Прежняя система превращала учителя в «урокодателя» (чем больше уроков он даст, тем больше денег получит) — новая направлена на повышение качества знаний. Чем лучше результаты учеников, тем выгоднее это для учительского кошелька. Денежный вопрос — очень щепетильный, и не везде новая система приживается легко. В особенностях внедрения НСОТ в отдельно взятой школе разбирался журналист «АП». Голая правда о «голой ставке» С 1 сентября 2008 года школа села Волкова Благовещенского района перешла на НСОТ. В школе учатся 211 детей, средняя наполняемость классов — 14 человек. Казалось бы, не самая маленькая в области школа, не самый дешевый должен получиться «ученико-час». Тем не менее переход на НСОТ посеял в рядах педагогов панику: кто работает, как прежде, потеряли в оплате 2—4 тысячи рублей, а у тех, у кого выросла нагрузка, допустим, на 25%, зарплата поднялась всего на 7%. «Где же логика и заверения о том, что при НСОТ условия жизни педагогов не станут хуже?» — написали в письме в редакцию «АП» возмущенные учителя. Выяснять, почему страдают педагоги, в сельскую школу отправился министр образования и науки области Сергей Степанов. Первое, что отметил министр: субвенция из областного бюджета, поступающая в школьную кассу, не уменьшилась ни на рубль. Более того, с января зарплата увеличилась на 10%. То есть фонд оплаты труда не урезан ни на копейку. А уж как распорядилась этим фондом школа и почему оказались обиженные, в этом еще предстояло разобраться. Если раньше зарплата начислялась согласно ЕТС, в зависимости от категории педагога и количества уроков, то теперь все иначе. Сейчас зарплата учителя складывается из так называемой «голой ставки», которая рассчитывается в зависимости от количества учеников в классе и проведенных уроков, а также категории сложности предмета, и стимулирующих выплат. — «Голая ставка» не должна быть меньше, чем прежняя, которая устанавливалась при ЕТС, — подчеркнул в разговоре с администрацией школы Сергей Степанов. — Но конечная зарплата, с учетом стимулирующих надбавок и компенсационных выплат, может отличаться существенно. В результате проверки специалистами областного мин-обрнауки, выяснилось, что в волковской школе при переходе на НСОТ действительно материально пострадали четыре педагога. Их «голая ставка» в связи с тем, что предметы разной сложности оплачиваются по-разному, уменьшилась, и эти учителя потеряли от 600 до 1150 рублей в месяц. Эту ошибку и директор школы, и районное управление образования признали и пообещали немедленно устранить. Премия за науку в 1-м классе Вторая составляющая учительской зарплаты — компенсационные и стимулирующие выплаты. Компенсационные выплаты идут в ход, например, когда в классе всего 1 ученик. Такой класс в волковской школе есть — 10-й, точнее, единственная десятиклассница. И справедливое возмущение педагогов вызывает тот факт, что за урок в этом классе и подготовку к нему учитель получает всего-то 3 рубля 53 копейки (такова стоимость одного «ученико-часа»). Но в Волкове почему-то решили компенсировать учителям не обучение единственной ученицы, а проверку тетрадей и содержание кабинетов. — У вас что, каждый день учитель улучшает кабинет? —поинтересовался Сергей Степанов. — Он его один раз оформил и спокойно работает, а вы ему каждый месяц сделанную когда-то однажды работу оплачиваете. Вы объявите конкурс на лучшее оформление кабинета и раз в месяц поощряйте лучших — это будет понятно. Проверка тетрадей раньше педагогам оплачивалась отдельно, в Волкове эту традицию решили продолжить и при НСОТ. Но сейчас все предметы поделены на категории в зависимости от сложности. — Почему русский язык и история попали в разные категории? Потому что русовед завален тетрадками, а историк нет. Физик готовит к уроку приборы и материалы, чтобы проводить эксперименты, химик моет пробирки и колбы после уроков. Объем работ у учителей изначально разный, и это уже заложено в их оплате, — пояснил Сергей Григорьевич. По логике НСОТ, распределением стимулирующих выплат занимается управляющий совет школы. Эти выплаты в качестве поощрения ежемесячно назначаются педагогам, чьи ученики добились каких-либо успехов (хорошо сдали ЕГЭ, отличились на олимпиадах или соревнованиях, победили в школьных конкурсах разного уровня, в общем, добились результата). Из дальнейшего разговора министра с администрацией школы становилось ясно — с вопросом, что именно нужно стимулировать, здесь тоже полная путаница. Например, педагогов поощрили всех без исключения за подготовку к школьной научно-практической конференции. Даже учителей начальных классов, включая первый. — Это вообще нонсенс, — возмутился министр образования. — Поощрять за конференцию, которая еще когда-то будет — это явно формальный подход. Если бы по результатам конференции, я бы еще понял. А так, сложилось ощущение, что просто не знали, как списать деньги. Налицо уравниловка, от которой мы хотим уйти. Если все получают одинаково, НСОТ не работает. 500 рублей — разве это премия? Стимулирующая часть фонда оплаты труда Волковской школы составляет 39 тысяч рублей в квартал. «Если поделить только на педагогов, то получится по 500 рублей на каждого. Несерьезно, — возмущались учителя. — Но ведь в школе работает гораздо больше людей — кроме 23 учителей, это водитель, секретарь, библиотекарь, замдиректора по АХЧ, рабочий, социальный педагог-психолог, ответственный за питание детей, 3 работника столовой, 2 сторожа и 4 сотрудника технического персонала — всего 41 работник. Этот фонд распределяется между всеми работниками школы. Такое «стимулирование» труда совсем не стимулирует, а, наоборот, убивает всякое желание работать». Почему мало денег остается на поощрение за хороший результат? Нашли ответ и на этот вопрос. — Главный в школе сегодня — учитель, тот, кто дает уроки, остальные — вспомогательный персонал, который сопровождает и обслуживает учебный процесс, — объясняет Сергей Степанов. — По штатному расписанию на ставку педагога дается 53% ставки персонала, то есть тех, кто непосредственно не учит, должно быть в два раза меньше, чем учителей. По нормам государства считается, что этого достаточно, чтобы обеспечить учебный процесс. На 23 учителя сопутствующего персонала должно быть 10 человек, а у вас вдвое больше. Они и оттянули на себя учительскую зарплату. — Мы на профкоме решили оставить всех, никого не стали сокращать, — говорит директор школы Татьяна Мулявко. — Пожалуйста, — разводит руками министр. — Некоторые еще и дворников в штат берут, и строителей. Ваше право. Но деньги отпускаются государством из расчета, который я только что озвучил. Как вы их распределите — решайте сами. Проблемы у всех общие О том, что переход на НСОТ в школах области не проходит гладко, свидетельствуют и письма в редакцию, и разговоры с педагогами. Волковская школа не исключение. С сентября в областное министерство образования и науки поступило около двух десятков тревожных обращений из разных школ, по которым выезжали разбираться специалисты. Область защитила комплексный проект модернизации образования (КПМО) и третий год получает грантовую поддержку. В 2009 году Приамурье получит грантовую субсидию в размере 120 млн. 362 тыс. рублей, они будут направлены на ремонт школ и обновление оборудования. В том, что системе образования Приамурья эти деньги не лишние, никого убеждать не надо. Но одно из условий КПМО — переход на новую систему оплаты труда. А с этим не везде гладко. — Мои посещения районов показывают, что переход на НСОТ везде проходит по-разному, — говорит министр образования и науки области. — Бросается в глаза, что многие педагоги не уяснили идеологию новой системы. Мы отработали ее на уровне руководителей муниципальных органов управления образования, довели до директоров школ, но совершенно не поработали с самым главным человеком — с учителем. Большинство педагогов этой идеологии не поняли. Не поняли руководители школ и профсоюзные комитеты, что правила игры — распределение стимулирующего фонда оплаты труда, компенсационных выплат — право исключительно самой школы, в зависимости от того, какие она поставила себе приоритеты. Они разрабатывают нормативные документы и платят педагогу за то, чего он достиг, за конечный результат. Следующая проблема в плоскости социальной психологии — разные педагоги будут получать разную зарплату. Видимость работы одинакова: все пришли в начале дня в школу, все провели 16—18 уроков в неделю, но результат обучения у каждого будет разный. Теперь и зарплата тоже — она может отличаться в полтора, два или даже три раза. Она зависит от качества работы. Это сложно понять и принять. Тем более что сделана ставка на творчески работающего молодого педагога. И сложно принять коллективу, что молодой педагог, который всегда получал в два раза меньше пожилого, стал получать наравне. К этой психологической проблеме наш учитель оказался не готов. — Мы находимся в поиске, — продолжает Сергей Степанов. — Жаль, что Благовещенский район вступил в эту систему позже. Жаль, что все два года, пока в пилотных территориях этот опыт обкатывался, они стояли сторонними наблюдателями и не работали с педагогами, не готовили нормативные документы, не обсуждали на педсоветах. Работа велась на уровне управленцев, а рядовой учитель сидел и ждал — а вдруг рассосется? Но обратной дороги нет. Благовещенский район.

Возрастная категория материалов: 18+