Таможенники ясно дали понять: никаких послаблений «челнокам» больше не будет.Таможенники ясно дали понять: никаких послаблений «челнокам» больше не будет.

Но конструктивного разговора не получилось — таможенники ясно дали понять: никаких послаблений «челнокам» больше не будет. Во что выльется этот конфликт и по кому ударит новая политика таможенников?

Старый закон, новые порядки

Как заявили на встрече представители благовещенской таможни, никаких притеснений предпринимателей не было и нет. Все в рамках закона.

— Таможня действует в соответствии с законодательством РФ. Существующие правила едины для всех субъектов, — напомнил присутствующим помощник начальника благовещенской таможни Владимир Шабельский. — Мы обеспечиваем безопасность наших граждан: 362 тысячи квадратных километров — под полной ответственностью благовещенской таможни. Мы отвечаем за перемещение товара, транспортных средств, физических лиц. Никаких точек соприкосновения сегодня мы не найдем. Сотрудники нашего ведомства как стояли, так и будут стоять на соблюдении таможенного законодательства на всей территории области.

Почему несколько лет подряд на то же самое законодательство благовещенские таможенники смотрели сквозь пальцы и «челноки» беспрепятственно проходили через пассажирский пункт пропуска, Владимир Шабельский так и не ответил. Добавил лишь, что пора переходить к цивилизованной торговле, пополнять внутренний рынок сертифицированным, а не контрафактным товаром.

— Все, что вы сказали, это «вуаль». Вы конкретно ответьте, каким образом должен предприниматель, торгующий в нормальных торговых центрах, таких, как ярмарка или Мега, перевозить свой товар? — возмутилась одна из присутствующих предпринимательниц. — Все, что мы привозим, мы отдаем здесь на сертификацию. А китайцы на огромных площадях, такого нет ни в одном городе, торгуют барахлом без всяких сертификатов. Но их груз беспрепятственно попадает на нашу территорию.

За проволочки заплатит потребитель

В отличие от пассажирского пункта пропуска, где по пустым залам разносится эхо, на грузовой таможне аншлаг. Как говорят предприниматели, китайцы огромными партиями завозят в Приамурье свой товар. Баулы наших «челноков» стоят в очереди на растаможку по несколько суток. Сезонный товар теряет актуальность, и предприниматели несут огромные убытки.

— Мы не против работать в правовом поле и готовы платить налоги, — говорит председатель Союза предпринимателей Благовещенска Анатолий Телюк. — Мы готовы ввозить товар через склад на грузовой таможне, но в том случае, если будет налажена нормальная работа. Если оформление документов не будет занимать десять дней. Для малого бизнеса, который считает часы, эти проволочки смертельны. Речь идет о выживании, а не о сверхприбыли. Мы все помним, как на грузовой таможне гнили фрукты. Когда ваша служба будет мобильной?

Вопрос, кто компенсирует убытки предпринимателей, повис в воздухе. Представители таможни, взяв на вооружение таможенный кодекс, крепко держали оборону. Но ответ и так ясен. Очередная война за цивилизованную торговлю ударит по карманам рядовых амурчан. «Челноки» не скрывают, что вскоре цены на товары могут повыситься.

— На настоящий момент еще не решено, как мы будем работать, — говорит предпринимательница Ирина Анатольевна. — Вполне возможно, что будем возить товар через пункты пропуска соседних регионов. Например, насколько нам известно, уссурийская таможня стала нормально работать с теми, кто пересекает границу. У нас же очень долго идет оформление багажа через склад. По-моему, таможенники сами до сих пор не знают, каким образом оценивать этот товар. Мы же мелкорозничные торговцы и везем не тысячами килограммов, а мелкими партиями. Мы пытаемся привезти людям вещи, которые более-менее устроят их по стоимости. И в такое тяжелое время таможня решила навести порядок, стала чинить препятствия малому бизнесу. Конечно, в какой-то мере все это ударит по потребителю. Цены на товары вырастут.

«Шмон» — как форма контроля

Как рассказывают предприниматели, на пассажирском пункте пропуска творится полный таможенный беспредел. Вплоть до обыскивания карманов. Если раньше группа туристов проходила таможенный досмотр за 15—20 минут, то сейчас приходится стоять по полтора часа.

— Как у руководителя туристической организации, у меня, честно говоря, есть опасения, что под удар попадут наши туристы, — комментирует гендиректор фирмы «Амуртурист» Екатерина Тушминская. — Я полагаю, что план по сбору таможенных пошлин и налогов не будет снижен из-за ограничений для «челноков». А заплатить придется амурчанам, которые поедут в Поднебесную просто полечиться, отдохнуть. У нас уже есть прецеденты, когда туристы были подвергнуты очень тщательному досмотру. Пока это единичные случаи. Но сезон сейчас не массовый. К лету это может вылиться в очень большие проблемы.

— Форма таможенного контроля должна быть достаточной для соблюдения таможенного законодательства, — ответил на это начальник отдела специальных таможенных процедур благовещенского таможенного поста Владимир Викторов.

Только за прошедшую неделю, по словам сотрудников таможни, в результате соблюдения таможенного контроля возбуждено уголовное дело за перемещение товара с сокрытием радиодеталей на сумму 260 тысяч рублей. Также выявлены три гражданки России, которые перемещали сильнодействующие препараты и наркотики под видом косметики.

— Почему люди должны проходить через ваш «шмон»? Идет партия туристов, вы должны поставить его вещи на контроль и узнать, есть ли в багаже наркотики или оружие, взвесить на весах. Все, — вступил в спор гендиректор ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо», депутат амурского областного Заксобрания Владимир Сушков. — В законе написано, что человек имеет право приобрести и завезти для себя товар. И это помимо личных вещей туриста, возвращающегося из отпуска. Вы же все это плюсуете и пытаетесь с него еще за грязные рубашки и носки взять пошлину. Разберитесь с этим делом. Мы сейчас работаем плотно по этому направлению, в том числе и с прокуратурой.

Мнение

Андрей Конюшок, вице-президент Центра поддержки предпринимателей «Прогноз»:

— Амурская область стоит на самом дне экономического развития. Сегодня только благодаря малому бизнесу качество жизни населения поддерживается на уровне жизни развитых регионов. Представители таможни уверяют, что только исполняют закон. Но ведь он действовал и в прошлые годы. И вдруг в этом году, когда наступил кризис и жить и так тяжело, начинают строго и жестко следовать всем нормам документа. Не надо забывать, что доходы индивидуальных предпринимателей, которые, как правило, и являются частными перевозчиками, облагаются налогом. В бюджетах трех крупных городов — Благовещенска, Свободного и Белогорска — это главная налоговая составляющая. Так зачем ухудшать и без того бедственное положение нашей экономики? Необходимо подумать и об амурчанах. Человек, который получает пять тысяч рублей в месяц, может позволить себе обувь только за 600 рублей. Да, он выбросит ее через три месяца, но он проходит в этой обуви сезон и решит свои проблемы. От имени сообщества предпринимателей я хотел бы обратиться к таможенным органам с просьбой проявить понимание и в рамках правового поля разрешить этот конфликт.

Возрастная категория материалов: 18+