат по графе ФОТ в общем объеме расходов бьет все рекорды. Эти государственные «подарки» наводят на мысли о целесообразности таких «дорогих» выходных. Хотя наши новогодние каникулы заимствованы у западных рождественских, за рубежом дни отдыха приходятся на последние дни декабря. Кроме того, основные распродажи проходят после Рождества и длятся весь январь, когда цены на товары падают на 30—50, а то и 80%. Происходит своеобразный взаимозачет активности покупателей в пассивные послепраздничные дни. Так, например, по данным газеты Herald Sun, австралийцы потратили 8,36 млрд. австралийских долларов на рождественские подарки в 2008 году. При этом на следующий день после Рождества, когда начинался сезон распродаж, жители Австралии совершили покупок, по предварительным оценкам, на 5,5 млрд. долларов и другие 9 млрд. будут потрачены в первые две недели 2009 года. Рассуждая дальше о новогодних тратах, стоит задуматься об эффективности такого одновременного празднования Нового календарного и финансового года в России. Взять, к примеру, опыт других стран, в которых «перегрузка» бюджетной системы и головная боль бухгалтеров и финансистов смещены на другое время. В Великобритании, Канаде, Японии, Индии, Гонконге финансовый год начинается 1 апреля, а правительство Австралии начинает его 1 июля. Но есть что-то русское во всей этой всесторонней суматохе перед главным праздником года. И благодаря нашим традициям тысячи продавцов отдыхают на следующий день после торжеств, а не спешат обслуживать толпы клиентов, да и остальные трудоголики принудительно отдыхают от мира информации на 10 дней. За принудительный отдых, дорогие читатели! С наступающим новым годом!

Возрастная категория материалов: 18+