Завтра в северной столице Приамурья открывается выставка-ярмарка «Тындаэкспо-2009». Накануне этого события корреспондент «АП» попытался выяснить, от чего зависит экономика Тынды и какие перспективы ждут город в ближайшие десятилетия.
Крайняя точка Москвы
По генеральному плану Тында была рассчитана на 120 тысяч человек. С таким расчетом в городе построены железнодорожный вокзал, аэропорт, хлебозавод и ряд других зданий. Были в столице БАМа и такие интересные проекты, как, например, организация троллейбусного движения до аэропорта, строительство подземных переходов через проспекты, крупнейшие автомобильные развязки.
— К сожалению, нам не хватило времени реализовать все эти проекты — началась перестройка. Буквально несколько лет и город выглядел бы совсем по-другому: появились бы новые жилые микрорайоны, парки культуры, спорткомплексы, — говорит Виктория Щекалева, заместитель мэра Тынды по экономике. — Генеральный план развития города за это время несколько изменился, но очевидно: многое, что было запланировано 30 лет назад, уже построено не будет. Сейчас в этом нет необходимости. Хотя в новом генплане есть и аквапарк, и набережная, и развязки.
Когда была плановая экономика, предполагалось, что мужчины будут работать на железной дороге, а их жены трудиться на швейной и обувной фабриках. О том, нужна ли продукция этих производств, тогда никто не думал. Задача была обеспечить всех работой. В городе уже даже началось строительство фабрик, однако в конце 80-х годов на этой идее поставили точку. Сегодня на фундаменте швейной фабрики проводятся учения спасателей, а место, отведенное под обувное производство, заросло травой.
За 15 лет население крайней точки Москвы сократилось с 67 тысяч человек до 40 тысяч. Массовый отток тындинцев связан с ликвидацией в 1997 году управления Байкало-Амурской железной дороги и прекращением строительства БАМа.
Впереди планеты всей
Градообразующим предприятием столицы БАМа является Тындинское отделение дороги. Треть горожан работают в железнодорожных подразделениях: дистанциях пути, связи, энергоснабжения, по обслуживанию пассажиров, вагонном и локомотивном депо. От Тынды отходят железнодорожные ветки в четырех направлениях: на север, юг, восток и запад. Каждые сутки через тындинский железнодорожный узел проходят десятки составов с углем, нефтью, лесом, глиноземом, контейнерами. С каждым годом растут перевозки грузов по БАМу, а вместе с этим и становится востребованной инфраструктура Тындинского отделения дороги.
Сегодня в городе работает самое крупное локомотивное депо на Дальнем Востоке и Сибири, в котором трудятся более двух тысяч горожан. В депо производят ремонт тепловозов из Читы, Комсомольска-на-Амуре, Новой Чары. Постепенно обновляется парк локомотивов. Пассажирские составы сейчас ведут новейшие машины, сравнимые с европейскими экспрессами. С вокзала Тынды отправляются прямые поезда в Москву, Кисловодск, Новосибирск, Хабаровск, Комсомольск, Нерюнгри, Благовещенск. С областным центром столицу БАМа соединяет единственный фирменный поезд Амурской области «Гилюй».
— Железная дорога — основной налогоплательщик в Тынде. Большую часть доходов городского бюджета составляют платежи железнодорожников, — подчеркивает Виктория Щекалева. Кроме этого, экономика города держится на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и торговли. Крупнейшие организации города «Тындалес», «Бамстроймеханизация». Тында — одно из немногих муниципальных образований области, которое полностью обеспечивает себя за счет собственных доходов и является городом-донором. В прошлом году в консолидированный бюджет поступило более трех миллиардов рублей. Это огромная сумма, в самом городе осталось всего 348 миллионов, остальное ушло в область и федерацию.
При этом Тында несет огромные затраты на содержание социальной сферы, в расчете на душу населения они гораздо больше, чем в других городах области. Это связано с тем, что в северной столице Приамурья находится большое количество учреждений образования, культуры, спорта. Драматический театр, бассейн, ледовый дворец и дворец культуры, музей, спортивные комплексы требуют многомиллионного финансирования.
Тында сегодня занимает первое место среди городов и районов области по размеру заработной платы. Средняя зарплата в северной столице Приамурья приближается к 30 тысячам рублей. Высокий уровень жизни тындинцев подтверждается и таким показателем, как товарооборот. По этому показателю Тында конкурирует только с Благовещенском. Как и по ценам на недвижимость. В столице БАМа самый низкий показатель безработицы, а рождаемость всегда превышает смертность.
Будущее за БАМом
Перспективы Тынды неразрывно связаны с развитием месторождений вдоль Байкало-Амурской магистрали. В свое время строительство подъездных путей к Эльгинскому месторождению угля дало мощный импульс к подъему экономики города. Балтийская строительная компания не только обеспечивала работой тысячи горожан, перечисляла миллионы рублей в местный бюджет, но вкладывала значительные средства в социальную сферу. Именно БСК построила в Тынде Собор Святой Троицы.
Сейчас на севере области идет активное освоение месторождений: Куранахского титано-магнетитовых руд, Березитового золоторудного. Инвесторы присматриваются и к другим не менее интересным проектам. В самом городе активно развивается производство продуктов питания, мебели, открываются новые торговые центры и салоны красоты.
Местная власть сегодня делает все для того, чтобы Тында оставалась современным городом и привлекала к себе молодежь. А это значит, что Тында по-прежнему останется городом высокого полета и будет носить почетные звания северной столицы Приамурья и столицы БАМа, а в будущем, возможно, и Трансконтинентальной дороги, которая свяжет Россию с Америкой.
Мнение
Марк Шульц, мэр Тынды:
— Немного найдется в истории страны населенных пунктов, которые так стремительно, всего за несколько лет, из небольших поселков в глубинке превратились в красивые уютные города, отвечающие всем требованиям современной жизни. Пожалуй, только Тольятти и Набережные Челны росли так быстро. Но они появились в давно обжитых краях. Наши ближайшие соседи — Нерюнгри и Зея — родственны нам романтикой, способностью жителей-северян преодолевать суровый климат и трудности первопроходцев. Но об этих городах не пели столько песен, не снимали столько фильмов, не гремела о них такая всесоюзная слава. Ни один из молодых городов не получил статуса столицы. У Тынды он есть. Это статус столицы БАМа — территории почти в полтора миллиона квадратных километров. И мы уверены, что с развитием железной дороги, освоением месторождений полезных ископаемых откроются новые перспективы и города.
Тында в цифрах
3 миллиарда 100 миллионов рублей перечислено налогоплательщиками Тынды в консолидированный бюджет.
2 миллиарда 949 миллионов рублей — оборот розничной торговли города.
28267 рублей — средняя зарплата в Тынде.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии