Обе предыдущие попытки дочитать многотомные труды следователей заканчивались одинаково - дело забирали на новое расследование. С момента предъявления претензий экс-губернатору прошло уже более двух лет.
Виновен или очернен?
Четыре уголовных дела в отношении Леонида Короткова были возбуждены в марте 2007 года. Месяц спустя ему предъявили официальные обвинения по трем статьям УК РФ — "Злоупотребление должностными полномочиями" (ст. 285), "Превышение должностных полномочий" (ст. 286) и "Халатность" (ст. 293). По первоначальной версии следствия, в 2004-2006 годах по инициативе губернатора в тариф на электроэнергию включили расходы на содержание ФК "Амур" (41 миллион). Многие СМИ с негодованием говорили, что команду содержала вся область, хотя в действительности тариф повысили только для Забайкальской железной дороги. Кроме того, претензии касались закупки дорожной техники, расходовании областного резервного фонда и поддержки ОАО "Прииск Дамбуки" (Зейский район). В целом, по подсчетам прокуратуры, "противоправные действия Леонида Короткова нанесли бюджету Амурской области ущерб в 123 миллиона рублей". Все дела объединили в одно производство.
Центральные СМИ очень активно обсуждали "коррупционные скандалы в Приамурье", многие депутаты амурского облсовета даже обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой "употребить политический авторитет для пресечения развязанной СМИ кампании по очернению исполнительной власти Амурской области". Сам Леонид Коротков в обращении к жителям назвал свою отставку "плодом кампании по раздуванию в центральных СМИ" фактов возбуждения против него уголовных дел и посетовал на то, что Владимир Путин не нашел возможности встретиться с ним лично.
- Считаю себя невиновным, - подчеркнул тогда Леонид Викторович. - Продолжая сотрудничество со следствием, буду свою невиновность доказывать следствию и суду.
Впрочем, активность его сторонников ни к чему хорошему не привела - 10 мая впервые за время действия закона о наделении губернаторов полномочиями президент Владимир Путин отрешил от должности «в связи с утратой доверия» им же назначенного губернатора — главу Амурской области Леонида Короткова.
- Дело шло с обвинительным уклоном, они упорно добивались отстранения Короткова и большой неожиданностью это не стало,— заявил тогда главный федеральный инспектор по Амурской области Валерий Вощевоз.
Уйдя с политической арены, губернатор превратился в обычного человека, которому не надо круглые сутки быть готовым к звонку из Москвы или к очередному ЧП на подконтрольной ему территории. По собственному признанию, экс-губернатор стал больше времени уделять семье, начал преподавать - сначала в частной школе, а потом на кафедре журналистики Амурского госуниверситета.
Следствие любит троицу
В ходе следствия и количество эпизодов, и фигурирующая в деле сумма уменьшились. В июле 2007 года Генеральная прокуратура РФ сняла с экс-губернатора обвинение в незаконном расходовании средств из резервного фонда области, не найдя в его действиях состава преступления. Тем самым Генпрокуратура подтвердила заявления областных властей о том, что деньги из фонда выделялись на проведение массовых мероприятий, помощь нуждавшимся в медицинских операциях, на прочие благие цели. Как выяснилось, обладминистрация оказывала финансовую поддержку не только футбольному клубу «Амур», но и самой прокуратуре.
В июле же позапрошлого года было закончено предварительное расследование. Тогда Короткову предъявили обвинение в превышении должностных полномочий, злоупотреблении полномочиями и халатности. Обвиняемый начал знакомиться с материалами дела, которые составляли 30 томов и успел изучить 29 из них. Однако сотрудники следственного управления следственного комитета при прокуратуре по ДФО, изучившие все материалы, пришли к выводу о необходимости возобновить расследование и провести ряд следственных действий. Как отметил руководитель СУ СК при прокуратуре РФ по Амурской области Андрей Голомбиевский, "выявлена неполнота расследования, которое было на первоначальном этапе".
- Дела, как и прежде, расследуются следственным отделом по ДФО, но и наши следователи участвуют в группе, - сообщили тогда в амурском СУ. - После расследования подследственному должно быть предъявлено обвинение в окончательной форме, и он начнет знакомиться с материалами уголовного дела.
Впрочем, вторая попытка следствия довести дело до суда успехом также не увенчалась - дальневосточные следователи в третий раз вернулись к расследованию. В итоговом, третьем по счету, "обвинении в окончательной форме" осталась только одна статья - «Превышение должностных полномочий». При этом материалы в части закупки дорожной техники остались без изменения (ч.2 ст. 286), а остальные были ужесточены. Так "Халатность" переквалифицировали на ч.2, а "Злоупотребление должностными полномочиями" на ч. 3, ст. 286. Максимально возможное наказание, соответственно, увеличилось с шести до семи и с семи до десяти лет.
- В ходе следствия я сделал вывод, что дело расследовалось однобоко, с явным обвинительным уклоном - одних и тех же свидетелей многократно вызывали на допросы, некоторых по 10 раз, задавая одни и те же вопросы, возможно, надеясь получить "нужные" ответы, следствием нарушались мои права на защиту, - сообщил "АП" Леонид Коротков. - На этом основании я заявил ходатайство о прекращении дела, но оно удовлетворено не было. Сейчас я надеюсь на суд, в который, хоть и с третьей попытки, попадет дело, и на его справедливое решение.
Кстати, в прокуратуре ДФО "АП" не смогли подтвердить или опровергнуть тот факт, что подследственный Коротков и его адвокаты ознакомились с материалами дела.
- О поступлении документов я не знаю, у нас информационный повод, когда замгенпрокурора подписывает обвинительное заключение и передает его в суд, - сообщила по телефону прокурор управления Генпрокуратуры России в ДФО Раиса Нудман.
В шаге от суда
Коротков опровергает мнение, что он сам затягивал знакомство с делом и говорит, что с нетерпением ждет суда. Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что судебное разбирательство может затянуться, как и следствие. Причиной такого развития событий вполне может быть не очень хорошая перспектива дела для стороны обвинения.
- Если допустить, что уголовные дела в отношении Леонида Викторовича возбуждались для того, чтобы освободить место для ставленника Камиля Исхакова, который в то время был дальневосточным полпредом, то ситуация вполне логичная, - считает политнаблюдатель Евгений Огородский. - Не исключено, что "дополнительные" расследования и переквалификацию дела пришлось проводить из-за отсутствия серьезных доказательств, которые мог бы принять объективный суд. Ведь внимание к процессу наверняка будет повышенным.
Многие из бывших и ныне действующих депутатов облсовета причину называют коротко и ясно - "заказ". Но это в личной беседе, публично же в этом признаются немногие. Критиковали действия Короткова прежде всего оппозиционеры, и в первую очередь коммунисты. Именно они два года назад не поддержали большинство народных избранников и не стали просить президента прекратить "кампанию по очернению исполнительной власти Амурской области".
- Печально, что на многие нарушения правоохранительные органы открывают глаза лишь когда их об этом попросят "сверху", - считает первый секретарь обкома КПРФ Татьяна Ракутина. - Если тариф на электроэнергию незаконно, как говорит следствие, повысили в 2004 году, то почему прокуратуре об этом стало известно лишь тремя годами позже, когда потребовалось освободить место для хорошего знакомого Камиля Исхакова, а Коротков не захотел уйти тихо, по собственному желанию?!
Коллега Ракутиной по фракции в Заксобрании Амурской области, экс-губернатор Анатолий Белоногов считает, что обстоятельства для возбуждения дел действительно были.
- Не знаю доказаны или нет факты, но я видел акты контрольно-счетной палаты о выявленных нарушениях, - говорит Анатолий Николаевич. - Вместе с рядом других депутатов я выступал против покупки акций приска, говоря что это противозаконно.
Среди подписавшихся за Леонида Короткова под обращением к президенту многие действующие парламентарии. Правда, вспоминать события двухлетней давности они не хотят. Более контактными оказались те, кто покинул законодательную власть.
- Я подписывался под обращением к Путину, активисты моей партии выступали против травли губернатора в СМИ, - сообщил "АП" экс-депутат, бывший и.о. первого вице-губернатора, а ныне подсудимый Владимир Кулинич. - Я его поддерживал до последнего, а то, что потом оказался в команде Николая Колесова, - так получилось.
- У меня были претензии к работе уважаемого Леонида Викторовича, и я ему их высказывал, - говорит вернувшийся из политики в бизнес гендиректор автоцентра "МАКС" Петр Хлестунов. - Но, когда пришел Колесов, все это показалось детским лепетом - сплошное хамство и беспредел. Наверняка можно найти какие-то нарушения и осудить Короткова. Но что в таком случае делать с Колесовым - ведь суд у нас должен быть не только справедливым, но и равным!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии