Но если при пожаре мы звоним 01, то куда обращаться жертвам торговли людьми — большой вопрос. Как выработать межведомственный механизм предотвращения торговли людьми и оказания помощи ее жертвам, обсуждали вчера за «круглым столом». Организаторы дискуссии — уполномоченный по правам человека в Амурской области и областная молодежная общественная организация «Пульс».
— С первой жертвой мы столкнулись в 2004 году, — рассказала председатель правления «Пульса» Лариса Фокина. — Пришла девушка, рассказала, что ее сестра поехала в Китай танцевать, в Пекине ее закрыли в комнате, не пускают домой, а девушке нужна срочная медицинская помощь, она буквально истекает кровью. И я столкнулась с тем, что надо все решать быстро, а мне говорят: подождите до понедельника. Начинаю объяснять и слышу в ответ: «Вы ей кто — мать? Она сама виновата!» Не найдя помощи здесь, мы вышли на посольство в Пекине. В общем, девушку отпустили. И тогда я поняла, что нам не хватает межведомственного взаимодействия — прежде всего с правоохранительными органами.
«Пульс» ведет такую работу с 2002 года. За 7 лет реализовано 7 грантовых проектов при поддержке международной организации «Винрок Интернэшнл». Эта организация работает только с теми регионами, где есть конкретные случаи торговли людьми. До 2007 года российские правозащитники работали только на международные средства, два года назад эту деятельность начали поддерживать и власти России.
Чтобы оказать реальную помощь жертвам торговли людьми, нужен механизм межведомственного взаимодействия. Он создается сейчас. А пока проблемами людей, ставших живым товаром, занимаются правозащитные и общественные организации. Правоохранительные органы откликаются на эти проблемы неохотно, считает Жаккелина Орлова, председатель Амурского союза женщин.
В один из летних дней 2007 года прямо в центре Благовещенска ходили мальчики в девчоночьей одежде и предлагали себя мужчинам.
— Мы обратились в УВД — буквально через дорогу, но никто не вышел, позвонили 02, но нам ответили, что по таким случаям милиция не выезжает, — возмущается Жаккелина Эдуардовна. — А дети тем временем сели в машину с хабаровскими номерами и скрылись.
Случай 2006 года. Семи несовершеннолетним девочкам из профучилища, большинство из которых воспитанницы детдомов, предложили поехать подзаработать летом на Сахалине — якобы официантками на кораблях. У них забрали паспорта под предлогом покупки билетов на самолет. Одна из девчонок оставила бабушке, с которой жила, записку. Пожилая женщина сразу забила тревогу, обратилась в Амурский союз женщин. Ее внучку удалось снять буквально с борта самолета, а остальные улетели. Жаккелина Эдуардовна позвонила одному из милицейских чинов Южно-Сахалинска, с которым познакомилась на правозащитной конференции. На острове борт встречали сотрудники УВД, они и отправили несостоявшихся официанток обратно.
— Я очень пожалела, что настояла на том, чтобы женщина написала заявление в правоохранительные органы, — говорит Жаккелина Орлова. — Во-первых, бабушку и внучку унижали так, что им мало не показалось, а во-вторых, прошло три года, но никакого ответа получено не было.
Люди попадают в сложную ситуацию не потому, что они плохие или сами виноваты. Они идут от безысходности или в результате обмана.
— Надо менять сознание работников правоохранительных органов, без этого законы не работают, — говорит Жаккелина Орлова.
Те, кто думает, что в рабстве оказываются только легкомысленные девушки, заблуждаются, убеждена Жаккелина Орлова. В 2006 году 38-летний благовещенец, уволенный из ГИБДД в связи с травмой, остался без работы. Нанялся охранником в КНР. Отработал 3 месяца, подошло дело к получению зарплаты, но вместо денег его прямо из кафе, куда он зашел поужинать, забрали в тюрьму. Документы и вещи остались в гостинице. Жена в Благовещенске подняла на ноги всех, кого смогла. Но проблема в том, что мало кто мог помочь. Мужчину нашли только через 4 месяца, китайская тюрьма сделала его инвалидом.
Другой случай — бывший десантник отправился на работу в Хэйхэ, ему обещали золотые горы, но заставили работать грузчиком в «чифаньке» за 10 юаней в неделю. Паспорт, естественно, отобрали. Он семь лет копил деньги, чтобы добраться до Шэньяна и оформить новый паспорт. Вернулся домой — а здесь его уже никто не ждет. Жена вышла замуж, квартиры давно нет.
Торговля людьми — тема новая, и, возможно, правоохранители, и не только они, не знают, как работать по этой проблеме. Представитель прокуратуры взял на учет случаи, прозвучавшие за «круглым столом», чтобы с каждым разобраться.
Уполномоченный по правам человека Амурской области Любовь Хащева:
— Причины того, что люди попадают в рабство по собственной воле или будучи обманутыми, — желание вырваться из нищеты и правовая неграмотность. Влияет и близость с Китаем, это упрощает вывоз и транзит людей для эксплуатации за рубежом. Рынок этот очень прибылен и сопоставим разве что с наркоторговлей. Жизнь требует от нас более значительной концентрации усилий для защиты людей от перспективы стать живым товаром.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии