Сергей Саляев пока примерный ученик.Сергей Саляев пока примерный ученик.

«От винта!»

Почти каждые выходные директор амурского филиала компании «Билайн» Сергей Саляев откладывает дела и отправляется на маленький полевой аэродром в селе Тамбовка. Здесь он уже не руководитель большого коллектива, а лишь примерный ученик. По прибытии инструктаж, осмотр двухместного Як-52, масса других необходимых регламентных мероприятий. Перед взлетом наземная отработка очередных приемов пилотирования и работа над ошибками.

— Прошлая летная тренировка закончилась не очень удачно, — признается Сергей Саляев. — При посадке сделал «козла», за что получили небольшой нагоняй от руководителя полетов. После этого было время проанализировать свои ошибки, и сегодня постараюсь их избежать.

Стоя на расчерченной площадке, инструктор рассказывает и тут же показывает руками все манипуляции, которые предстоит повторить в воздухе. Обучаемый рядом повторяет эти движения и тут же уточняет непонятные моменты. Лишь после этого допуск в кабину, традиционное «От винта!» и запрос разрешения на взлет.

— Безопасность полетов во главе угла, — продолжает Сергей Саляев. — Без разрешения руководителя полетов лишнего «шага» в воздухе не сделаешь.

Самолет выруливает на взлетную полосу и, набрав высоту, круг за кругом вновь устремляется к земле. Там плавное касание, небольшой пробег и очередной взлет. Все делается безо всякой остановки. Через полчаса таких «взлетов-посадок» небольшой перерыв, во время которого можно снять напряжение и дать оценку всем действиям. Потом опять в небо, тренировка и заслуженная похвала со стороны инструктора Ларисы Касьян: «Чувствуется уверенность, далеко пойдешь».

Далеко не загадывая

Говорить о собственном профессионализме сам собеседник еще не решается — за плечами пока 6 часов «налета», или так называемых летных часов. Для получения «корочек» пилота-любителя (без права заниматься коммерческой деятельностью) необходимо налетать 50 часов. Для превращения в коммерческого пилота нужно провести в воздухе в три раза больше времени. Так далеко Сергей пока не загадывает.

— Как любой мальчишка, болел небом еще в детстве, даже умудрился сделать несколько прыжков с парашютом. Однако впоследствии судьба распорядилась иначе, и теперь у меня вполне земная профессия, — рассказывает о причинах своего прихода в аэроклуб директор филиала сотовой связи. — Недавно все же решил воплотить мечту в реальность. В принципе Як-52 — это хороший, надежный самолет, очень удобный для первоначального обучения. Что касается ощущений, то после каждого полета испытываешь настоящее наслаждение. Ты вновь смог, сумел, освоил что-то новое.

Задача на ближайшее будущее — самостоятельный полет без наличия инструктора за спиной. Это станет возможным лишь после отработки всех основных упражнений, среди которых сегодняшние «взлеты-посадки» (конвейер) одно из самых сложных на первоначальном этапе. Как и в любом деле, все идет от простого к сложному: сначала отрабатываются простейшие крены, «горки», пикирования, позже так называемые срывные режимы. Речь идет о «штопоре» и различных виражах. Помимо этого, нужно уметь ориентироваться на местности.

— В этом плане легче летать зимой, ведь весной все становится одного цвета, — очередные тонкости летной подготовки от Сергея Саляева. — Если же сравнивать взлет и посадку, то сложнее посадка. Ее нужно почувствовать. Учитывается масса факторов, среди которых высота, скорость, правильный заход, глиссада (траектория снижения), возможные недолет, перелет и так далее. Постоянно требуется повышенное внимание. Иногда все напоминает вождение автомобиля. Но из машины не увидишь даже малой части того, что открывается сверху.

Практический подход

Многие десятилетия аббревиатура ДОСААФ была олицетворением патриотизма и стремления к защите родины. Летчики, связисты, водители, механики… в этих стенах свои первые шаги в профессию сделала масса достойных людей. Причем своеобразной элитой этого общества всегда оставались именно пилоты. В последние годы Благовещенский аэроклуб переживал нелегкие времена. Отсутствие финансирования, недостатки в обновлении материальной базы и, как следствие, падение популярности грозили свести на нет первоначальную подготовку авиаторов. С 2005 года клуб был вынужден искать пути выхода из безденежья и ради выживания пытался встать на коммерческие рельсы. Намеки на перелом появились не так давно.

— В 2005 году финансирование аэроклуба полностью прекратилось, а спонсоры не проявляли интереса, — рассказывает директор аэроклуба, по совместительству руководитель организации некоммерческого партнерства «Авиасервис» Виталий Климов. — Великое счастье, что удалось сохранить коллектив и материальную базу. «Крайние» (последние — сленг пилотов) самолеты Як-52 появились в Благовещенском аэроклубе в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века. Сравнительно новые, вполне пригодные для эксплуатации машины. Им еще летать и летать.

Кстати, сам Виталий Климов известен амурчанам не столько в качестве авиатора, сколько в качестве бизнесмена и идеолога бильярдного спорта. Тем не менее его часто можно увидеть в кабине легкомоторного самолета. По его признанию, собственная страсть к авиации имеет вполне практичные очертания.

На борьбу с вредителем

Задолго до того как возглавить аэроклуб, Виталий Климов выступил организатором компании «Авиасервис». Были закуплены два новых легкомоторных одноместных самолета «Фермер», которые успели заявить о себе в сельском хозяйстве. Впереди лето, и скоро способности самолета и летчика окажутся востребованы на полях. Поэтому сейчас Виталий значительную часть времени проводит в небе за штурвалом, отрабатывая воздушную обработку почвы.

Один крылатый «трудяга» в день обрабатывает с воздуха до 1000 гектаров посевных площадей. Такая производительность несравнима с возможностями наземной техники, имеющейся у большинства амурских сельхозпроизводителей.

Конкретный пример: в прошлом году Амурская область пережила нашествие лугового мотылька — страшного вредителя, уничтожающего на своем пути все зеленое и цветущее. Избежать катастрофических последствий удалось благодаря своевременному подъему в небо тех самых «Фермеров» — зараженные участки удалось обработать агропрепаратами в короткие сроки.

— Образ жизни мотылька таков, что в этом году его нашествие продолжится — даст о себе знать потомство, которое вредитель успел отложить на территории Приамурья, — продолжает директор аэроклуба. — Планируем обработать 80 тысяч гектаров площадей, а количество новых самолетов для сельского хозяйства будет доведено до четырех.

Результаты взаимодействия Благовещенского аэроклуба с компанией «Авиасервис» уже дают о себе знать. Инженерно-технический состав получил уверенность, что в ближайшем будущем без работы не останется. Начали летать самолеты, появился интерес окружающих. Правда, среди новоиспеченных пилотов в основном люди состоятельные, способные финансово поддержать альма-матер амурской авиации. Один час учебного полета на Як-52 стоит 10 тысяч рублей. Но с приходом в «Авиасервис» новых самолетов типа «Грифон» эта цена снизится чуть ли не вдвое. Современная малая авиатехника более экономична в эксплуатации.

Развивать первоначальную подготовку летчиков в Амурской области заставляет сама жизнь — они нужны в сельском хозяйстве, возрождаются местные авиалинии, с развитием экономики пилоты будут востребованы в других отраслях. Но для этого мало возобновить стабильную работу аэроклуба, необходимо добиться возврата государственной финансовой поддержки первоначальной подготовки пилотов. Как нас заверили в аэроклубе, работа над этим вопросом уже проводится.

Мнение

Виталий Климов, руководитель благовещенского аэроклуба и компании «Авиасервис».

— Если сравнивать с другими дальневосточными регионами, то здесь наилучшие условия для первоначальной подготовки летчиков, и они очень нужны Амурской области. Другое дело, что техника имеет свойство изнашиваться, на восстановление и ремонт нужны деньги.

Возрастная категория материалов: 18+