Это уже второй съезд оленеводов мира, на котором побывали эвенки из Амурской области. Первый проходил в 2005 году в Якутске, и особых проблем у амурчан туда приехать не было. В этот раз главным препятствием стала дорога, так как делегатов принимала Норвегия, билет до которой стоит несколько десятков тысяч рублей. Понимая важность конгресса, коренных жителей севера поддержал губернатор Олег Кожемяко. в итоге в Каутокейно поехали два жителя из Усть-Нюкжи — охотовед Виктор Александров и оленевод Тамара Андреева, а также сотрудник министерства сельского хозяйства области Светлана Никифорова.
— На конгрессе мы подняли проблему таежного оленеводства амурских эвенков. Сегодня нас государство по всем субсидиям равняет с Ямалом, Чукоткой, где олени пасутся по тундре, а это совершенно разные условия по сравнению с тайгой севера Амурской области. Ведь у нас другие размеры пастбищ, другие нормативы по оленеводству, — рассказывает Светлана Никифорова, главный специалист-эксперт отдела животноводства и племенной работы Министерства сельского хозяйства Амурской области. — Не менее острая проблема — изгороди. В Норвегии их легко переносят с одного пастбища на другое, мы же в условиях тайги и огромных расстояний сделать это не можем. В результате на западе 100-процентная сохранность поголовья оленей, у нас же большие потери из-за волков, медведей. Кроме этого, на Аляске, в Швеции, Финляндии на оленях не ездят — для передвижения используют вездеходы. В Амурской области 60% — это рабочий скот, естественно, что при таких цифрах говорить о животноводстве можно с трудом.
Во всех странах оленеводство поддерживается государством. Многочисленные виды субсидий, льгот дают возможность местным жителям безбедно жить и увеличивать поголовье оленей. Например, в Норвегии за каждого животного, которое сдается на скотобойню, оленевод получает не только деньги за мясо от завода, но и дотацию от государства. Если машина сбила оленя, а в Скандинавии стада пасутся вдоль дорог, то после соответствующей справки из полиции опять же из бюджета владелец животного получает компенсацию за потерянного питомца. Большое внимание уделяется маточному поголовью: на убой отправляют в основном самцов, самок оставляют для воспроизводства.
— На конгрессе мы увидели, насколько государство поддерживает оленеводов в западных странах: здесь и специальные дома, и небольшие гидроэлектростанции вблизи пастбищ, и современная техника, в России же до сих пор нет четкой программы поддержки, — говорит Виктор Александров, делегат из Усть-Нюкжи. — Хотя наш олень гораздо крупнее норвежского, так что в этом мы превосходим коллег.
На конгресс, который проходит раз в четыре года, собрались делегаты из многих регионов России, Финляндии, Швеции, Аляски, Монголии, Китая. Удивительно, но именно в Норвегии познакомились тындинские и китайские эвенки, язык которых, как оказалось, ничем не отличается.
— Даже в Амурской области есть различия в языке у эвенков из Усть-Нюкжи Тындинского района и Бомнака Зейского района. А когда мы стали разговаривать с китайцами, то язык у нас оказался одинаковым: в первый день еще были проблемы с акцентом, а уже на следующий мы без проблем общались на все темы, — продолжает Виктор Александров. — Мы обменялись координатами и уже получили приглашение приехать в КНР в июне на эвенкийский праздник. Китайские эвенки живут на севере — на границе с Монголией, и нам, конечно, интересно посмотреть, как живут наши соседи.
Подобные встречи, по мнению, делегатов очень важны. Ведь это не только обмен опытом, это еще и возможность поднять проблему, и самое главное — найти пути ее решения. Для амурских оленеводов сейчас главная задача — сохранение и развитие поголовья. Это возможно только при участии государства. Коренные жители севера надеются, что уже к следующему слету оленеводов, который пройдет в 2013 году в Китае, амурчанам будет что показать и рассказать коллегам со всего мира.
Тындинский район.
Возрастная категория материалов: 18+
Оленеводство в Приамурье уже почти убито в Зейском районе и убивается в Селемджинском районе. Реальной поддержки общины Селемджинского района не получают. В позапрошлом году в с. Ивановское чиновниками с участием и Никифоровой С.Д. организован «сход» о даче согласия на размещение золотоизвлекательной фабрики ООО «Албынский рудник» близ села. При этом на него не были приглашены (и все делалось для этого) представители оленеводческо-промысловых общин КМНС, последние эвенкийские оленеводы и охотники села (находившиеся в стадах) и активисты местных общественных движений (в частности, известный правозащитник А.Охлопков).
— общины кмнс селемджинского района (гость)