Банки первыми, почувствовав надвигающийся кризис, начали «рубить с плеча» по собственному бизнесу. Осенью 2008 года прошла первая волна сокращений и закрытия офисов по стране.
Первыми статьями банковских бюджетов, павшими жертвами жесткого дефицита, стали рекламные и маркетинговые расходы. Можно заметить, как на улицах областного центра убавилось количество ярких баннеров от банкиров. Кредитные организации перешли на раздачу рекламных листовок: в лучшем случае — цветных на ламинированной бумаге, в худшем — ксерокопии вручную разрезанных сообщений о вкладах и кредитах.
Часом «икс» для амурских банкиров стали предновогодние хлопоты, когда режим тотальной экономии почувствовали все работники. Одни остались без привычных подарков под корпоративной елкой, другие — без новогодней вечеринки за счет организации. Предновогодним «презентом» стало отсутствие фирменных календарей. В некоторых офисах впервые в «банковской практике» на стенах оказались календари, подаренные клиентами. Кроме того, многие кредитные учреждение вынуждены были лимитировать раздачу корпоративных сувениров. Если раньше работники некоторых банков с удовольствием одаривали родственников бесчисленными именными банковскими ручками, то в 2009 году далеко не каждый клиент имел шанс стать обладателем фирменных канцтоваров.
Новая волна урезания расходов началась в марте — апреле этого года. Работникам заявили о прекращении технического перевооружения филиалов. Многим приказано забыть о современных банкоматах, посттерминалах, а также кондиционерах и принтерах. Главный удар был нанесен по хозяйственным расходам филиалов и допофисов банков. Финансовая дисциплина ужесточилась и по статье «использование служебного транспорта». Как рассказал сотрудник одного из офисов амурских банков, жесткое регламентирование служебных поездок свелось к тому, что они вынуждены приезжать к клиентам на маршрутном автобусе.
Не обошли банкиры стороной и возможность более рационального использования канцелярских товаров. И если правительство Амурской области сравнительно недавно стало практиковать двустороннюю печать документов, то банки давно преуспели в этом нехитром способе экономии. Более того, в некоторых кредитных организациях изданы внутренние приказы с указанием лимита выдачи шариковых ручек, скрепок и клея на одного работника. Примером отчаянной экономии от банков можно считать издание инструкции «Об эффективном использовании визитных карточек», в которой указаны конкретные ситуации, когда стоит пренебречь раздачей «дорогих» фирменных визиток.
На этом способы сжатия банковских расходов не заканчиваются. Командировки работников сведены к минимуму, виза «Отказать» числится на планах по обучению сотрудников. Более того, прошедшая Международная выставочная ярмарка и шествие в честь празднования дня рождения Благовещенска выявили еще одну «дыру» в банковских бюджетах: одним банкам не хватило средств на новые красочные плакаты, другим — на финансирование самого участия в этих мероприятиях.
Пределом экономии стало сокращение зарплат банковских служащих. Еще весной топ-менеджеры нескольких банков приняли волевое решение отказаться от вознаграждений по итогам работы за год. Должно быть, чтобы им не было мучительно больно, научить экономии решили всех сотрудников. Среди филиалов крупнейших банков страны давно ходили слухи о скором урезании премий. Но только с 3-го квартала этого года «обещания» стали принимать отчетливые черты: сразу в нескольких амурских офисах банков работникам заявили о прекращении выплаты бонусов и премиальных. Похоже, на этот раз борьба за экономию напоминает пословицу «Сапожник без сапог». Скоро выражение «Банкир без денег» будет звучать куда актуальнее.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии