Рынок одного покупателя
Лесной бизнес сегодня становится убыточным. Виной тому высокие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы, которые препятствуют продвижению на внутренний рынок страны, и падение экспортных цен, которые фактически диктует Китай.
— В 2008 году отмечается снижение объемов заготавливаемой древесины по сравнению с предыдущими периодами, что обусловлено падением цен на экспортируемую продукцию, наиболее резко проявившимся в последнем квартале 2008 года. Не в последнюю очередь повлияли мировой финансовый кризис и ожидания введения экспортных пошлин с начала 2009 года, — отметил и. о. начальника управления лесного хозяйства области Алексей Венглинский.
По данным Амурстата, в прошлом году объем лесозаготовок составил 1,2 миллиона кубометров, что почти на 30% ниже уровня 2007 года. Для сравнения: до 1990 года объем заготовок древесины ежегодно не опускался ниже 6 млн. кубометров. Количество предприятий, занятых в лесной отрасли в 2008 году, снизилось на 20% — до 250.
В основном амурские лесопромышленники ориентируются на экспорт, но в прошлом году цены на их продукцию снизились. Средняя цена на вывозимую древесину по итогам прошлого года составила около 90 долларов за кубометр, притом что на начало 2008 года она была в районе 100 долларов. При этом наибольшая цена была отмечена при поставках лесопродукции в Японию — 107 долларов за кубометр, а наименьшая в КНР — 91,5 доллара. Проблема в том, что сегодня существует рынок «одного покупателя», который и диктует цену. Более 95% амурской древесины экспортируется в Китай. На долю КНДР приходится всего 3%, Японии — 0,8% (хотя еще 3 года назад было более 30%), на Гонконг и Тайвань и того меньше. Особо ощутимой для представителей лесного бизнеса стала потеря японского рынка сбыта древесины. Японцы, опасаясь того, что у нас в 2009 году повысятся экспортные пошлины, переориентировались на США и Канаду, в которых нет экспортных пошлин.
Пошлины и тарифы душат лесной бизнес
Лесная отрасль приносит немалые доходы в региональную казну. В 2008 году резко снизилось число арендуемых участков и уменьшилась собираемость начисленных арендных платежей. Если в 2007 году областной бюджет недополучил лишь 9% от планируемых поступлений, то в прошлом — почти 60%. По словам представителей лесного бизнеса, проблемы усугубляются и тем, что реализовать древесину на российском рынке практически невозможно, хотя спрос со стороны некоторых регионов есть.
— Я 46 лет работаю в лесной отрасли, и впервые за всю историю мы дошли до такого низкого показателя по заготовке древесины, — говорит председатель совета директоров ЗАО «Туранлес» Николай Сарнавский. — В прежние времена один только «Тындалес» заготавливал в три раза больше, чем вся область сейчас. Сегодня многие российские регионы хотят покупать наш лес, но из-за высоких тарифов это становится просто нерентабельно.
Например, стоимость перевозки круглого леса до Москвы составляет 95 тысяч рублей за вагон, стройматериалов — около 115 тысяч рублей. За последние 5 лет железнодорожные тарифы выросли в 3,5 раза, поэтому наш лес на западном рынке страны не сможет конкурировать по цене. Кстати, для сравнения, стоимость перевозки угля по железной дороге дешевле перевозки древесины более чем на 30%. В общей сложности железнодорожный тариф составляет 35% в структуре себестоимости.
— Наша главная проблема – куда сбыть лес, — считает и генеральный директор ООО «Мостоотряд-Т» Александр Гордеев. — В прошлом году из-за разговоров о повышении пошлин многие прекратили заготовку леса. Сегодня круглый лес все-таки возвращается на рынок, но японский рынок мы потеряли навсегда. Если раньше мы продавали японцам лес по хорошей цене, то сейчас они переориентировались, остался один Китай, который выдвигает свои условия.
Выход из этого положения я вижу такой — сформировать областной заказ в строительной отрасли. Сегодня есть программа социального развития села, которая предусматривает строительство жилья в сельской местности. Мы, например, могли бы строить деревянные дома по цене 12 тысяч за квадратный метр, это решило бы проблемы и в лесной, и в строительной отрасли. Еще бы нас в какой-то мере поддержало неповышение платы за аренду лесных участков, хотя бы на какое-то время.
Самые большие трудности, связанные с невозможностью реализовать заготовленную древесину на экспорт, нас ожидают с 2010 года. Если сегодня таможенные пошлины составляют 25% от декларируемой стоимости лесопродукции, но не менее 15 евро за куб, то с 1 января 2010-го они составят 80%, но не менее 50 евро за кубометр.
Проблемы соседей в нашу пользу
По замыслу российских властей, повышение пошлин на экспорт древесины должно стать стимулом для переориентации на ее глубокую переработку. Однако не все лесопромышленники с этим согласны.
— 2008 год стал переломным и убыточным для лесной отрасли, — считает генеральный директор ОАО ЛПК «Тындалес» Павел Сероштан. — Причина одна — введение пошлин, от которых пострадали лесозаготовка и даже деревообработка, на которую возлагали надежды. Дело в том, что создание таких производств требует 3—4 года, а работать все это время на таких пошлинах невозможно. Не учитывается и региональный аспект. На Дальнем Востоке нет такой истории деревообработки, как на западе страны. Есть, конечно, отдельные производства, но в европейской части России это больше развито, там легче организовать такое производство.
Состояние деревообрабатывающей отрасли в Приамурье, по оценке специалистов, характеризуется глубоким падением объемов производства, сокращением мощностей и финансовой нестабильностью. Предприятия, занимающиеся глубокой переработкой древесины, выпускающие широкий ассортимент изделий деревообработки, отсутствуют. В основном ведется первичная переработка. Кроме выпуска незначительного количества пиломатериалов европейского стандарта, которым занимаются ООО «Мост», ЗАО «Туранлес», другой продукции лесопереработки в области нет.
— Я считаю, что у нас все-таки есть возможность без больших затрат поднять лесную отрасль, а для этого нужно использовать трудности, с которыми столкнулись наши соседи, — выступил с предложением генеральный директор ООО «Ассоциация «Союз-лес» Николай Кирпа. — От китайцев сегодня есть масса предложений. Они готовы сюда поставить пилорамы, погрузчики и прочее, чтобы переработать наш лес. Этих заказов хватит, чтобы тот миллион кубометров, который мы заготавливаем, переработать. Также в Китае можно открыть свое представительство или биржу. Несколько лет назад в Харбине я встречался с представителями Омской области, которые уже более 5 лет продают свои пиломатериалы в Харбине. Благодаря этому мы сможем получить даже дополнительные 10 долларов прибыли с кубометра. Для этого нужно создать государственное унитарное предприятие или в составе ГУП «Агро» создать отдел, который предоставит заготовителям свои услуги, и, думаю, это будут более выгодные условия, чем предлагают китайские перекупщики.
— Наша задача — минимизировать негативные процессы, которые происходят в нашей лесной промышленности, и поддержать ее, особенно сейчас, в период кризиса, чтобы отрасль, которая насчитывает десятки тысяч работающих и приносит доходы в областной бюджет, оставалась стабильной, — резюмировал губернатор области Олег Кожемяко.
Государство поможет
Уже утверждены заявки на реализацию инвестиционных проектов, предполагающих строительство в Приамурье заводов по производству фанеры, а также по возведению домов из пенобруса. Однако привлечение денежных средств сегодня затруднено в связи с финансовым кризисом. Тем не менее губернатор поручил министерству экономического развития запросить официальную информацию у банков о кредитовании предприятий лесной промышленности, чтобы разработать антикризисные меры господдержки, направленные на субсидирование процентных ставок по кредитам. Кроме того, готовятся предложения по корректировке областного законодательства по размещению госзаказа, а также о временном фиксировании размера арендной платы для лесозаготовителей.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии