Хмельной бум
Судя по количеству пивных точек, столица области сегодня переживает пивной бум. Пивные отделы открываются как в магазинах, так и в супермаркетах, бывшие залы игровых автоматов превращаются в пивные погреба. Как сообщили в отделе по развитию потребительского рынка и услуг Благовещенска, этот слабоалкогольный напиток сегодня можно купить в 9 специализированных магазинах, 220 киосках и павильонах (51 из них круглосуточный) и в каждом из 309 продовольственных магазинов.
Такая картина вполне характерна: областной центр — самый населенный и денежный город Приамурья. За последний год здесь открылось шесть специализированных магазинов. Да и сам бизнес нехитрый: пиво закупается у производителя оптом и продается в розницу. Если выстроить сеть магазинов с узнаваемой торговой маркой, можно получить высокорентабельный бизнес.
Мощную поддержку пивной экспансии оказывают производители, которые предоставляют продавцам оборудование.
Так, открыть пивной бизнес стоит как минимум вдвое дешевле, чем классический. По неофициальным данным, средняя стоимость точек, работающих на арендованных площадях, в Благовещенске составляет порядка 800 тысяч рублей (в районах — дешевле). Пивмаг окупается за полгода, а к концу года начинает приносить прибыль. С каждым годом оборот увеличивается в среднем на 20 процентов.
— Привезенное пиво долго, как правило, не стоит, — говорит владелец специализированного магазина «Пивариум» Константин Братцев. — Обычно реализуется в течение трех-пяти дней, дорогие сорта «задерживаются» до недели. Разливное пиво более качественное, в нем меньше добавок, поэтому пользуется спросом у населения. Хотя есть и те, кто предпочитает именно бутылочное пиво.
Амурский рынок завоеван преимущественно «иноземными» производителями — из Хабаровска, Владивостока, Ярославля и других городов. Местные компании, такие, как Благовещенский пивзавод и Свободненская пивоваренная компания, занимают на нем небольшой сегмент. На благовещенский рынок предприятия вышли только в прошлом году.
— Проблема в том, что крупные производители из других регионов берут большими объемами продаж и соответственно меньшей ценой, — говорит Наталья Андросова, исполнительный директор Свободненской пивоваренной компании, производящей «живое» пиво. — А человек голосует рублем, даже понимая, что местное пиво лучшего качества и более свежее (то же самое можно сказать и о молочной продукции). К тому же многие люди просто не видят разницы между пастеризованным и «живым» пивом. С другой стороны, «живое» пиво — специфический продукт, и требует жестких условий хранения, определенного температурного режима. А не каждому продавцу хочется «усложнять» себе жизнь.
Несмотря на обилие пивмагов, пивной рынок в области пока еще не насыщен. И динамика роста будет сохраняться еще ближайшие пару лет. Однако благовещенские власти в последнее время делают все, чтобы упорядочить работу таких торговых точек.
На этот счет в мэрии разработана новая программа. В соответствии с ней в течение трех лет пивные павильоны заменят на ларьки с продуктами питания от местных производителей. Работа в этом направлении уже ведется. Так, в прошлом году 9 киосков, торгующих пивом, перевели на социально значимые продукты.
Лидер продаж
Как пьют амурчане — все видят, и это уже не удивляет, а вот в каком количестве — все же шокирует. В прошлом году амурские продавцы реализовали без малого 60 миллионов (!) литров пива. Это 69 литров на душу населения (в 2007-м было 63 литра). А если учесть трезвенников-язвенников, то показатель на порядок выше. То есть примерно треть года работоспособное население области проводит в хмельном дурмане.
Радует то, что на фоне других регионов мы не выглядим «белой вороной»: на одного россиянина приходится 81 литр пенного напитка. Но на Дальнем Востоке, к сожалению, Приамурье — на втором месте. Больше пьют только матерые камчадалы.
Кстати, крепких алкогольных напитков амурчане употребляют на порядок меньше: в 2008 году — 11,6 миллиона литров, или 6,4 литра в год на душу населения. Вина и того меньше — 5,5 миллиона.
Но все-таки статистика не совсем отражает реальную картину. Поскольку есть несознательные продавцы, которые, уклоняясь от налогов, занижают собственную выручку. И соответственно указывают меньший товарооборот.
Пивная сеть Приамурья рассчитана на массового покупателя, и это, кстати, самый простой путь вхождения на рынок. Но хочется отметить, что амурчане в бизнесе стали значительное внимание уделять концептуальной идее и вкладывать больше средств на продвижение своего «бренда». Не случайно появились пивные магазины и бары, имеющие собственное «лицо», с «говорящими» названиями: «Пивоваров», «Пивонер», «Главпивтрест», пивной дом «Бирмания».
Пивопитие стало настолько популярно, что владельцы баров и ресторанов зачастую вешают вывеску с приставкой «пивной». Ведь это гарантирует приток клиентов. В областном центре есть два питейных заведения с собственными пивоварнями. А летом в городе откроется солидный пивной ресторан, где, помимо популярных сортов, будут представлены в большом ассортименте элитные сорта пива. Подробности пока не разглашаются.
«Подсевшая» молодежь
Любопытно, что большинство пивмагов находится в спальных районах. Так что амурчанам буквально с детства прививают привычку — коротать вечера и выходные за бокальчиком пива. А если учесть настойчивую и разнообразную рекламу, то неудивительна любовь молодежи к хмельному «зелью». Ну как реагировать на телевизионный призыв: «Есть вещи, ради которых стоит жить!» или что пиво полезнее молока и воды, в которых микробы?!
На сегодняшний день сформировалась целевая аудитория пиволюбов. В категорию активных потребителей попало поколение 18—20-летних молодых людей. И они составляют треть всех посетителей пивмагов и питейных заведений.
— Всех наших клиентов можно разделить на две группы — люди от 20 до 35 лет и от 40 до 50 лет, остальные предпочитают напитки покрепче, — говорит владелец магазина «Пивариум» Константин Братцев. — Почему отмечается такая тенденция — не знаю. Видимо, молодежь выбирает напитки с минимальным содержанием алкоголя. Лично я тоже предпочту пиво водке — от него делаешься мягким, добрым, а от «горькой» — люди только дурнеют.
К слову сказать, сдвиги к цивилизованной торговле уже наметились. Как показали проведенные недавно проверки, владельцы пивных магазинов стали законопослушнее. Не продают «запретный плод» детям.
— Если в 2008 году было 48 зарегистрированных случаев продажи пива подросткам, то с начала этого года — пока ни одного, — отмечает начальник отдела по развитию потребительского рынка и услуг Благовещенска Евгения Шершнева. — Это говорит о том, что растет сознательный уровень предпринимателей. Теперь они гонятся не только за прибылью, но и пекутся о своей репутации.
Пиво приводит к бесплодию
Реклама пива умалчивает о вреде. А по пагубности для организма пиво может сравниться только с самогоном. Содержание альдегидов, сивушных масел, метанола в нем в десятки и сотни раз выше, чем в водке.
Опасность хмельного напитка в том, что дети очень быстро подсаживаются на него. И доза стремительно растет, как и развивается зависимость.
— Очень серьезное влияние пиво оказывает на половую сферу подростков, — комментирует заместитель главврача по детской наркологии областного наркологического диспансера Лидия Рыбальченко. — У детей, пьющих пиво, нарушается полностью гормональный баланс. Причем у мальчиков изменения идут по женскому типу — полнеют бедра, растет живот. Последствия для будущих мужчин тут, увы, нелицеприятные: злоупотребление пивом чревато серьезными последствиями, вплоть до бездетности.
По словам врача, на протяжении пяти лет в области, как и по всей России, отмечается рост алкогольной зависимости среди несовершеннолетних. Если два года назад в том же Благовещенске было до 20 больных подростков, то в прошлом году их уже стало почти 30.
Печально, но до алкогольных психозов (белой горячки) допиваются и 14-летние дети. А четверть пивоманов составляют девочки. И это действительно больные дети, которым, кроме помощи нарколога, необходима помощь педиатра. Так как у них поражается печень. И в большинстве случаев алкогольная болезнь вызвана употреблением именно пива!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии